logo search
Анализ процесса возвращения Испании в мировое сообщество

2.3 Динамика дипломатического диалога с США и странами Западной Европы. Перспективы сотрудничества в рамках ЕЭС

Итак, были восстановлены отношения с США в военной и торгово-финансовой сфере, постепенно налаживались контакты Испании с арабским миром и странами Латинской Америки. Тем не менее, вступление Испании в ООН и ОЕЭС отнюдь не означало признание франкистского режима западноевропейскими государствами. Однако, благодаря усилиям Кастиэльи, можно говорить об улучшении политических отношений Испании с Францией, Великобританией и Федеративной Республикой Германией (ФРГ), в меньшей степени - с Бельгией, Италией, Нидерландами, Скандинавией. Для сближения с этими странами испанское правительство использовало все доступные средства: как развитие культурного и научного сотрудничества, так и применение экономических рычагов. К началу 1960 г. около половины испанского экспорта направлялось в страны Западной Европы. Постепенно западные державы осознали необходимость включения Испании в общеевропейский рынок и стали искать пути укрепления внешнеполитических связей с недавним «изгоем». И хотя в прессе режим Франко продолжал подвергаться критике, европейская элита предпочитала вспоминать о «моральных критериях» только в случае крайней необходимости. Выгодные кредиты были обещаны Испании правительством генерала де Голля, которое также выразило готовность оказать содействие в строительстве первой в Испании атомной электростанции. А осенью 1962 г. Кастиэлья получил неофициальные известия о том, что президент Франции благосклонно относится к перспективе вступления Испании в «Общий рынок» или Европейское экономическое сообщество. Подобной точки зрения придерживалась и ФРГ.

Европейское экономическое сообщество было учреждено в 1957 г. государствами-членами Европейского объединения угля и стали. Первоначально в данную региональную интеграционную структуру вошли 6 государств ФРГ, Франция, Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург. Цели объединения были зафиксированы Римским договором и сводились к следующему: создание таможенного союза (постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле), единая сельскохозяйственная политика, свободное движение капитала, рабочей силы и услуг между странами-членами ЕЭС.

Несмотря на что, что Испания все больше вовлекалась в общеевропейский процесс интеграции, очень многое зависело от динамики дипломатического диалога с США. В 1963 г. договор о военных базах между Испанией и США в связи с необходимостью продления был преобразован в договор о взаимопомощи. То есть, отныне стороны признавались равноправными и имели взаимные обязательства. Однако в целом, на протяжении 1960-х гг. можно смело говорить об охлаждении испано-американских отношений. Во-первых, в Вашингтоне продолжалась открытая критика в адрес франкистского режима. Во-вторых, противоречия вызывали позиции сторон в кубинском вопросе: политика экономической блокады Кубы, осуществляемая США, противоречила интересам Испании как индустриальной державы, остро нуждающейся в рынках сбыта. США отказалось поддержать Испанию в англо-испанском споре о деколонизации Гибралтара, а Испания, в свою очередь, не осудила выход Франции из военной организации НАТО. Другими факторами «охлаждения» взаимоотношений между США и Испанией можно считать «инцидент в Паломаресе», а также позиция испанского правительства в арабо-израильском конфликте - «Шестидневной войне 1967 г.»: на заседании Генеральной Ассамблеи ООН Испания открыто поддержала Египет. В 1968 г. Кастиэлья потребовал для страны такого же юридического статуса, на котором были основаны взаимоотношения США и других членов НАТО, что не могла не вызвать раздражение Вашингтоне.

В сложившихся условиях, возвращение к традиционному испанскому нейтралитету представлялось для правительственных кругов Испании все более привлекательным. Данная позиция отвечала национальным интересам еще и потому, что позволяла переориентироваться на дальнейшее сближение с Европой, путем установления дипломатических отношений с Восточной Европой, в том числе и с СССР.

Тем не менее, западные державы не спешили официально принять Испанию «в семью европейского экономического и политического сообщества». В 1962 г. Испания направила в штаб-квартиру ЕЭС просьбу о начале официальных переговоров по вопросу вступления в организацию. Государства Бенилюкса высказались против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран: первая просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964 г. То есть, невзирая на пересмотр отношения к режиму Франко, правительства демократических стран Западной Европы все еще воздерживались от установления с Испанией слишком тесных контактов. Лишь в 1970 г. в Люксембурге после напряженных переговоров был подписан протокол о предоставлении Испании режима благоприятствования в торговле со странами-членами ЕЭС.

Таким образом, в 60-е гг. Испания достигла колоссальных успехов по преодоления международной изоляции, которые были обусловлены, прежде всего, всесторонней модернизацией экономической системы страны, ставшей возможной благодаря усилиям министров-технократов во главе с Лопесом Родо и огромным иностранным субсидиям, займам и льготным кредитам. В результате Испания по темпам экономического роста опередила большинство европейских стран, что заставило их пересмотреть моральную сторону господствовавшего авторитаризма и искать пути экономического и торгового сближения с Испанией. Однако сохранение антидемократического режима в стране по-прежнему являлось серьезным препятствием на пути дальнейшей интеграции Испании в общеевропейские политические структуры.