logo
Сессия

Структура сферы услуг.

В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора: производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек. Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации. В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство). Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик – принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть – в трансакционный (торговля, управление, финансы).

Дифференциация стран современного мира по степени развития сферы сервиса.

В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых. Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации. Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (Табл. 2). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).

Таблица 2. ОТСТАВАНИЕ СТРАН ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ПО СТЕПЕНИ ДОСТУПА К УСЛУГАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РЕГИОНЫ МИРА

Доля общего числа пользователей Интернет, %

Северная Америка

42,6

Западная Европа

23,8

Азия

20,6

Восточная Европа

4,7

Африка

0,6

Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).

Географическое распределение торговли услугами отличает­ся крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием фак­торных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ве­дущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Велико­британию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экс­порта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя не­которые являются крупными их экспортерами, например Юж­ная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.Восточно-европейские страны достигли определенных успе­хов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экс­порте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахто­вых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития ту­ризма, экспорта транспортных и ряда других современных ус­луг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качест­во предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высо­кий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оцен­кам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как вы­сокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать пре­вратное впечатление о значимости (доле) услуг для националь­ной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности. Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.Иногда для оценки состояния рынка услуг используют со­отношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значе­ние для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Авст­ралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Вели­кобритании, Швейцарии.Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом ме­ждународных экономических отношений, а становится веду­щим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предостав­лять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный про­цесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешне­экономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.