Структура сферы услуг.
В зависимости от того, в чем именно проявляются услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют на два подсектора: производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т.п.).Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля – их принадлежность кому-либо и т.д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек. Впрочем, это противопоставление материального/нематериального очень относительно: скажем, в торговле продавать можно нематериальные услуги (как это происходит, например, при покупке билета в кинотеатр), а здравоохранение невозможно без использования вполне материальной аппаратуры. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсектора материального/нематериального производства встречаются и другие классификации. В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:третичный – инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);четвертичный – распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);пятиричный – социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство). Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский экономист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик – принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть – в трансакционный (торговля, управление, финансы).
Дифференциация стран современного мира по степени развития сферы сервиса.
В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых. Поэтому одним из критериев развертывания НТР является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. Резкий рост сферы услуг наблюдается во второй половине 20 в. не только в развитых, но и в развивающихся странах. Однако структура сервисной занятости в странах догоняющего развития принципиально отличается от ситуации в развитых странах. В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, не-наукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики – производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации. Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (Табл. 2). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).
| |
Таблица 2. ОТСТАВАНИЕ СТРАН ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ ПО СТЕПЕНИ ДОСТУПА К УСЛУГАМ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ | |
РЕГИОНЫ МИРА | Доля общего числа пользователей Интернет, % |
Северная Америка | 42,6 |
Западная Европа | 23,8 |
Азия | 20,6 |
Восточная Европа | 4,7 |
Африка | 0,6 |
Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 1990-е в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдается стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» – (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой, активное сальдо платежных балансов которых выросло за последнее десятилетие практически в 7 раз. Такое увеличение связано в первую очередь с развитием факторных услуг. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Но развитие услуг и в этих странах неравномерно. Доля первой пятерки стран превышает 50% экспорта услуг. При этом на четыре страны — США, Великобританию, ФРГ, Францию — приходится 44% мирового экспорта услуг. Для многих компаний из этих стран все большее значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах.Для развивающихся стран характерно, как правило, наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами, хотя некоторые являются крупными их экспортерами, например Южная Корея, предоставляющая инжиниринговые, консультационные и строительные услуги, Мексика — туризм, Сингапур — финансовые услуги.Восточно-европейские страны достигли определенных успехов в экспорте отдельных услуг. Их доля равняется 4%, а в экспорте товаров составляет 8%. Однако специалисты не надеются на быстрое развитие экспорта банковских, страховых, фрахтовых, посреднических услуг из России и Украины. Многие же страны обладают значительными резервами для развития туризма, экспорта транспортных и ряда других современных услуг. Использованию этих резервов часто мешает низкое качество предоставляемых услуг. В ряде стран слабо развиты целые отрасли услуг. Помимо этого, нельзя не учитывать, что высокий уровень развития услуг на Западе и немалые ограничения на импорт услуг в развитых странах препятствуют расширению подобного экспорта из стран СНГ.Наиболее общие сведения о роли сферы услуг в экономике дает изучение двух показателей: доли занятых в сфере услуг в общем объеме занятых и доли в ВВП (см. табл. 6.2). В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет в среднем 50%, причем в США и Японии 59% и 55% соответственно. По оценкам экспертов, доля занятых в Японии к 2000 г. увеличится до 67%. Однако этот показатель не является точным, так как высокая трудоемкость отдельных видов услуг может создать превратное впечатление о значимости (доле) услуг для национальной экономики. Кроме того, на сегодняшний день темпы роста производительности труда в сфере услуг значительно ниже, чем в промышленности. Второй показатель наиболее приемлем, поскольку позволяет точнее определить роль сферы услуг. В послевоенное время доля услуг составила в развитых странах до 55% ВНП, а на промышленность приходится лишь 26% ВНП. Однако и в этом показателе есть свои отрицательные стороны — невозможность соизмерить цены (они различны на товары и услуги), услуги качественно несоизмеримы с товарами.Иногда для оценки состояния рынка услуг используют соотношение доли экспорта и импорта услуг в ВНП. При более низком значении этого индекса услуги играют большее значение для страны. Самый низкий уровень, такого индекса в Австралии, Бельгии, США, Испании, Франции, Сингапуре, Великобритании, Швейцарии.Международный обмен услугами в условиях научно-технической революции не является пассивным элементом международных экономических отношений, а становится ведущим позитивным моментом экономического роста. Скорость обмена информацией, простота, надежность коммунальных систем дают возможность наладить оперативную связь между крупными биржами мира, между штаб-квартирами, предоставлять юридические и финансовые услуги, консультации через компьютерную сеть, выполнять конструкторские и проектные работы. Все это оказывает влияние на производственный процесс, т.е. торговля услугами важна не только своими внешнеэкономическими аспектами, но и является одним из способов стратегического отрыва от конкурентов.
- 1.Предмет, методы исследования экономической географии, её место в системе наук.
- 2. Взаимодействие общества и географической среды. Международная экологическая безопасность на современном этапе.
- 3. Мир на рубеже 21 века: геополитические и геоэкономические реалии. Геополитические
- Геоэкономические
- 4.Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества
- 5. Топливные ресурсы
- 6. Металорудные ресурсы
- 7) Неметаллические руды (фосфориты, апатиты, калийная и поваренная соль, сера и др.). Особенности размещения и пути рационального использования.
- 8. Лесные ресурсы. Особенности размещения и пути рационального использования.
- 9. Водные ресурсы планеты.
- 10. Земельные и лесные ресурсы.
- 11.Динамика населения мира и основные особенности его расселения по планете
- 12.Население мира: численность, характер воспроизводства, половозрастная структура.
- 13. Миграция населения
- 14. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
- 15. (1)Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов. (2)Трудовые ресурсы мира и их размещение.(3) Проблема безработицы и создания новых рабочих мест
- 16).(1)Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.(2) Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства.
- 17. Мгрт
- 18. Отраслевая структура
- 19. Динамика отраслевой и организационной структуры промышленности мира
- 20. Эволюция теорий размещения промышленности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Теория индустриального общества Дадендорфа, постиндустриального – Белла, Тоффелера.
- 21. Роль индустриального сектора в мировой экономике и в экономике отдельных государств.
- 22. Топливно-энергетический комплекс мира, его структура, динамика развития и размещение.
- Структура топливно- энергетического комплекса.
- 23. Нефтяная промышленность
- 1.2. Основные тенденции развития мировой нефтяной промышлен ности:
- 24. Мировая газовая промышленность
- 2.2. Основные тенденции развития мировой газовой промышлен ности:
- 25. Угольная промышленность.
- 26. Электроэнергетика
- 29. Машиностроение как главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Структура машиностроения, региональные особенности производства машиностроительной продукции, свдиги в географии отрасли.
- Черная металлургия
- Машиностроение
- Лесная промышленность
- Легкая промышленность
- 30. География химической промышленности мира. Структура, сырьевая база, особенности современного размещения, мировая торговля продукцией.
- 31. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность мира: особенности современного размещения, динамика и перспективы развития.
- 32. География мировой легкой промышленности. Отраслевая и территориальная структуры мира.
- 33. Понятие сферы услуг, её структура, роль в мировой экономике, тенденция развития. Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.
- Структура сферы услуг.
- 34. Туризм как одна из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
- Признаки туризма
- Америка
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ват)
- 36. Международная торговля.
- 37. Транспорт как главная отрасль инфраструктуры мирового хозяйства. Понятие и размеры транспортной системы мира, изменения в мировом грузообороте, международные пассажирские сообщения.
- 38. Жд транспорт, его роль в международных и внутригосударственных перевозках грузов и пассажиров.
- 39.Автомобильный транспорт
- 40.Воздушный транспорт мира.
- 41. Морской транспорт
- 42. Внутренний водный транспорт
- 43. Контейнеризация мировой транспортной системы и «транспортные мосты»
- 44. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса мира. Особенности развития апк (агробизнес) в различных группах стран. «Зеленая революция» и её влияние на мировое сельское хозяйство.
- 45. География растениеводства мира. Размещение основных зерновых и технических культур.
- 46. География животноводства мира. Основные отрасли животноводства и особенности их размещения.
- 47. Продовольственная проблема - глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным оон, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли.
- 48. Факторы размещения производства в период нтр
- 49) Крупные экономико-географические регионы мира, общая характеристика региона и одной из стран (с.Америка-сша, л.Америка-Бразилия, Европа-фрг, снг-Россия, Азия-Китай, Африка-юар)
- Промышленность России.
- 50) Глобальные проблемы человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая отставание развивающихся стран и пути их решения.
- 51. Глобальная демографическая проблема как ключевая, её географические аспекты и пути решения.
- 53) Глобальная сырьевая проблема и пути её решения.
- 1. Понятие и причины сырьевой проблемы
- 2. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 3. Пути решения сложившейся проблемы
- 54) Концепция устойчивого развития
- 1. Устойчивое экономическое развитие
- 2. Устойчивое экологическое развитие
- 3. Устойчивое социальное развитие