48. Факторы размещения производства в период нтр
1. Фактор территории - чем больше территория, тем богаче и разнообразнее природные ресурсы.
2. Фактор ЭГП - центральное (выгодное)
- глубинное (не выгодное),
- соседское,
- приморское (выгодное).
3. Природно-ресурсный фактор влияет на размещение отраслей добывающей промышленности и сырьеемких отраслей (это районы нового освоения):
- северные районы Земли площадью в 20 млн. км2,
- континентальный шельф площадью в 31 млн. км2. Доля «морской нефти» составляет 1/4 от общемировой добычи.
4. Транспортный фактор влияет на преодоление территориального разрыва между районами производства и потребления продукции. Совершенствование путей сообщения, средств транспортировки - уменьшение транспортных затрат.
5. Фактор трудовых ресурсов. Этот фактор влияет в двух направлениях:
во-первых, в промышленность привлекается дополнительная рабочая сила из других стран;
во-вторых, выгодно перемещать производства к источникам дешевых трудовых ресурсов.
6. Фактор территориальной концентрации.
Он связан с увеличением размеров предприятий. Это концентрация хозяйства и населения в промышленных центрах, узлах, районах. В эпоху НТР создание небольших и средних предприятий: мини-заводов, мини-ГЭС и т.д.
7. Фактор наукоемкости - наукоемкие отрасли размещаются в научных центрах. Возникают научно-промышленные комплексы или технологические парки, технополисы. Это территориальные группировки научных учреждений и промышленных предприятий, обеспечивающих непрерывность всего цикла, «от научной идеи - до готовой продукции».
8. Экологический фактор. В эпоху НТР «грязные» производства перемещаются в малонаселенные районы и вообще демонтируются.
Научно-техническая революция (НТР) представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами. Во-первых, универсальностью, всеохватностью. Она преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей.. Всеохватность современной НТР можно трактовать и географически, поскольку в той или иной степени она затронула все страны мира и все географические оболочки Земли, а также космическое пространство. Во-вторых, ускорением научно-технических преобразований. Оно выражается в резком сокращении времени между научным открытием и его внедрением в производство, в более быстром, как говорят, моральном износе и, следовательно, в постоянном обновлении продукции. В-третьих, НТР резко повысила требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, что непосредственно касается и каждого из вас. Она привела к тому, что во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла, как говорят, его интеллектуализация. В-четвертых, важная особенность НТР заключается в том, что она зародилась еще в годы второй мировой войны как военно-техническая революция: громче всего о ее начале возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении всего периода "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях. Экономисты, философы и социологи считают, что современная НТР - это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные части: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Наука: рост наукоемкости. Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности; научных работников в мире - 5-6 млн. человек, т. е. 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия в этом между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Техника и технология: два пути развития. Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии - повышение эффективности производства, производительности труда. В условиях НТР развитие техники и технологии происходит двумя путями. Эволюционный путь заключается в дальнейшем совершенствовании уже известной техники и технологии - в увеличении мощности (производительности) машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств. Еще в начале 50-х гг. самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 60-х гг. появились супертанкеры грузоподъемностью 100, 200, 300, а в 70-х гг.-400, 500, 550 тыс. т. Крупнейшие из них построены в Японии и Франции. Революционный путь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Пожалуй, наиболее яркое выражение он находит в производстве электронной техники. Действительно, раньше говорили о "веке текстиля", "веке стали", "веке автомобиля", а теперь - о "веке микроэлектроники". Не случайно ту "вторую волну" НТР, которая началась в 70-х гг., часто именуют микроэлектронной революцией. Ее называют также микропроцессорной революцией, так как изобретение микропроцессора в истории человечества можно сравнить разве что с изобретением колеса, печатного станка, паровой машины или электричества. . Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.
НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд. человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей, которые дают ныне около 9/10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли"авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышленности, электроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышленности до немногим более 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энерго- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Сложные процессы происходят и в составе отдельных отраслей промышленности. Некоторые отрасли вообще "уходят со сцены" (например, паровозостроение), другие - их гораздо больше - возникают заново, определяя постоянное "дробление" структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, машиностроительного, агропромышленного и других.
Не меньшее влияние НТР оказало и на территориальную структуру хозяйства. Многие старые факторы размещения производства приобрели новое содержание, возникновение других прямо связано с НТР. В экономически развитых странах сформировалась территориальная структура хозяйства с высоким уровнем "зрелости". Здесь сложилась система экономических районов трех типов: а) высокоразвитые районы, где имеются крупнейшие научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера; б) депрессивные районы, являющиеся старопромышленными, где влияние НТР весьма слабо; в) отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией.
- 1.Предмет, методы исследования экономической географии, её место в системе наук.
- 2. Взаимодействие общества и географической среды. Международная экологическая безопасность на современном этапе.
- 3. Мир на рубеже 21 века: геополитические и геоэкономические реалии. Геополитические
- Геоэкономические
- 4.Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества
- 5. Топливные ресурсы
- 6. Металорудные ресурсы
- 7) Неметаллические руды (фосфориты, апатиты, калийная и поваренная соль, сера и др.). Особенности размещения и пути рационального использования.
- 8. Лесные ресурсы. Особенности размещения и пути рационального использования.
- 9. Водные ресурсы планеты.
- 10. Земельные и лесные ресурсы.
- 11.Динамика населения мира и основные особенности его расселения по планете
- 12.Население мира: численность, характер воспроизводства, половозрастная структура.
- 13. Миграция населения
- 14. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
- 15. (1)Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов. (2)Трудовые ресурсы мира и их размещение.(3) Проблема безработицы и создания новых рабочих мест
- 16).(1)Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.(2) Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства.
- 17. Мгрт
- 18. Отраслевая структура
- 19. Динамика отраслевой и организационной структуры промышленности мира
- 20. Эволюция теорий размещения промышленности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Теория индустриального общества Дадендорфа, постиндустриального – Белла, Тоффелера.
- 21. Роль индустриального сектора в мировой экономике и в экономике отдельных государств.
- 22. Топливно-энергетический комплекс мира, его структура, динамика развития и размещение.
- Структура топливно- энергетического комплекса.
- 23. Нефтяная промышленность
- 1.2. Основные тенденции развития мировой нефтяной промышлен ности:
- 24. Мировая газовая промышленность
- 2.2. Основные тенденции развития мировой газовой промышлен ности:
- 25. Угольная промышленность.
- 26. Электроэнергетика
- 29. Машиностроение как главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Структура машиностроения, региональные особенности производства машиностроительной продукции, свдиги в географии отрасли.
- Черная металлургия
- Машиностроение
- Лесная промышленность
- Легкая промышленность
- 30. География химической промышленности мира. Структура, сырьевая база, особенности современного размещения, мировая торговля продукцией.
- 31. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность мира: особенности современного размещения, динамика и перспективы развития.
- 32. География мировой легкой промышленности. Отраслевая и территориальная структуры мира.
- 33. Понятие сферы услуг, её структура, роль в мировой экономике, тенденция развития. Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.
- Структура сферы услуг.
- 34. Туризм как одна из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
- Признаки туризма
- Америка
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ват)
- 36. Международная торговля.
- 37. Транспорт как главная отрасль инфраструктуры мирового хозяйства. Понятие и размеры транспортной системы мира, изменения в мировом грузообороте, международные пассажирские сообщения.
- 38. Жд транспорт, его роль в международных и внутригосударственных перевозках грузов и пассажиров.
- 39.Автомобильный транспорт
- 40.Воздушный транспорт мира.
- 41. Морской транспорт
- 42. Внутренний водный транспорт
- 43. Контейнеризация мировой транспортной системы и «транспортные мосты»
- 44. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса мира. Особенности развития апк (агробизнес) в различных группах стран. «Зеленая революция» и её влияние на мировое сельское хозяйство.
- 45. География растениеводства мира. Размещение основных зерновых и технических культур.
- 46. География животноводства мира. Основные отрасли животноводства и особенности их размещения.
- 47. Продовольственная проблема - глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным оон, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли.
- 48. Факторы размещения производства в период нтр
- 49) Крупные экономико-географические регионы мира, общая характеристика региона и одной из стран (с.Америка-сша, л.Америка-Бразилия, Европа-фрг, снг-Россия, Азия-Китай, Африка-юар)
- Промышленность России.
- 50) Глобальные проблемы человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая отставание развивающихся стран и пути их решения.
- 51. Глобальная демографическая проблема как ключевая, её географические аспекты и пути решения.
- 53) Глобальная сырьевая проблема и пути её решения.
- 1. Понятие и причины сырьевой проблемы
- 2. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 3. Пути решения сложившейся проблемы
- 54) Концепция устойчивого развития
- 1. Устойчивое экономическое развитие
- 2. Устойчивое экологическое развитие
- 3. Устойчивое социальное развитие