3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в рф
Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда. Федеральные органы занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребывание иностранцев в стране, которые могут даже депортировать при нарушении закона. Кроме того, до выдачи разрешения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы.
Миграцию ограничивают количественно. Для этого несколько стран заключают между собой международные соглашения, в которых оговариваются действия в отношении мигрантов из этих стран, в том числе и их количественное ограничение.
Существует довольно сложная система ограничений для иммигрантов, с которой сталкиваются иностранные граждане. Это в первую очередь диплом об образовании, хотя диплом одной страны не всегда признается другой страной. Это и стаж работы (не менее 3–5 лет) по полученной специальности. Существуют и возрастные ограничения. Связано это с тем, что страны-импортеры трудовых ресурсов хотят получить на работу лиц наиболее трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи.
Многие промышленно развитые страны предъявляют некоторые требования к состоянию здоровья иностранных работников. Но ограничения касаются, как правило, только наркоманов и людей, страдающих тяжелыми видами психических заболеваний.
Для сохранения стабильности в своей стране ограничивается доступ в некоторые страны лиц, которые на родине были осуждены за серьезные преступления и проживание на ее территории которых может нанести ущерб репутации этого государства перед международным сообществом.
Регулирование происходит и с помощью других ограничений, не касающихся качеств определенного человека. Государство может устанавливать соотношения между иностранными и отечественными рабочими, регулировать время работы в данной стране, запрещать иностранцам заниматься определенными видами деятельности и т. д.
В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям миграционного законодательства. За это не только взимают большие штрафы или депортируют, но и могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использования незаконных мигрантов.
Что касается России, то и ее не обошли стороной проблемы, связанные с трудовой миграцией. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались миграционные процессы. В России в 1990-х гг. оказалось огромное количество беженцев их стран СНГ и Балтии. Причиной послужили трудности экономического, политического, межэтнического характера и др. Экономические трудности способствовали оттоку из нашей страны опытных высококвалифицированных специалистов.
В этих условиях правительство было вынуждено разрабатывать и проводить активную миграционную политику.
Во-первых, была создана законодательная база: был определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т. д.
Во-вторых, Правительство России приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, которые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.
В-третьих, Российская Федерация заключила международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы предоставляют гражданам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.
Несмотря на то что многое уже сделано в этой сфере, все еще продолжается формирование базы, на основе которой осуществляется регулирование международных миграционных процессов.
У нашей страны есть свои интересы и в области импорта, и в сфере экспорта рабочей силы.
В первом случае наиболее важными проблемами любой страны являются: сохранение численности рабочих-мигрантов из-за рубежа в пределах необходимого количества, регулирование «качества» зарубежной рабочей силы и ее рациональное использование. Важно выбрать стратегию развития иммиграционной политики.
Что касается эмиграционной политики России, то здесь выделены ее основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.
Большое значение имеет создание благоприятных условий для тех граждан, которые решили вернуться в нашу страну. Необходимо создать специальные структуры, которые могли бы оказывать реальную помощь таким людям, давали бы возможность получения налоговых льгот и использования в отношении этих лиц льготной схемы кредитования. Важно предоставить возможность беспошлинного ввоза средств производства, чтобы мигранты могли осуществлять производственную деятельность на территории нашей страны.
Таким образом, последствия трудовой миграции неоднозначны. Решать проблемы, возникающие в этой сфере, должно государство с помощью проведения миграционной политики. Но для эффективного результата необходимо взаимодействие как отдельных стран, так и всего мирового сообщества в целом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.С. Носова, н.И. Роньшина Международные экономические отношения: конспект лекций Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
- 1. История мэо
- 2. Основы теории мэо
- 3. Международное разделение факторов производства
- 4. Значение мэо сегодня
- 5. Формы мэо и их участники
- 6. Экономическая глобализация
- 7. Участие России в мэо
- Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в
- 1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли
- 2. Международная торговля услугами
- 3. Мировая электронная торговля
- 4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики
- 5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей
- 6. Особенности внешнеторговой политики различных стран
- Лекция № 3. Мировые рынки товаров, труда и капитала
- 1. Мировые рынки товаров
- 2. Международное движение капитала
- 1. По источникам происхождения капитал имеет следующее деление.
- 2. По характеру использования существует следующее подразделение.
- 3. По срокам имеет следующее деление.
- 4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.
- Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке
- 1. «Конкурентный ромб» м. Портера
- 2. Экологическая политика
- 3. Стадии конкурентного развития стран
- 4. Мировая конкурентоспособность различных стран
- 5. Конкурентоспособность государств на микроуровне
- Лекция № 5. Международная кооперация производства
- 1. Тнк, роль и сферы деятельности тнк в современной мировой экономике
- 2. Операции тнк
- 3. Влияние тнк на мировую экономику и формирование современных мэо
- 4. Тнк и государство в 1990-е гг
- 5. Специфика и основные формы международного технологического обмена
- 6. Международный обмен технологией и права интеллектуальной собственности
- 7. Российские тнк за границей и иностранные тнк в России
- Лекция № 6. Международная миграция рабочей силы
- 1. Исторические предпосылки, причины и основные центры миграции
- 2. Положительные и отрицательные стороны миграции
- 3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в рф
- Лекция № 7. Международная региональная экономическая интеграция
- 1. Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции
- 2. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции
- 3. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике
- 4. Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России
- Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений
- 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг
- 2. Валютный курс и его влияние на внешнюю торговлю. Факторы, его образующие
- 3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы
- 4. Ямайская система. Реформирование мвф
- 5. Проблема стабильности постъямайской мировой финансовой архитектуры. Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения
- 1. Общие положения
- 2. Роль системы оон в развитии многостороннего регулирования мэо
- 3. Вто и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования мэо
- 4. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- Лекция № 10. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- 2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 3. Макроэкономическая роль валютного курса
- 4. Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике