2. Роль системы оон в развитии многостороннего регулирования мэо
Уже на протяжении многих лет мировое сообщество в решении важнейших задач в сфере международных экономических отношений опирается на Организацию Объединенных Наций, которая носит глобальный характер. В мире становится все больше политических проблем. ООН старается их урегулировать, но наряду с этим увеличивается ее роль в решении экономических вопросов. Все больше новых для нее сфер в международных экономических отношениях становятся предметом детального анализа, изучения, путей решения того или иного вопроса. К примеру, ООН помогала в разработке важнейших экономических показателей, которые в настоящее время используются во всем мире. Вместе с тем усложняется структура самой организации и появляются новые учреждения, увеличивается число стран, участвующих в ее деятельности, растет количество контактов как с международными, так и с национальными организациями различных стран.
С развитием международных экономических отношений, углублением специализации и международного разделения труда все больше возникает необходимость быстрого и эффективного принятия решений, касающихся международных проблем и хозяйственной деятельности стран.
Но все же Организация Объединенных Наций носит прежде всего политический характер. Это видно исходя из принципов, закрепленных в Уставе. В нем нет каких-либо специально оговоренных принципов, на которых бы основывалось экономическое сотрудничество как этих государств, так и всего мира. Однако существует ряд принципов, описывающих экономическое сотрудничество государств, но они не выделены специально и относятся к общим принципам сотрудничества стран, входящих во Всемирную торговую организацию.
Экономическая же деятельность ООН производится в четырех основных направлениях.
1) преодоление общемировых экономических проблем;
2) помощь в сотрудничестве странам с разными уровнями экономического развития;
3) содействие экономическому росту развивающихся стран;
4) поиск решений проблем, касающихся регионального развития.
Для решения этих задач используются следующие формы деятельности.
1. Информационная деятельность. Ее цель – воздействие на страны с области экономической политики. Результат этой работы может быть виден только в будущем. Собираются и обрабатываются статистические данные из разных областей, анализируются, и на основе этого государства получают информацию, касающуюся экономического развития.
2. Технико-консультативная деятельность. Она проявляется в форме помощи различным странам в техническом плане. Но при оказании такой помощи должны использоваться принципы невмешательства во внутренние дела данной страны, техника должна быть действительно высокого качества и должна предоставляться в форме, удобной для данной страны.
3. Валютно-финансовая деятельность. Она осуществляется при помощи международных организаций: Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Международной ассоциации развития. С формальной точки зрения, все эти организации являются специализированными подразделениями ООН.
Существует шесть основных органов ООН, упомянутых в Уставе. Но в рамках экономического сотрудничества выделяют три из них: Генеральную Ассамблею, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея является по сути форумом для обсуждения важнейших проблем экономического характера. Ассамблея может по своему усмотрению учреждать организации по международному сотрудничеству государств в различных сферах, такие как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др.
Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) – следующий по важности после Генеральной Ассамблеи. Он \координирует деятельность ООН в социально-экономической сфере. Главным органом ЭКОСОСа является сессия совета. Каждый год проводится три сессии по разным вопросам: весенняя – по гуманитарным и вопросам социально-правового характера, летняя – по социально-экономическим вопросам и организационная сессия. Его главные функции: квалифицированное обсуждение и разработка основной политической линии по важнейшим мировым вопросам, координация деятельности по социально-экономическим вопросам, исследования в области международного сотрудничества и социально-экономического развития. Таким образом, Экономический и Социальный совет координирует деятельность своих постоянных комитетов, различных комиссий и подкомиссий, региональных экономических комиссий, а также специализированных учреждений ООН.
Секретариат ООН – административно-исполнительный орган, призванный обеспечивать нормальное функционирование институтов и учреждений ООН, выполняющих определенные функции. Большинство работников Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономической службы ООН включаются несколько подразделений, самое крупное из которых – Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Многие организации ООН осуществляют свою деятельность в области международных экономических отношений. В конференции по торговле и развитию, хотя она и не является торговой организацией, участвуют практически все страны – члены ООН. Она содействует развитию мировой торговли, обеспечивает соблюдение прав стран при сотрудничестве, разрабатывает принципы и рекомендации, а также механизмы функционирования отношений между странами, участвует в деятельности других экономических учреждений ООН.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию содействует индустриализации развивающихся стран. Эта организация оказывает как материальную помощь, так и разрабатывает рекомендации по использованию ресурсов, наладке производства, проведению научно-исследовательских работ и созданию специальных органов по управлению производством.
Программа развития ООН – программа по предоставлению помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Она включает техническую, предынвестиционную и инвестиционную помощь.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН занимается вопросами координации деятельности других организаций по оказанию помощи материального и нематериального характера.
Европейская экономическая комиссия ООН решает проблемы экологического характера, в области эффективного использования энергии и в транспортной и лесной сфере (с позиций экологии).
Экономическая комиссия для Африки предоставляет консультации по экономическому развитию Африканского континента. Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна выполняет те же функции, только для данного региона.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого Океана содействует региональному экономическому сотрудничеству, передаче технологий, вложений инвестиций и развитию инфраструктуры данного региона.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии создает благоприятные условия для развития сотрудничества в различных сферах и укрепляет экономические отношения.
Таким образом, ООН играет большую роль в регулировании международных экономических отношений. И несмотря на то что существуют определенные сложности функционирования, уже более пятидесяти лет важнейшие экономические и политические вопросы решаются при ее помощи.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.С. Носова, н.И. Роньшина Международные экономические отношения: конспект лекций Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
- 1. История мэо
- 2. Основы теории мэо
- 3. Международное разделение факторов производства
- 4. Значение мэо сегодня
- 5. Формы мэо и их участники
- 6. Экономическая глобализация
- 7. Участие России в мэо
- Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в
- 1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли
- 2. Международная торговля услугами
- 3. Мировая электронная торговля
- 4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики
- 5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей
- 6. Особенности внешнеторговой политики различных стран
- Лекция № 3. Мировые рынки товаров, труда и капитала
- 1. Мировые рынки товаров
- 2. Международное движение капитала
- 1. По источникам происхождения капитал имеет следующее деление.
- 2. По характеру использования существует следующее подразделение.
- 3. По срокам имеет следующее деление.
- 4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.
- Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке
- 1. «Конкурентный ромб» м. Портера
- 2. Экологическая политика
- 3. Стадии конкурентного развития стран
- 4. Мировая конкурентоспособность различных стран
- 5. Конкурентоспособность государств на микроуровне
- Лекция № 5. Международная кооперация производства
- 1. Тнк, роль и сферы деятельности тнк в современной мировой экономике
- 2. Операции тнк
- 3. Влияние тнк на мировую экономику и формирование современных мэо
- 4. Тнк и государство в 1990-е гг
- 5. Специфика и основные формы международного технологического обмена
- 6. Международный обмен технологией и права интеллектуальной собственности
- 7. Российские тнк за границей и иностранные тнк в России
- Лекция № 6. Международная миграция рабочей силы
- 1. Исторические предпосылки, причины и основные центры миграции
- 2. Положительные и отрицательные стороны миграции
- 3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в рф
- Лекция № 7. Международная региональная экономическая интеграция
- 1. Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции
- 2. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции
- 3. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике
- 4. Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России
- Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений
- 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг
- 2. Валютный курс и его влияние на внешнюю торговлю. Факторы, его образующие
- 3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы
- 4. Ямайская система. Реформирование мвф
- 5. Проблема стабильности постъямайской мировой финансовой архитектуры. Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения
- 1. Общие положения
- 2. Роль системы оон в развитии многостороннего регулирования мэо
- 3. Вто и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования мэо
- 4. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- Лекция № 10. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- 2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 3. Макроэкономическая роль валютного курса
- 4. Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике