Вопрос 2 Международная передача технологий
Международная передача технологии – межгосударственное перемещение научно-технических достижений и знаний на коммерческой или безвозмездной основе.
В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами:
патентами;
лицензиями;
копирайтом;
товарной маркой.
Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Обычно это право подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок действия патента обычно 15–20 лет, он действует только на территории страны, где был выдан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование стороне, готовой на его коммерческое использование.
Лицензия – разрешение владельца технологии заинтересованной стороне (лицензиату) использовать эту технологию в течение определенного времени и за определенную плату.
Копирайт – исключительное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.
Товарная марка – символ определенной организации, используемый для индивидуализации производителя товара, который может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.
Международная передача технологии может осуществляться в следующих формах:
патентные соглашения;
лицензионные соглашения;
"ноу-хау";
франчайзинг;
инжиниринг и реинжиниринг.
Патентные соглашения – международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.
Лицензионные соглашения – международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию (прав пользования каким-либо предметом или прав совершать какие-либо действия).
Виды лицензий различают:
по объекту:
лицензия на товарные знаки (зарегистрированные);
лицензия на технологии (патентные или беспатентные);
б) по объему прав:
простая (продавец оставляет за собой право использовать технологию по собственному усмотрению и передавать третьим лицам);
исключительная (покупатель имеет исключительные права пользования объектом);
полная, т. е. расширенная (продавец полностью лишается права пользоваться объектом);
в) по степени открытости:
открытая (право любых юридических и физических лиц пользоваться патентом);
принудительная (государство заставляет запатентовать и лицензировать знания в целях обострения конкуренции или в случае, если собственник вообще не использует данный объект);
г) по способу распространения:
самостоятельная (технология передается независимо от материального носителя);
сопутствующая (предоставляется одновременно с заключением контракта на строительство или поставку оборудования);
перекрестная (обмен лицензиями на объекты, которые должны использоваться совместно или дополнять друг друга).
Специфика организации:
торговля может осуществляться через посредников и их число растет;
увеличивается число специальных фирм, которые покупают лицензии, дорабатывают их и продают в комплексе с "ноу-хау" и промышленным оборудованием;
крупные компании создают мелкие, которые дорабатывают изобретения до степени, готовой к применению в массовом производстве;
инжиниринговые компании закладывают в проекты применение лицензий и "ноу-хау";
ТНК используют лицензии для выхода на новые рынки и для установления трансфертных цен (откачивание прибыли).
"Ноу-хау" – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера.
Способы оплаты "ноу-хау":
роялти (пропорционально определенным показателям в ходе использования);
паушальный платеж (единовременный, оговоренный заранее);
cost plus (цена плюс выплаты за дополнительные услуги сверх оговоренной цены).
Франчайзинг – торговля торговыми марками. Различают:
товарный;
производственный;
деловой.
Билет №19
- Экзаменационный билет № 1
- Вопрос 1 Мировая экономика. Субъекты мировой экономики. Этапы развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Международные валютно – финансовые организации (мвф, мбрр).
- Вопрос 1 Общая характеристика современного этапа развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы.
- Вопрос 1 Общемировые глобальные проблемы.
- Вопрос 2 Место России в современной мировой экономике
- Вопрос 1 Прямые и портфельные инвестиции на мировом рынке капитала
- Вопрос 2 Кризис международной задолженности. Проблема внешнего долга России
- Факторы кризиса внешней задолженности
- Анализ внешней задолженности
- Билет № 5 Вопрос 1 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- 5.1.Международное движение капитала.
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт. Причины кризиса
- Билет № 6 Вопрос 1 Международное разделение труда. Показатели участия стран в мирохозяйственных связях
- Вопрос 2 Россия на мировом рынке капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование
- Вопрос 1 Теория абсолютного преимущества. Ограниченность теории а. Смита
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Вопрос 2 Еврорынок
- Вопрос 1 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 2 Мировая валютная система. Критерии эффективного функционирования
- Валютная система и ее виды
- Вопрос 1 Группы стран в мировой экономике
- Вопрос 2 Международное регулирование мировой торговли: роль гатт/вто
- Вопрос 1 Теория относительного преимущества. Недостатки теории
- Вопрос 2 Международная миграция рабочей силы
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория жизненного цикла товара
- Вопрос 2 Валютная политика и ее формы
- Формы валютной политики
- Валютная интервенция
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория эффекта масштаба
- Вопрос 2 Валютный курс и факторы его определяющие
- Вопрос 1 Теорема Рыбчинского. Голландская болезнь
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Генуэзская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Международные компании на мировом рынке: мнк, тнк, тнб
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Бреттон-вудская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Общая характеристика мирового рынка
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Ямайская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Объективные основы и этапы экономической интеграции
- Вопрос 2 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- Вопрос 1 Перспективы развития снг
- Вопрос 2 Международная передача технологий
- Вопрос 1 нафта: цель создания и промежуточные результаты
- Вопрос 2 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 1 Интеграционные процессы в Латинской Америке и в атр
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы