Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
Теория жизненного цикла продукта.
В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.
Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:
1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.
2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.
3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.
4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.
Теория эффекта масштаба.
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.
Модель технологического разрыва.
Наиболее популярной моделью является модель технологического разрыва. Основы ее были заложены в 1961 г. в работе английского экономиста М. Познера. Позже модель разрабатывалась в работах Р. Вернона, Р. Финдли, Э. Мэнсфилда.
Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.
В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора. Познер для объяснения постоянно существующей международной торговли вводит понятие «потока нововведений», со временем возникающего в разных отраслях и разных странах.
Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.
Совершенно новый подход к проблемам международной торговли рассматривает американский экономист Майкл Портер в своем исследовании «Конкурентные преимущества стран», опубликованном в 1991 году. Он полагает, что «на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». В зависимости от правильного выбора конкретной стратегии фирмы будет зависеть успешное функционирование на внешнем рынке. Это наиболее интересная и современная на данном этапе теория.
Основной экономической единицей конкуренции согласно М.Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих сходные товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. Фирмы добиваются успеха и высоких результатов, если находят новые способы конкурентной борьбы в своей отрасли и выходят с ними на рынок. Фирмы, быстро реагирующие на изменения, происходящие в отрасли, на изменения структуры рынка, получают преимущество, позволяющее им снижать издержки, выбирать более выгодные каналы распространения товара и источники сырья и др. Теория Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны. Для национального рынка эта классификация несущественна, но на внешнем рынке она играет ключевую роль: успеха в международной торговли добьется страна, правительство которой сосредоточит внимание на предприятиях отраслей второго типа.
- Экзаменационный билет № 1
- Вопрос 1 Мировая экономика. Субъекты мировой экономики. Этапы развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Международные валютно – финансовые организации (мвф, мбрр).
- Вопрос 1 Общая характеристика современного этапа развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы.
- Вопрос 1 Общемировые глобальные проблемы.
- Вопрос 2 Место России в современной мировой экономике
- Вопрос 1 Прямые и портфельные инвестиции на мировом рынке капитала
- Вопрос 2 Кризис международной задолженности. Проблема внешнего долга России
- Факторы кризиса внешней задолженности
- Анализ внешней задолженности
- Билет № 5 Вопрос 1 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- 5.1.Международное движение капитала.
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт. Причины кризиса
- Билет № 6 Вопрос 1 Международное разделение труда. Показатели участия стран в мирохозяйственных связях
- Вопрос 2 Россия на мировом рынке капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование
- Вопрос 1 Теория абсолютного преимущества. Ограниченность теории а. Смита
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Вопрос 2 Еврорынок
- Вопрос 1 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 2 Мировая валютная система. Критерии эффективного функционирования
- Валютная система и ее виды
- Вопрос 1 Группы стран в мировой экономике
- Вопрос 2 Международное регулирование мировой торговли: роль гатт/вто
- Вопрос 1 Теория относительного преимущества. Недостатки теории
- Вопрос 2 Международная миграция рабочей силы
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория жизненного цикла товара
- Вопрос 2 Валютная политика и ее формы
- Формы валютной политики
- Валютная интервенция
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория эффекта масштаба
- Вопрос 2 Валютный курс и факторы его определяющие
- Вопрос 1 Теорема Рыбчинского. Голландская болезнь
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Генуэзская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Международные компании на мировом рынке: мнк, тнк, тнб
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Бреттон-вудская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Общая характеристика мирового рынка
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Ямайская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Объективные основы и этапы экономической интеграции
- Вопрос 2 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- Вопрос 1 Перспективы развития снг
- Вопрос 2 Международная передача технологий
- Вопрос 1 нафта: цель создания и промежуточные результаты
- Вопрос 2 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 1 Интеграционные процессы в Латинской Америке и в атр
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы