logo
отвто

41.Политика «свободной торговли» (фритрейдерство и протекционизм

Существуют два основных направления внешнеторговой политики: политика свободной торговли (либерализм или фритредерство); протекционизм. Фритредерство— направление в экономической теории, провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левых партии и движения (социалисты и коммунисты). Политика свободной торговли (free trade) в чистом виде означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Однако это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась. Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. Одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта ]Плюсы:1)Способ формирования бюджета(пошлина) 2)Страна имеет положительное сальдо3)Способ увелич уровня занятости , Минусы:1)Против интересов покупатей 2)Умепньш производительности труда(нет стремлений) 3)Другая страна принимает ответные меры, Инструменты:1)Пошлины2)Тарифы(%надбавка)3)Квота(огран по кол-ву товара)4)Установление повышенных стандартов. Основные виды протекционизмаСелективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства; Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли; Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран; Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов; Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний.

Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах протекционизм зачастую является необходимым условием индустриализации. Кроме того, при протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, так как если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.