logo
Олигополия_теории

2. 1. Модель Курно

Существует много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной, тем не менее, общую логику поведения фирм на этом рынке они объясняют. Первая модель дуополии была предложена французским экономистом Огюстеном Курно еще в 1938 г.

Его модель основывалась на следующих предпосылках:

Допустим, что на рынке действуют две фирмы: XиYКак будет определять фирмаXцену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма Y. Однако что будет делать фирмаY, фирмеXнеизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы X. На рисунке 4 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмыX(он будет сдвигаться влево), еслиYначнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмойXисходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно от до , и от до , .

Рисунок 4. Модель Курно

Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Xпри расширении производства фирмойY:D -спрос;MR- предельный доход; МС -предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы Y, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой X.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 5криваяXотражает реакцию фирмыXна изменения в производстве фирмыY, а криваяY-соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

Рисунок 5. Кривые реакции фирм XиY на поведение друг друга

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма Y выходит на рынок и отнимает у фирмыXчасть потребительского спроса, последняя “сдается”, вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирмаXможет занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирмуYна рынок. Такие действия фирмыXне охватываются моделью Курно.