3. Теория игр
Теория игр – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятных ситуациях, связанных с принятием решений. Предметом этой теории являются игровые ситуации с заранее установленными правилами. В ходе игры возможны различные совместные действия – коалиции игроков, конфликты…
Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”.
Стратегия игроков определяется целевой функцией, которая показывает выигрыш или проигрыш участника. Формы этих игр многообразны. Наиболее простая разновидность – игра с двумя участниками. Если в игре участвуют не менее трёх игроков, возможно образование коалиций, что усложняет анализ. С точки зрения платёжной суммы игры делятся на две группы – с нулевой и ненулевой суммами. Игры с нулевой суммой называют так же антагонистическими: выигрыш одних в точности равен проигрышу других, а общая сумма выигрыша равна 0. По характеру предварительной договорённости игры делятся на кооперативные и некооперативные.
Наиболее известный пример некооперативной игры с ненулевой суммой – “дилемма заключённого”.
Итак. С поличным поймали 2х воров, которым предъявлено обвинение в ряде краж. Перед каждым из них встаёт дилемма – признаваться ли в старых (недоказанных) кражах или нет. Если признается только 1 из воров, то признавшийся получает минимальный срок заключения – 1 год, а другой максимальный – 10 лет. Если оба вора одновременно сознаются, то оба получать небольшое снисхождение – 6 лет, если же оба не признаются, то понесут наказание, только за последнюю кражу – 3 года. Заключённые сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом. Перед нам игра с некооперативная с ненулевой (отрицательной) суммой. Характерной чертой этой игры является невыгодность для обоих участников руководствоваться своими частными интересами. “дилемма заключённого” наглядно показывает особенности олигополистического ценообразования.
- Содержание
- Глава 1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынКа
- Становление олигополии
- 1. Особенности олигополистического рынка
- 2. Модели олигополии
- 2. 1. Модель Курно
- 2. 2. Модель Штакельберга
- 2.3. Модель дуополии Чемберлина
- 2.4. Модель Бертана
- 2.5. Модель Эджуорта
- 2.6. Модель Стэкельберга
- 2.7. Тайный сговор и картели
- 3. Теория игр
- 3.1. Равновесие Нэша
- 4. Формирование цен на олигополистическом рынке
- 4.1. Ценовая конкуренция и ценовые “войны”
- 4.2. Ценовая накидка
- 4.3. Лидерство в ценах
- Глава 2. Экономический анализ рынка олигополии в России
- 1. Основные олигополистические рынки
- 1.1. Черная и цветная металлургия
- 1.2. Нефтяная промышленность
- 1.3. Автомобильная промышленность
- 1.4. Рынок Операторов сотовой связи
- 2. Особенности Российского рынка олигополии
- Глава 3.
- 1. Заключение
- 1.1. Выводы
- Список используемой литературы