4.2. Ценовая накидка
Наконец, цена на олигополистическом рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется накидка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин “средние издержки”, под которыми в долгосрочном периоде следует понимать совокупность издержек, так как деление их на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода.
Расчетная цена, образованная на основе средних издержек производства и определенной процентной накидки в качестве экономической прибыли, служит своего рода стандартной ценой для проведения ценовой политики, которая призвана учитывать действительную и возможную конкуренцию, финансово-экономическую и рыночную конъюнктуру, стратегические цели и прочие обстоятельства. Подобного рода форма ценообразования в основном присуща предприятиям в высокой степенью дифференциации и диверсификации выпускаемой продукции, которые становятся значительным препятствием для точного определения спроса и издержек по каждому отдельно взятому изделию.
Предпочтение, отдаваемое олигополиям и развертыванию неценовой конкуренции по сравнению с ценовой, связано с тем, что обновление продукции, ее модификация, усовершенствование производственных технологий, удачная реклама позволяют создать устойчивость и стабильность на рынке по сравнению с конкуренцией цен. Последняя может привести к существенным издержкам и истощению конкурентов, а иногда и нарастанию монополистических тенденций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разреженной олигополии к плотной, что открывает путь к прямому тайному сговору конкурентов. Другая причина предпочтения неценовой конкуренции обусловлена крупными масштабами производства олигополистов, значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неценовой конкуренцией.
- Содержание
- Глава 1. Понятие олигополии и особенности олигополистического рынКа
- Становление олигополии
- 1. Особенности олигополистического рынка
- 2. Модели олигополии
- 2. 1. Модель Курно
- 2. 2. Модель Штакельберга
- 2.3. Модель дуополии Чемберлина
- 2.4. Модель Бертана
- 2.5. Модель Эджуорта
- 2.6. Модель Стэкельберга
- 2.7. Тайный сговор и картели
- 3. Теория игр
- 3.1. Равновесие Нэша
- 4. Формирование цен на олигополистическом рынке
- 4.1. Ценовая конкуренция и ценовые “войны”
- 4.2. Ценовая накидка
- 4.3. Лидерство в ценах
- Глава 2. Экономический анализ рынка олигополии в России
- 1. Основные олигополистические рынки
- 1.1. Черная и цветная металлургия
- 1.2. Нефтяная промышленность
- 1.3. Автомобильная промышленность
- 1.4. Рынок Операторов сотовой связи
- 2. Особенности Российского рынка олигополии
- Глава 3.
- 1. Заключение
- 1.1. Выводы
- Список используемой литературы