logo
главы все вместе!!!

2.1 Российско-китайские отношения на рубеже веков

Взаимоотношения России и Китая нельзя назвать однозначными. С одной стороны, страны определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях - Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997 г.) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г.). В соответствии с этими документами Россия и Китай выстраивают свою глобальную и двустороннюю политику. Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают (хотя Китай не позиционирует их так резко, как Россия). Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО. И Россия, и Китай крайне заинтересованы в сотрудничестве на международной арене. Китай разделяет российский взгляд на будущее устройство мира, которое выражено понятием "многополярность". Реально это означает, что обе страны хотели бы видеть мир, в котором не доминирует одна сила, а несколько центров влияния взаимодействуют между собой, руководствуясь международным правом и уставом ООН. За идеалом "многополярности" скрывается простая реальность - Россия и Китай, так же как и некоторые другие государства мира, достаточно велики, чтобы иметь собственные интересы и подходы к проблемам регионального и мирового развития. Мир, в котором полностью доминирует одна сила, не учитывающая их интересы, их не устраивает. Но их вполне устраивает послевоенная структура мира и сложившаяся система международного права, в рамках которой высшим авторитетом является Совет Безопасности ООН. Статус постоянных членов Совета Безопасности ставит их в равное положение с США, государством во всех других отношениях более мощным и, естественно, стремящимся эту сковывающую его систему видоизменить9.

И Россия, и Китай по внутриполитическим причинам отрицательно относятся к советам извне относительно своего внутриполитического устройства, называя их "вмешательством во внутренние дела", а также поддерживают друг друга в борьбе с сепаратизмом (Россия поддерживает Китай по тайваньскому, тибетскому и синьцзянскому вопросам, а Китай Россию - по чеченскому).

Хорошие отношения с Китаем нужны России как по политическим, так и по экономическим причинам. Китай - важный стратегический партнер России, именно благодаря связям с ним (как и другими странами Азии) российская политика способна стать менее односторонней, приобрести собственное лицо, а Россия - превратиться в один из центров мирового влияния.

Китай - важный региональный партнер России, в рамках Шанхайской организации сотрудничества он совместно с нашей страной способствует решению общих задач в Центральной Азии - борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, поддержанию там светских режимов, экономическому и социальному развитию государств региона. Таким образом, сотрудничество с Китаем объективно усиливает позиции России на международной арене в качестве независимого центра силы.

Россия также нужна Китаю и как геополитический, и как экономический партнер, хотя следует признать, что Россия в ее нынешнем состоянии играет в китайской политике гораздо меньшую роль, чем Китай в российской. Тем не менее по ряду причин Китай заинтересован в стабильной и сильной (хотя, возможно, и не слишком мощной) России. Стабильная Россия, способная стать независимым центром силы, интересует Пекин как определенный противовес в его сложных партнерско-конкурентных отношениях с США и Западной Европой, как один из гарантов проведения им "независимой и самостоятельной" внешней политики. Наконец, Россия для Китая является важнейшим источником некоторых товаров, которые он не может приобрести у других стран либо вообще (например, вооружение), либо в достаточном количестве (например, нефть, лес и другие виды сырья). Именно поэтому Пекин все последние годы настойчиво и конструктивно подходит к решению проблем - пограничных, миграции и двусторонней торговли10.

С другой стороны, если отвлечься от официальных межгосударственных отношений, то в контактах двух стран можно обнаружить достаточно подспудных камней. Прежде всего, они связаны с остротой внутренних проблем Китая, которые он не прочь решить за счет соседних стран, и с особенностями территорий России, примыкающих к КНР. Следует напомнить, что протяженность российско-китайской границы огромна – 4200 км. На всем этом пространстве российские территории отличаются крайне низкой плотностью населения, неразвитой инфраструктурой, оторванностью от Центра, слабостью государственных институтов, распыленностью экономических мощностей и при этом -огромным богатством природных ресурсов (нефть, газ, лес и проч.). Напротив, территории Китая, примыкающие к российским, чрезвычайно плотно заселены (по ту сторону Амура, только в трех провинциях, проживает около 300 млн китайцев) и кране бедны как плодородными почвами, так и природными ресурсами. Если добавить к этому отсутствие у России стратегии использования восточных территорий и наличие соответствующей стратегии у Китая в отношении решения своих проблем, то напрашивается естественный вывод - объективные условия для расширения экономических (а возможно, и территориальных) интересов КНР за счет соседней России имеются.

Впрочем, в настоящее время явной угрозы суверенитету России со стороны Китая нет. Не надо ждать от него классической военной агрессии, ее вероятность невелика. Пекин «привязывает» восточные регионы России к себе экономически, а также демографически за счет негласного поощрения миграции своих граждан в Россию. При этом проводимые в России опросы китайских мигрантов в последние годы показывают, что обосноваться в России планируют более 35 процентов, а уехать через Россию в другие страны — свыше 14 процентов. Вернуться на родину собираются менее половины респондентов11. Россия, не имея пока никакой стратегии и тем более «контрстратегии» на Дальнем Востоке, сама его «сдает».

Китай практически не скрывает своих экспансионистских намерений. В стране полуофициально принята концепция «стратегических границ и жизненного пространства». Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». «Стратегические границы жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». При этом НОАК в 2010 г. должна превратиться в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».

С вопросами взаимного доверия связаны и проблемы освещения истории и "негосударственных" радикальных взглядов на российско-китайские отношения. В школьных учебниках истории Академии наук Китая история российско-китайских отношений рассматривается как агрессия России против Китая и захват его исконных земель. В академических кругах лишь ведется дискуссия на тему, где именно проходит западная граница этих самых исконных земель: доходит ли она до Урала, или можно ограничиться Енисеем, или достаточно восстановить границу по Нерчинскому договору 1689 г.? Таким образом, под возможные территориальные претензии подведена положенная идеологическая и пропагандистская база.

Интерес представляют отношения России и Китая в рамках ШОС за пределами официальной риторики. Несмотря на активное сотрудничество и стремление к его расширению и качественному росту, Москва и Пекин соперничают за право быть лидером в Организации. Уже сейчас Китай активно заявляет о своем экономическом и военно-техническом участии в делах центральноазиатских участников ШОС - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана. Его главное оружие – кредиты, поставка дешевых китайских товаров в Центральную Азию. Соперничество за лидерство отмечается не только в экономической, но даже в военно-оперативной сфере12.