Тема 4 Развитие промышленного капитализма во второй половине XIX – начале XX вв.
Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к капитализму, базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах, вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологической революцией был промышленный переворот. Вторая технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и продолжалась до первой мировой войны (19I4–1918).
Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, началась электрификация, сложилась технология получения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е годы XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в единый агрегат с динамо-машиной был создан турбогенератор. Возникли новые отрасли промышленности – электрохимия, электрометаллургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании паров бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.
Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффективные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.
В металлургии в результате использования конвертеров Бессемера и Томаса в важную подотрасль выделилось сталелитейное производство; получили развитие электрическая сварка, ковка, и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912–1913 гг. впервые был применен конвейер.
Рост промышленного производства и торговли обусловил развитие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появились новые транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.
В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено радио, началось использование телефонной связи, увеличилась протяженность телеграфных линий.
В военной области появилось автоматическое стрелковое оружие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавливаться отравляющие вещества.
Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.
Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индустрии, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельного предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достигалось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ.
В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на предприятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.
В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строительство и железные дороги.
В Англии рост акционерных обществ приходится на 1885–1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено выпускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.
Во Франции акционерные компании возникли в 70-е годы XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.
Помимо акционерной существовали и другие формы собственности: государственная, кооперативная, муниципальная.
Государственная собственность образовывалась двумя основными способами: за счет средств госбюджета и национализации частных предприятий. В конце XIX – начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света; второй использовался в странах переселенческого капитализма. Кооперативная собственность возникла на основе добровольного объединения капиталов и средств производства мелких товаропроизводителей; служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объединенных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. кооперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперативах состояло 70 тыс. человек.
Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.
Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства – монополии.
Монополия капиталистическая – это объединение капиталистов, возникающее на основе высокого уровня концентрации производства и капитала для сосредоточения производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли, установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей. Простейшими формами монополий являются пул, конвенция, корнер, ринг; более зрелыми – картель, синдикат, трест, концерн.
Причинами монополизации рынка, помимо возрастания минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия, являлись стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Структурные сдвиги в промышленности обусловили не только концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения производства и обновления основного капитала способствовали централизации банковского дела. Постепенно стала меняться роль банков в экономике – из пассивного посредника в платежах банк превращался в активного участника рынка. Мелкие банки оттеснялись и поглощались крупными, включались в единый «концерн» посредством скупки или обмена акций между банками, системы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обращаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависимости крупной промышленности от немногих банковских групп. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания «Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой современного «Чейз Манхэттен бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и предпринимателей.
За 1850–1900 гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти – в 25 раз, выплавка стали за 1870–1900 гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней торговли. С 1891 по 1910 г. экспорт вырос на 77% в США, 52 – в Англии, 107 – в Германии, 54% во Франции. Вся международная торговля за этот период увеличилась в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный обмен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось мировое движение не только товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.
Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, недаром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны – Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл. Франция вывезла 10 млрд долл., Германия – 5 млрд, США – лишь 0,5 млрд долл. Последние еще оставались должником Европы.
В начале XX в., когда развитие монополий фактически уничтожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира: американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок. Это – гигантское комбинированное предприятие с производством различной продукции – от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. они заключили договор о разделе рынков: «Дженерал электрик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ – Европы и части Азии. На мировом уровне использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стал рост товарности сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.
Формирование мирового хозяйства сопровождалось территориальной экспансией – созданием колониальных империй и подчинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства – Бельгия, Голландия, Португалия, Испания – приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преуспела Англия, которая за 1884–1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захватившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше – 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завершен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Судан, на юге континента создала колонию Родезию. Франция завладела Тунисом, Западной частью Центральной Африки, Мадагаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).
В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые государства в Азии, Африке и Латинской Америке.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии – Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего развития». Эпоху структурных и институциональных изменений в начале XX в. определяли понятием «империализм» (от лат. imperium – власть). Позже большее распространение получил термин «монополистический капитализм».
Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Франко-Прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70–80-е годы XIX в. бороться за гегемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милитаризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-политических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.
В последней трети XIX в. в Европе обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформились в начале XX в. и привели европейские народы к первой мировой войне.
Великобритания
Великобритания по-прежнему оставалась одной из богатейших стран мира. Ей принадлежало первое место в мировой торговле и вывозе капитала: английская валюта выполняла роль мировых денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Лондон являлся финансовым и торговым центром мира. Однако по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия начала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1%, в США – 4,2, в Германии – 4,1%. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, США по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Удельный вес Великобритании в мировом промышленном производстве снизился с 32% в 1870 г. до 14% в 1913 г., хотя само производство за этот период выросло в 2,3 раза. Промышленный центр мира смещался в США – в 1913 г. их доля в мировом промышленном производстве составила 36%.
Промышленное отставание было обусловлено рядом причин: темпы структурных преобразований в индустрии оказались ниже, чем в других ведущих капиталистических странах, хотя абсолютные размеры производства продолжали расти. В конце XIX в. развивались новые отрасли: сталелитейная, электротехническая, химическая, станкостроительная. Выплавка стали за 1870–1913 гг. выросла в 3,5 раза, экспорт машин и оборудования увеличился в 7 раз. Рост производства и экспорта в старых отраслях был в 2–4 раза ниже. Наиболее устойчивые темпы развития показывало только судостроение. Тоннаж построенных судов за этот период утроился. Легкая промышленность по стоимости производимой продукции по-прежнему опережала тяжелую и сохраняла ведущую роль в структуре промышленного производства страны. Динамизм легкой промышленности определялся переключением на колониальные рынки. Получая в колониях монопольные прибыли, английские промышленники не стремились к техническому и организационному совершенствованию предприятий. Между тем оборудование большинства английских заводов, установленное еще в годы промышленного переворота, устарело морально и физически, но сохранило работоспособность. Основой английской энергетики оставались паровые двигатели, тогда как в Германии и США решающие позиции завоевала электроэнергетика. Энерговооруженность труда английского рабочего была низкой, что отражалось на производительности.
Замедление структурных преобразований в промышленности сказалось на темпах монополизации этого сектора экономики. Первые английские монополии возникли в 90-х годах в трубопрокатной и химической промышленности. В тяжелой и военной отраслях доминирующее положение заняли крупнейшие фирмы: «Виккерс», «Армстронг-Уитворт» и ряд других. С участием финансовой группы Моргана был создан англо-американский судостроительный трест. В легкой промышленности основная масса предприятий сохраняла свою обособленность. Лишь в конце XIX в. возник ситценабивной трест, владевший 85% производства ситца в стране.
Особое место среди английских монополий занимал ряд крупнейших компаний, связанных с эксплуатацией колониальных владений: «Королевская компания реки Нигер», «Британская Южно-Африканская компания» и др.
Банковский капитал значительно опережал промышленность по темпам концентрации и централизации. Столичные, провинциальные и пригородные банки путем поглощений и слияний создали 12 крупных банковских учреждений при лидирующем положении «Большой пятерки» лондонских банков – «Мидленд», «Ллойдс», «Барклейз», «Вестминстер», «Нешнл провиншл». Важнейшее место в банковской системе и монополизации кредита принадлежало Английскому банку. Возросла роль 72 колониальных банков. Среди крупнейших представителей финансовой олигархии Англии выделялись банкиры М. Ротшильд, А. Беринг, Дж. Ллойд.
Основой британского капитализма являлась колониальная империя. Английские колонии компенсировали британскому капиталу отставание промышленного развития. Прибыли от вывоза капитала стали главной статьей национального дохода Англии. Они были вчетверо больше дохода от собственно английской промышленности. До 75% капитала направлялось в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки, около 20% – в США, почти 6% – в страны Европы. Английский капитал финансировал железнодорожное и портовое строительство во всех районах мира, инвестировался в экспортные отрасли сельского хозяйства колоний, оплачивал войны Японии (1894–1895 и 1904–1905 гг.), балканские войны. К 1913 г. размещенный Англией за границей капитал достиг 4 млрд фунтов стерлингов. Увеличение экспорта капитала приводило к его нехватке внутри страны, особенно в новых отраслях и сельском хозяйстве.
Мелкие фермеры-арендаторы, составлявшие основную часть сельского населения, не имели средств для ведения хозяйства на современном агротехническом уровне. Урожайность их участков была низкой, себестоимость продукции – высокой. Они не могли конкурировать с более дешевой продукцией из США и колоний даже на рынке самой Англии. Число фермеров и площадь обрабатываемых земель с каждым десятилетием сокращалась.
К 1913 г. в аграрном секторе Англии было занято 8% активного населения. Малая доходность сельского хозяйства удерживала предпринимателей от вложения капиталов в эту отрасль экономики. Аграрный кризис подтолкнул структурную перестройку сельского хозяйства – начался переход от зернового хозяйства к производству кормов для животноводства и птицеводства, выращиванию технических культур; ускорился перевод отрасли на индустриальную основу путем внедрения машин, более широкого использования минеральных удобрений. Несмотря на определенные успехи, Англия теряла собственную аграрную базу и все больше зависела от ввоза хлеба.
В 1870–1913 гг. Англия сохраняла лидерство в мировой торговле. Однако из экспортера она превратилась в мирового импортера сырья и продовольствия. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в два раза больше, чем экспорт; внешнеторговый баланс имел постоянное отрицательное сальдо. Вместе с тем платежный баланс неизменно был активным за счет доходов от вывезенного капитала, посреднических торговых и банковских операций, туризма. На рубеже веков Англия жила в основном за счет других стран, что обрекало ее экономику на усиление застойных явлений.
Колониальное господство и лидерство в мировой торговле являлись важнейшими особенностями английского монополистического капитализма на рубеже двух столетий.
Германия
После Франко-Прусской войны 22 монархии и 3 вольных города объединились в Германскую империю во главе с императором, которым по Конституции 1871 г. мог быть только прусский король.
Еще в начале 70-х годов Германия была преимущественно сельскохозяйственной страной со слаборазвитой промышленностью. К 90-м годам положение резко изменилось. В Германии завершилась промышленная революция. Она была запоздалой, но это давало ряд преимуществ. Германия осуществила индустриализацию, широко заимствуя передовой иностранный опыт. Ее промышленность, особенно тяжелая, строилась на базе современной техники, тогда как в Англии и Франции наличие многочисленных устаревших предприятий увеличивало издержки производства.
Преодолению отставания Германии содействовала также пятимиллиардная контрибуция, полученная ею с побежденной Франции. Важную роль в экономическом подъеме Германии конца XIX в. сыграл захват Эльзаса и Лотарингии с их богатейшими запасами железных руд. В конце 70-х годов открытие Томаса (обесфосфоривание фосфористых руд) превратило эти залежи, ранее не находившие использования, в главную сырьевую базу Германии. В этих же районах находилась развитая хлопчатобумажная промышленность.
Конец XIX в. отмечен бурным ростом тяжелой промышленности. В 1890 г. было выплавлено 2,2 млн т стали против 0,2 млн т в 1870 г.; стремительно поднялась добыча каменного угля – с 26,4 млн т до 70,2 млн т. Развитие этих отраслей дало сильный толчок подъему машиностроения, росту железнодорожной сети. Германия обогнала все страны в локомотиве- и вагоностроении.
Серьезные сдвиги произошли в структуре германской промышленности. Рост производства средств производства был даже выше, чем в США. Наряду со значительным развитием старых отраслей тяжелой промышленности – каменноугольной и металлургической, быстрыми темпами развивались новые отрасли, в частности химическая, электротехническая.
Развитие химической промышленности и цветной металлургии, наряду с производством электротоваров, служило дополнительным стимулом для увеличения продукции тяжелой промышленности. Весьма велико было экономическое и общестратегическое значение «новых» отраслей хозяйства, создавших Германии важные преимущества на мировом рынке. В первую очередь это касалось производства меди, цинка, серной кислоты, красителей, искусственного шелка и других товаров. По объему и темпам роста промышленности Германия к 1914г. заняла второе место в мире после США. Удельный вес ее промышленной продукции составлял 15% мирового производства.
Передовые формы организации производства в этот период еще не охватили всю страну и все отрасли. Так, наряду с огромной насыщенностью фабриками Рейнско-Вестфальского района существовала отсталая Восточная Германия. Промышленность в этой части страны сохраняла кустарный характер и занималась переработкой сельскохозяйственного сырья.
В начале XX в. ускорился процесс образования монополий. К 1911 г. насчитывалось 600 синдикатов и картелей. Металлургическое производство на западе Германии контролировалось Рейнско-Вестфальским синдикатом; в электротехнической промышленности производство и сбыт оказались в руках двух монополий – Всеобщего общества электричества (АЭГ) и «Сименс-Гальске», между которыми в 1908 г. было заключено соглашение о тесной кооперации. Производство химических продуктов оказалось в руках шести компаний. В начале XX в. они объединили капиталы и создали два концерна, установивших тесные взаимосвязи в области производства и торговой политики.
В Германии монополизация производства опережала процесс его концентрации и осуществлялась, как правило, в картельных формах, охватывая отрасли не только тяжелой, но и легкой промышленности. Раннему возникновению картелей в Германии способствовала действовавшая (как и в США) система высоких таможенных пошлин. По охвату промышленности монополиями Германия занимала первое место в мире, причем наиболее картелированными оказались как раз отрасли тяжелой промышленности: металлургическая и каменноугольная.
Особенностью образования монополий в Германии являлась значительная роль банков в этом процессе, поскольку сама промышленность еще не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в мобилизации средств. Крупные банки установили тесные связи с промышленностью: держали под контролем промышленные фирмы, которым были предоставлены долгосрочные кредиты, содействовали их упрочению.
Банковская реформа ускорила концентрацию банковского дела. Наряду с концентрацией по интересам, когда банки объединялись для проведения определенных операций по финансированию, с 80-х годов большее распространение получила территориальная концентрация, выразившаяся в сосредоточении крупнейших коммерческих банков в Берлине. С начала XX в. развивалась административная концентрация, т.е. деятельность административного аппарата банков по привлечению обширной клиентуры и ее капиталов, расширению участия в акционерном капитале других фирм и т.д. Перечисленные формы концентрации не увеличивали собственные капиталы банков, что являлось основной формой концентрации. За период 1895–1912 гг. в результате процесса концентрации акционерный капитал всех коммерческих банков страны возрос в 2,6 раза, их собственный капитал – в 1,7 раза. В начале XX в. в Германии функционировало пять мощных групп, охвативших 58 коммерческих банков, в руках которых оказался 71% собственного капитала всех банков страны. Каждая группа возглавлялась крупнейшим коммерческим банком – Немецким, Дрезденским, Торгово-промышленным, Учетной конторой, Шафгаузенским банковским союзом. Самой мощной была группа Немецкого банка, в состав которой вошли 24 банковских учреждения.
Концентрация банковского дела означала расширение масштабов деятельности кредитных учреждений, совершенствование банковских операций, благодаря чему они превращались в солидные и пользующиеся доверием учреждения. Уменьшался риск при проведении банковских операций вследствие лучшего знания ситуации на внутреннем рынке, своевременно перераспределялись средства между различными операциями, лучше удовлетворялись потребности в кредите за счет привлечения средств вкладчиков. Учредительская, эмиссионная деятельность, прямое участие в деятельности промышленных предприятий, содействие в управлении промышленным производством в качестве членов наблюдательных советов свидетельствовали о прочной связи банков и промышленности. Политика крупных промышленных союзов находилась в тесной связи с политикой крупных банков. Однако, как утверждал Кирдорф, глава Рейнско-Вестфальского угольного синдиката, власть банков относительно мощи промышленных союзов была слабее. Мелкое промышленное производство, торговля, сельское хозяйство не получали никакой пользы от прогресса банковского дела.
В первое десятилетие XX в. крупные коммерческие банки поставили перед собой задачу расширения и организации заграничных деловых связей. Заграничная деятельность немецких банков развивалась в следующих направлениях: эмиссия иностранных государственных займов, кредитование экспорта и импорта, поддержка промышленных предприятий за границей.
Усиление власти коммерческих банков ограничивало непосредственные контакты с торговлей, промышленностью и сельским хозяйством Германского центрального банка. Главный эмиссионный центр страны сосредоточился на операциях по регулированию денежного обращения, поддержанию стабильности национальной валюты.
Возросшая мощь банков изменила роль в экономике такого важного индикатора хозяйственных отношений, как биржа. Поручения клиентов по операциям с ценными бумагами теперь выполнялись банками. На биржу ценные бумаги попадали только через банки. Таким образом, биржа стала выразителем воли небольшой группы директоров банков.
С конца 70-х годов XIX в. в экономической политике произошел решительный поворот от свободной торговли к протекционизму. Высокие пошлины были призваны пресечь иностранную конкуренцию на внутригерманском рынке и способствовать установлению монопольных цен.
Внешняя торговля выросла на 60%. Германия вывозила преимущественно готовые товары и машины. На рубеже веков значительно выросли объемы импорта. Германия вынуждена была все в больших количествах ввозить сырье и полуфабрикаты для промышленности, продовольствие для населения. Увеличение пассива внешнеторгового баланса стимулировало товарную экспансию путем демпинга, т.е. продажи на иностранных рынках товаров по бросовым ценам и искусственного взвинчивания цен на внутреннем рынке.
Глубокие диспропорции и противоречия, обусловленные быстрыми темпами развития монополистического капитализма на не расчищенной от докапиталистических отношений почве, узость внутреннего рынка, отсутствие обширных колониальных владений, рост финансовой мощи и накоплений «избыточного», ищущего выгодного применения капитала толкали Германию к экспансии, энергичному экономическому проникновению в другие страны и чужие колонии. Развивая «мирную» экспансию, кайзеровская Германия усиленно готовилась к переделу колоний. По темпам роста вооружений Германия обогнала многие страны. Под знаком милитаризма происходила перестройка экономической и политической жизни страны. Растущими потребностями милитаризма в конечном счете определялись и стремительные темпы роста германской тяжелой промышленности.
Особенно быстро в начале XX в. осуществлялся вывоз капитала. За 12 предвоенных лет вывоз капитала из Англии и Франции вырос в 1,5 раза, из Германии – в 3 раза. Англия направляла капиталы главным образом в колонии, Франция – в Россию и страны Европы в форме ссудного капитала; Германия, не имея значительных колоний, более равномерно распределяла капиталы между Европой и Америкой. Причем для германского капитализма было характерно стремление проникать не только в отсталые, аграрные, но и в развитые промышленные страны. Однако, с успехом побивая конкурентов на мировом товарном рынке, преодолевая высокие таможенные барьеры, проникая со своими товарами в колонии Англии, Германия постоянно и болезненно ощущала отсутствие обширных колоний.
Колониальная политика Германии, начавшись с поощрения колонизаторских попыток частных лиц, постепенно привела к созданию при помощи специальных кредитов имперских колоний. Накануне первой мировой войны Германия, обладая экономической мощью, значительно превосходившей мощь Англии и Франции, владела колониями общей площадью почти в 12 раз меньше, чем Англия, и приблизительно в 5 раз меньше, чем Франция. В колониях Франции проживало более чем в 4 раза, а в колониях Англии -более чем в 30 раз больше населения, чем в колониях Германии.
В экономическом развитии страны важную роль играло вмешательство государства в экономическую жизнь. В 1880 г. был учрежден Высший экономический совет, занимавшийся выработкой законопроектов и уставов. В 1896 г. была проведена реорганизация торговых палат, направленная на расширение их роли в развитии промышленности и торговли, принят новый торговый устав. Государство поощряло синдицирование промышленности.
Иначе складывалась ситуация в сельском хозяйстве. Для Восточной Германии был характерен юнкерский путь аграрной эволюции, для остальных районов – крестьянский, осложненный большими арендными платежами и малоземельем. Крупным хозяйствам – юнкерским и владениям гроссбауэров (кулаков) – принадлежало 54% земли; 2/3 крестьянских хозяйств относились к категории мелких, имевших до 2 га земли.
В Пруссии развитие капитализма в сельском хозяйстве тесно переплеталось с пережитками феодализма. Сохранились так называемые «поместья-округа», в которых помещику принадлежала полицейская и административная власть, действовали «Уставы о челяди», ставившие бедняков в полную зависимость от юнкера. Значительную часть сельского населения составляли «огородники», «усадебные поденщики», «бобыли» – батраки, получавшие от помещика небольшой клочок земли, жилище, топливо, не имевшие права покинуть юнкерское поместье без разрешения.
Сохранение фидейкомисс – правила, запрещавшего любые операции с землей, полученной по наследству, – сдерживало развитие рынка земли.
Сельское хозяйство страны сильно пострадало от аграрного кризиса конца XIX в. Цены на зерно упали почти на 30%. Арендная плата, особенно в Пруссии, повысилась. Государство попыталось защитить отрасль повышением пошлин на рожь и пшеницу в пять раз.
Кризис ускорил интенсификацию сельского хозяйства. Более чем в пять раз увеличились посевы сахарной свеклы, картофеля, стало расти поголовье скота. За 1870–1913 гг. урожайность повысилась на 33–50%. Внедрялись сложные севообороты, расширилось использование техники, искусственных удобрений. Юнкера и гроссбауэры под защитой протекционистских тарифов и государственных субсидий сравнительно безболезненно переходили к интенсивным методам хозяйствования.
Государственная поддержка – законы об ограничении произвола ростовщиков, создании агрономических обществ, опытных станций и сельскохозяйственных школ – приносила пользу в первую очередь гроссбауэрам. Мелкие хозяйства отставали в развитии и разорялись.
Юнкерство богатело не только за счет доходов от земли, но и участия в деятельности банков, промышленных монополий. Приобретая акции различных предприятий, помещики изымали средства из сельского хозяйства, обрекая его на замедление темпов развития, техническую отсталость.
Ограниченный платежеспособный спрос на промышленные изделия со стороны батраков и мелкого крестьянства сдерживал расширение внутреннего рынка; производство сельскохозяйственного сырья не соответствовало мощи германской промышленности. Ежегодный дефицит сельскохозяйственного производства достигал 2 млрд марок и имел тенденцию к постоянному росту. В конце XIX в. Германия из страны – экспортера сырья превратилась в их импортера. Зависимость от импорта сырья сдерживала развитие легкой промышленности, не давала возможности снизить стоимость рабочей силы.
Аграрные проблемы подталкивали немецкие монополии к активным действиям на внешних рынках, стимулировали территориальную экспансию, порождали миграцию населения. Шел массовый отток населения в города, из восточных районов в западные, ширилась эмиграция на Американский континент. С 1881 по 1891 г. прусские области покинули почти миллион человек, а в следующие пять лет еще миллион. Бегство из деревень приводило к тому, что крупным хозяйствам становилось все труднее находить свободные рабочие руки. Юнкера призывали правительство принять чрезвычайные меры по удержанию рабочих рук в деревне, но эти призывы не получали поддержки в ландтаге (парламенте).
Франция
Франция, несмотря на поражение во Франко-Прусской войне, оставалась великой державой, обладавшей большими экономическими возможностями, огромной колониальной империей, мощной армией и крупным флотом, уступавшим, однако, английскому. Темпы промышленного роста Франции в начале XX в. составляли 2,6% в год (в Англии – 2,1%). По темпам роста экономики Франция отставала от Германии и США, а по объему промышленного производства – и от Англии.
В 1870–1871 гг. Франция пережила не только войну с Пруссией, закончившуюся для нее поражением, но и еще одну революцию – Парижскую коммуну. Эти события разорили и обескровили страну. Общая сумма ущерба, нанесенного войной, составила 16 млрд франков. Резко сократилось производство промышленной продукции, экспорт готовых изделий и импорт сырья, машин, топлива. Опустошению подверглись 43 наиболее промышленно развитых департамента. Оборудование предприятий вывезли в Германию, были уничтожены многие общественные здания, склады, хранилища; повсеместно в зоне оккупации были вырублены леса, вывезен скот, конфискованы запасы продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Мирный договор 1871 г. был подписан на кабальных условиях. Франция обязывалась выплатить в короткие сроки контрибуцию в 5 млрд франков, и в качестве гарантии выплаты часть ее территории (18 департаментов) подлежала оккупации германскими войсками. Их содержание возлагалось на французскую сторону. Эти расходы не включались в контрибуцию. Кроме того, провинции Эльзас и Лотарингия переходили во владение Германии. Франция лишалась двух экономически развитых областей.
Серьезным фактором общеэкономического отставания Франции стали аграрные проблемы французского капитализма. Отсталость сельского хозяйства являлась следствием парцеллярности земледелия. Отсталое сельское хозяйство сдерживало развитие внутреннего рынка и промышленности, мешало формированию рынка труда, замедляло прирост населения.
Парцеллярное хозяйство представляло собой лоскутную сумму разрозненных клочков земли, принадлежащих одному хозяину. В 1892 г. на одно хозяйство приходилось около 30 парцелл общей площадью от 5 до 40 аров. На таких крохотных участках миллионы крестьян не могли использовать даже рабочий скот.
Стремясь расширить хозяйство, крестьянин или покупал, или арендовал дополнительные участки земли. Но не имея капитала, свободных средств, он вынужден был брать займы под залог земли, что приводило к задолженности и кабале. К концу XIX в. «свободные» парцеллярные крестьяне платили ростовщикам ежегодную дань в 2 млрд франков. Доходы крестьян поглощались выплатой процентов, налогов, долгов. Для улучшения хозяйства средств не оставалось. Рост задолженности способствовал постепенному превращению владельца мелкой парцеллы в формального собственника земли.
В конце XIX в. во французской деревне ускорились процесс формирования фермерских хозяйств и процесс концентрации земли при одновременном росте числа парцеллярных хозяйств.
Аграрный кризис усилил тенденцию к превращению животноводства в ведущую отрасль сельского хозяйства, к изменению структуры растениеводства в пользу технических культур, к увеличению доли плодоводства и овощеводства в объемах производимой продукции. Расширилось применение техники, углублялась специализация производства по районам страны. В 1892 г. государство повысило пошлины на ввозимую в страну сельскохозяйственную продукцию, что расширило внутренний рынок для отечественных производителей.
Важной причиной экономического отставания являлась своеобразная структура французской промышленности. Правда, в конце XIX в. во Франции, как и в других странах, отмечался рост концентрации производства. Так, крупнейшим центром металлургической и военной промышленности стали предприятия Шнейдера и Крезо; другим районом металлургии стали заводы в Лонгви, на северо-востоке Франции, объединившиеся в 1876 г. в синдикат. Возник ряд акционерных компаний в других отраслях промышленности. Однако наряду с крупным производством по-прежнему значительную роль играла средняя и мелкая промышленность. В конце XIX в. 94% всех французских предприятий имели от
1 до 10 рабочих. В 1906 г. насчитывалось только 611 фабрик, где работало по 500 и более человек.
В целом тяжелая промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем легкая. Создавались новые отрасли – электроэнергетика, автомобилестроение, паровозостроение, производство цветных металлов. Большое значение для экономики страны имело железнодорожное строительство, ставшее емким рынком для многих отраслей тяжелой промышленности. С 1870 по 1900 г. протяженность железных дорог во Франции увеличилась в 2,5 раза и достигла 42,8 тыс. км. По длине железнодорожных линий Франция в этот период превосходила Англию и Германию.
Однако по числу предприятий и по объему производства ведущее место занимала легкая промышленность. На мировой рынок Франция вывозила шелковые ткани, парфюмерию и косметику, одежду, ювелирные изделия, другие предметы роскоши. Производство этих товаров было сосредоточено на мелких предприятиях, применявших ручной труд.
Французская промышленность резко отставала от своих главных конкурентов по техническому уровню производства. Оборудование, установленное на предприятиях в годы промышленного переворота, к концу XIX в. физически и морально устарело и требовало замены. В стране началось строительство гидроэлектростанций, но масштабы его были незначительными.
Французская промышленность ощущала нехватку сырья и топлива, поэтому вынуждена была ввозить в значительных количествах коксующийся уголь и железную руду, черные металлы, медь, хлопок. Дорогое привозное сырье повышало стоимость французских товаров и понижало их конкурентоспособность на мировом рынке.
Темпы концентрации были ниже, чем в США, Германии, Англии. Процесс концентрации развивался неравномерно. Наиболее быстрыми темпами он проходил в тяжелой промышленности – металлургической, горнорудной, бумажной, полиграфической отраслях; медленнее – в легкой промышленности.
Концентрация производства приводила к образованию монополий. В 1876 г. был создан металлургический синдикат, объединивший 13 крупнейших металлургических заводов. В 1883 г. возник сахарный картель, в 1885 г. – керосиновый картель. Наиболее крупные монополии создавались в отраслях тяжелой промышленности. Так, монополия «Комитэ де форж» объединяла около 250 металлургических и машиностроительных заводов и контролировала 3/4 производства чугуна и стали в стране. Основные предприятия военной промышленности объединялись концерном «Шнейдер-Крезо». В химической промышленности монополистическими объединениями стали компании «Сен-Гобен», «Кюльман». Процесс монополизации охватил текстильную, пищевую промышленность. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений стали картели и синдикаты. Однако возникали и концерны, которые объединяли предприятия смежных отраслей.
Темпы концентрации и централизации банковского капитала во Франции были исключительно высокими. В этом она занимала первое место среди других капиталистических государств.
Образование финансового капитала во Франции происходило при решающей роли банковского капитала. Центром финансового капитала страны стал Французский банк. 200 крупнейших акционеров банка составили верхушку финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках экономическую и политическую власть в стране. В совет Французского банка входили представители финансовой олигархии – Ротшильд, Де Вандель, Шнейдер, Пежо. Премьер-министр Франции Клемансо признавал, что во Франции полнотой власти обладают «члены правления Французского банка».
Экономическое развитие Франции сдерживалось вывозом капитала. Были накоплены огромные денежные ресурсы, которые не вкладывались в национальную экономику, поскольку прибыли, получаемые от мелких предприятий и хозяйств, были значительно ниже, чем доходы от заграничных инвестиций и иностранных ценных бумаг. В конце XIX в. доходность внутренних ценных бумаг составляла 3,1–3,2%, а иностранных – 4,28%. Кроме того, банки избегали распылять средства между тысячами мелких предприятий и ставить себя в зависимость от успеха их деятельности. В 70-е годы XIX в. французские капиталы инвестировались в Турции, Испании, в странах Латинской Америки, а с начала 80-х годов – в Австро-Венгрии, России. С 80-х годов французский экспорт капитала становится преимущественно вывозом ссудного капитала в форме государственных займов, приобретает ростовщические черты. Вывоз капитала из Франции к 1914 г. увеличился более чем в три раза по сравнению с концом XIX в. и почти в четыре раза превзошел капиталовложения во французскую промышленность. По экспорту капитала Франция вышла на второе место в мире, но все же уступала Англии.
США
Бурное развитие экономики, начавшееся после окончания Гражданской войны (1861 – 1865), к концу XIX в. превратило США в мощную индустриально-аграрную страну.
После Гражданской войны активизировалась колонизация Запада. Возросла миграция населения. Городское население удваивалось каждые 20 лет. Важным фактором роста экономики стала аккумуляция в США наиболее энергичной рабочей силы из Европы. Всего за 1870–1900гг. в страну прибыло 14 млн иммигрантов.
Динамичный экономический рост США определялся научно-техническим прогрессом. В стране началась электрификация промышленности, транспорта, быта; изменилась энергетическая база производства – пар быстро вытеснялся электричеством. В ходе индустриализации широко применялся новейший научно-технический опыт европейских стран, достижения американской инженерной мысли. Морально устаревшее оборудование практически отсутствовало и не тормозило роста экономики.
Промышленность США была хорошо защищена от конкуренции импортных товаров высокими пошлинами. Таможенная политика способствовала повышению цен внутри страны и росту капиталистической прибыли. Для притока иностранных инвестиций не существовало преград. К началу XX в. вложения иностранного капитала в США (преимущественно английского) достигли 3,4 млрд долл.
Американцы активно выходили на мировой рынок в качестве экспортеров товаров. Уже с 1874 г. экспорт США превышал импорт. Американский экспорт в 60–90-х годах почти утроился вследствие роста эффективности промышленности и повышения конкурентоспособности американских товаров. Вместе с тем увеличение потребностей растущей промышленности в сырье вызвало расширение импорта примерно вдвое.
В последней трети XIX в. темпы роста тяжелой промышленности превышали аналогичные показатели легкой промышленности. По выплавке чугуна, стали и добыче угля США уже в середине 90-х годов обогнали Англию. Рост производства в металлургии, металлообработке, угольной и нефтяной промышленности поддерживался спросом на металл, топливо и машины со стороны расширявшегося железнодорожного строительства.
В начале XX в. железные дороги связали между собой все штаты. Были построены четыре трансконтинентальные магистрали, вовлекшие в экономический оборот продукцию Запада. Тем самым завершилось формирование внутреннего рынка США. К 1893 г. протяженность железных дорог в США составила 176 500 миль. Иностранные капиталовложения в железные дороги США достигали почти одной трети их стоимости. Железные дороги, потеснившие все другие виды транспорта, превратились в важный фактор структурных изменений в экономике. Сооружение железных дорог способствовало специализации как промышленности, так и сельского хозяйства, повышению мобильности рабочей силы и капитала, снижению издержек производства и росту производительности труда, процессу урбанизации, а также упрочению позиций американского сельского хозяйства на мировых рынках.
Новые пути сообщения создали крупный рынок сбыта для черной металлургии. Расширение производства в металлургической промышленности повлекло за собой ускоренное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности. В конце XIX в. в быстром увеличении продукции отраслей легкой промышленности большую роль сыграли новые технические и организационные подходы, в частности стандартизация производства в швейной, обувной, пищевой отраслях. Необходимость повышения квалификации рабочей силы дала толчок возникновению и расширению сети общеобразовательных и профессиональных школ.
Значительно возросли производительность и интенсивность труда в сельском хозяйстве. Этому в немалой степени способствовало применение новых сельскохозяйственных машин и искусственных удобрений. Высокие темпы роста сельскохозяйственного производства позволили США в короткий срок стать одним из основных поставщиков хлеба и мяса на мировой рынок.
На Юге буржуазная эволюция сельского хозяйства привела к возникновению своеобразной формы арендных отношений – кропперства. Кропперами были черные или белые арендаторы–бедняки, уплачивавшие за аренду земли, сельскохозяйственных орудий, рабочего скота и семян половину и более собранного урожая. Наличие на Юге большого числа издольщиков тормозило развитие производительных сил и препятствовало быстрому проникновению капитала в сельское хозяйство. В этом регионе широкое распространение получила также система долгового рабства – пеонаж. Несостоятельный должник – арендатор принуждался кредитором-плантатором или скупщиком сельскохозяйственных товаров работать в счет оплаты долга.
Усилилось расслоение фермерства. В США в 1890 г. из 8,6 млн лиц, занятых производительным трудом в сельском хозяйстве, лишь 2,2 млн были самостоятельными, независимыми хозяевами, что составляло около 25%. Остальные были арендаторами, безземельными и заложившими свою землю фермерам, сельскохозяйственным рабочим.
Экономическое развитие США в последней трети XIX в. прерывалось разрушительными кризисами перепроизводства в 1882–1883 и 1893гг. Наиболее тяжелым был кризис 1893 г., который сменился длительной депрессией. Только к 1897 г. промышленное производство в США вновь пошло в гору. Экономические кризисы были мощным ускорителем концентрации производства и централизации капитала, в результате которых в США возникали монополистические объединения в промышленности и банковском деле. Если в 70-х годах XIX в. монополии в промышленности были преходящим явлением, то в 80-е годы они заметно усилились и в конце 90-х годов превратились в одну из основ хозяйственной жизни страны.
Среди монополистических объединений в промышленности США в конце XIX в. по своему могуществу выделялись: нефтяной трест «Стандарт ойл оф Нью-Джерси», стальной трест Карнеги, сахарный трест, «Дженерал электрик компани» и др. Все большее значение приобретали два крупнейших банка – Рокфеллера и Моргана, вокруг которых к 1903 г. объединялись 112 банков, железнодорожных, страховых и других компаний, капиталы которых превышали 22 млрд долл.
К 1901 г. в США насчитывалось 440 трестов, на долю которых приходилось 3/4 всей промышленной продукции страны.
Общественность США посчитала монополизацию целых отраслей промышленности недопустимым нарушением принципа индивидуальной хозяйственной свободы и настояла на принятии в 1890 г. антитрестовского законодательства. Однако формулировки закона были столь нечеткими, что тресты легко обходили все запреты. Юрисконсульты Рокфеллера пошли еще дальше. В 1899 г. изобрели для «Стандарт ойл» новую организационную форму – холдинговую компанию, основанную на владении контрольными пакетами акций.
Характерной чертой американского капитализма в начале XX в. являлся незначительный уровень вывоза капитала за границу. В 1900 г. заграничные вложения США не превышали 500 млн долл. В первое десятилетие XX в. американские монополии стали увеличивать вывоз капитала. В 1914г. американские капиталы за границей увеличились до 2,6 млрд долл. Тем не менее США продолжали оставаться государством-должником.
В конце XIX – начале XX в. усилилась экономическая экспансия США. Уже в 1896–1890 гг. США давали 30,1% мирового экспорта промышленных изделий, а в 1913 г. – 35,8%. Одновременно с экономической экспансией США начали проводить политику активной военной агрессии для создания собственной колониальной империи. В 1867 г. США за 7,2 млн долл. купили у России Аляску. В 1898 г. Конгресс США «узаконил» аннексию Гавайских островов. В следующем году США захватили Кубу, Гуам, Пуэрто-Рико, Филиппины и часть островов Самоа. Обогнав Германию, Англию и Францию по производству промышленной продукции, США обладали ничтожными по сравнению с ними колониальными владениями. Площадь колоний США в 1914г. равнялась всего 0,3 млн кв. км.
Япония
Победа Японии в японо-китайской войне 1894–1895 гг. имела серьезные последствия для ее дальнейшего экономического развития. Полученная от Китая контрибуция, грабеж Китая и Кореи стали дополнительным источником капитала для японской экономики. С 1894 по 1898 г. общая сумма капитала, инвестированного в хозяйство страны, увеличилась в 2,5 раза (с 249,8 млн до 621,7 млн иен), а за 1894–1903 гг. более чем в 3,5 раза (887,6 млн иен).
Особенно быстрый рост капиталовложений наблюдался в промышленности и на транспорте. Ведущей отраслью японской промышленности по-прежнему оставалась текстильная: стремительно развивалось прядильное производство, объем продукции, выпущенной ткацкими предприятиями с 1894 по 1898 г., увеличился более чем в два раза.
Ускорилось развитие горнорудной и добывающей промышленности: выросла добыча угля, железной руды, нефти и прочих полезных ископаемых.
С конца 90-х годов XIX в. главное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, в первую очередь металлургии и машиностроению. С 1896 по 1904 г. японское правительство затратило на металлургическую промышленность 19 млрд иен. В 1901 –1905 г. японская металлургия удовлетворяла внутренние потребности страны в чугуне на 60%, стали – на 40%.
Из машиностроительных отраслей наиболее развитым было судостроение, что объяснялось как островным положением страны, так и планами подготовки будущей войны. С 1893 по 1903 г. японское правительство предоставило частным судостроительным компаниям субсидий на сумму 1,6 млн. иен. Однако на японских верфях строили только малотоннажные суда, поэтому все крупные корабли заказывались за границей.
В 1896 г. началось сооружение паровозо- и вагоностроительных заводов в Осаке и Нагое. В 1897 г. был введен в эксплуатацию завод горного машиностроения в Фукуоке и ряд других предприятий тяжелой индустрии, в частности, производящих токарные станки, электродвигатели. К 1904 г. насчитывалось уже 560 машиностроительных заводов, 1153 химических, 322 предприятия газовой и электропромышленности.
С конца XIX в. на повестку дня был поставлен вопрос о расширении колониальных владений на азиатском материке. В связи с этим развитие японской промышленности начало приобретать односторонний характер. Военные отрасли постепенно стали занимать ведущее место в тяжелой промышленности. Военные заводы и арсеналы в 1900 г. составляли 40% всех государственных предприятий. На них было сосредоточено 54% рабочих, занятых на государственных предприятиях, 74% всех двигателей, применявшихся в промышленности.
Усиленная милитаризация страны – перевооружение армии и флота, повышение уровня военной техники, значительное расширение старых и создание новых военных предприятий – проводилась в рамках послевоенной программы развития хозяйства, принятой в 1895 г.
Послевоенная программа была рассчитана на 10 лет (1896–1905) и предусматривала создание ряда отраслей тяжелой, главным образом военной, промышленности, реорганизацию и расширение вооруженных сил.
Промышленный подъем, наблюдавшийся в стране с 1895 г., был прерван финансовым, а далее экономическими кризисами 1897– 1898 и 1900–1902 гг. Кризисы ускорили качественные изменения в экономике, свидетельствовавшие о начале формирования монополистического капитализма в Японии.
Со второй половины 90-х годов все более видную роль в хозяйственной жизни страны стали играть крупные капиталистические компании (организованные как замкнутые фамильные фирмы или созданные на акционерных началах). В 1903 г. на крупные компании с оплаченным капиталом от 100 тыс. иен и выше приходилось 89,1% общей суммы капитала, инвестированного в экономику страны. К началу XX в. появились картели в текстильной, табачной, мукомольной и других отраслях легкой промышленности. В тяжелой промышленности главенствовали немногочисленные крупные частные компании – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзита» – и государственные предприятия. Строительство государственных предприятий способствовало обогащению крупного капитала. Предоставляя правительству средства для сооружения предприятий путем подписки на государственные займы, крупные капиталисты получали огромные проценты во время строительства, а после его завершения предприятия одно за другим за бесценок передавались правительством тем же крупным дельцам. Несмотря на высокий удельный вес государственного предпринимательства, в тяжелой промышленности укреплялись позиции частного капитала.
В угольной отрасли господствующее положение заняли крупнейшие монополисты – «Мицуи» и «Мицубиси». Установление господства сопровождалось упорной конкурентной борьбой между ними, достигшей кульминации в годы русско-японской войны. Крупный капитал все более уверенно занимал ведущие позиции не только в добывающей промышленности и судостроении, но и в обрабатывающем производстве. Электротехническая компания «Сибаура», находившаяся под контролем «Мицуи», была, например, ведущим предприятием отрасли и пользовалась фактической монополией; концерн «Сумитомо» владел самыми большими в стране медеплавильными заводами. В начале XX в. были созданы картельные объединения в цементной, часовой, нефтяной промышленности. В 1904 г. две крупные нефтяные компании создали синдикат с целью противодействия натиску американской компании
«Стандарт ойл». Несколько крупных монополистических объединений заняли господствующее положение в железнодорожном транспорте и морском судоходстве.
Более позднее вступление Японии на путь капиталистического развития позволило ей создавать производство на основе передовой иностранной техники и новых организационных форм, что в условиях существования огромного числа мелких предприятий сразу ставило новые предприятия в монопольное положение в тех отраслях, где они работали.
Ведущее положение среди монополистических объединений занимал концерн «Мицуи». В сферу его интересов входили внутренняя и внешняя торговля, текстильная, горнодобывающая, электротехническая промышленность, добыча золота, серебра и др.
На рубеже веков значительно укрепил позиции концерн «Мицубиси», имевший интересы в судостроении и судоходстве, угольной промышленности, банковском деле, железнодорожном транспорте. На западе страны ведущие позиции принадлежали концерну «Сумитомо», уделявшему наибольшее внимание добыче и выплавке меди, военному производству, банковскому делу.
«Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда» стали ведущими монополиями страны, за которыми следовали более мелкие, но очень влиятельные монополистические объединения: «Сибудзава» (железнодорожное строительство и финансы), «Фурукава» (добыча и выплавка меди), «Асано» (цементная промышленность) и др.
Существовали монополистические объединения, в которые входила буржуазия, группировавшаяся по признаку принадлежности к какому-то определенному, бывшему феодальному клану или району. Наиболее сильной и прочной из таких группировок была «Косю», или «Косю дзайбаиу», которой принадлежали электроламповая компания, токийский торговый банк, торговые конторы и другие предприятия.
После «Косю» термином «дзайбацу» стали называть и некоторые другие группы предпринимателей. К «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо» и другим монополиям в эпоху Мейдзи применялся термин «фукко» («богатый дом»).
Кризисы ускорили централизацию банковского сектора. Японское правительство внимательно изучало банковское законодательство других стран и принимало законы, содействовавшие укрупнению банков. Уже в 1896 г. для ускорения слияния мелких банков японское правительство приняло специальный закон об объединении мелких банков. В 1901 г. правительство укрепило поддержку крупных банков. Государство разрешало открывать новый банк только при наличии акционерного капитала на сумму не менее 500 тыс. иен. В начале XX в. лидирующие позиции в экономике играла пятерка крупнейших банков: «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Ясуда», «Дайити».
В ходе технологической революции возросла неравномерность экономического развития стран Западной Европы, США и Японии; обострились противоречия между прежними и будущими лидерами мирового капиталистического хозяйства. Англия и Франция, не сумевшие адаптироваться к технологической революции, т.е. обновить технологические и институциональные структуры, обессиленные экспортом финансового и человеческого капитала, сдавали свои позиции.
США, Германия и Япония преодолели сырьевую специализацию своих экономик благодаря последовательной реализации национальных стратегий развития, эффективным институциональным реформам, форсированному направлению инвестиций в наиболее передовые отрасли производства и коммуникаций, а также в образование, науку и культуру.
- Казанский кооперативный институт (филиал)
- Функции, методы истории экономики.
- Периодизация истории экономики: различные подходы.
- Тема 2. Этапы развития экономики в доиндустриальную эпоху
- Тема 3 Становление и развитие индустриальной хозяйственной системы, промышленного капитализма в странах Запада (XVIII-XIX вв)
- Тема 4 Развитие промышленного капитализма во второй половине XIX – начале XX вв.
- Тема 5 Развитие капитализма в России во второй половине xiXв – начале хХв
- Тема 6 Экономика стран запада в период регулируемого капитализма
- Тема 7 Экономическое развитие ведущих стран мира после Второй мировой войны
- Тема 8 Строительство советской экономики в 1920-1940 годы
- Тема 9 Экономика ссср в период Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) и в послевоенные 1950-1980гг
- Тема 10 Экономика России в 90-е годы хх века и начале ххi века
- Тема 11 Глобализация экономической интеграции развитых стран Запада, Востока, России во второй половине хх в. И начале ххi века Причины объединения стран Европы
- Экспансия сша и необходимость противостоять «Одинокой сверхдержаве»
- Противоречия в развитии Европейского союза
- Основные направления и формы России и Европейского союза
- Современное сотрудничество