25. Роль образования в современном мире и тенденции его развития.
Проблема образования пока не стала столь же традиционной темой в мировой политике, как экономические или пра¬вовые. Оттого, каким будет он сам и его образовательный уровень, зависит будущее. В этом смысле образование становится политикообразующим фактором современного мира.
Ориентация на «интеллектуальное производство» потребовала из¬менения образовательной сферы. Существенные сдвиги в этой области произошли во второй половине XX столетия вследствие процессов глобализации и связанных с ними измененных, повышенных требований к
человеку.
Знания, в отличие от сырья, не являются исчерпаемым ресурсом. Возросшая роль знаний особенно четко прослеживается в развитых
странах. Различия в уровне образованности становятся главным критерием в получении будущих доходов, человек, получивший хорошее образование,
не только обретал высокий социальный статус, но и значительно улучшал свое благосостояние.
Тревожной выглядела ситуация, которая наблюдалась в начале 1990-х годов на постсоветском пространстве, включая Россию, где произошло резкое снижение доходов лиц с высшим образованием и ока¬зались невостребованными их знания по специальности. Ситуация стала улучшаться лишь к началу 2000-х годов, когда в стране вновь возросла престижность высшего образования и увеличилось число студентов высших учебных заведений.
Внедрение новых технологий особенно сильно меняет облик современного образовательного процесса. Новые технологии открывают и много иных возможностей. При этом образование становится все более интерактивным.
В целом же в современном мире мы наблюдаем переход от производ¬ства товаров к оказанию услуг, организации системы образования, прове¬дению исследований и т.п. Это ведет к резкому спросу на высококвали¬фицированных специалистов и снижению потребности в неквалифици¬рованных кадрах.
Значительное увеличение расходов на образование в современном мире означает, что хорошее образование все больше становится доступ¬ным лишь для лиц из высшего и среднего социальных слоев.
Для того чтобы частично снять возникающие проблемы, сделать об¬разование более доступным, независимо от уровня доходов, проводится соответствующая политика на национальном и международном уровнях.
ТЕНДЕНЦИИ:
Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.
Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.
Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.
Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия.
Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.
Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека.
Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.
Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
- 1.Предмет курса «Мировая политика»
- 2.Характеристика вестфальской системы международных отношений.
- 3.Теория «политического реализма» и ее объяснение международной системы.
- 5.Либеральная и неолиберальная теория международных отношений.
- 6. Важнейшие подходы в мировой политической экономике.
- 7. Промышленный переворот и его влияния на международные отношения.
- 8. Влияние промышленного переворота на социальную структуру общества.
- 9. Информационная революция и ее влияние на формирование «новой экономики».
- 11. Проблемы, стоящие перед развивающимися государствами в процессе глобализации.
- 12. Проблема «дефицита демократического контроля» в современном мире.
- 14. Глобализация и современные отношения в современном мире.
- 16. Причины концентрации предприятий «новой экономики» в отдельных крупных городах.
- 18. Причины, способствующие увеличению влияния личности на современные международные отношения.
- 19. Причины интеграционных процессов в современном мире и их влияние на мировую политику.
- 20. Влияние технико-экономического уровня развития страны на вовлеченность страны в интеграционные процессы.
- 21) Глобальные проблемы современности: причины их появления во второй половине хх века
- 22) Демографический взрыв второй половины хх века: причины и следствия.
- 23) Экологические проблемы современности и их влияние на современные международные отношения.
- 24) Миграционные проблемы современности и их влияние на мировую систему.
- 25. Роль образования в современном мире и тенденции его развития.
- 26. Право и мораль в мировой политике.
- 28.Проблемы безопасности и контроля над вооружениями в современном мире