logo
МЭиМЭО_пособие_испр

Формы международной миграции капитала

Предпринимательская форма

Ссудная форма

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Займы и кредиты

Банковские депозиты и средства на счетах в зарубежных финансовых институтах

Рисунок 2. Основные формы международной миграции капитала

Условия миграции капитала в предпринимательской форме:

- организация производственного процесса или участие в нем за рубежом;

- долгосрочный характер вложений иностранного капитала;

- право собственности на зарубежное предприятие в целом, либо на его часть.

В зависимости от степени реализации указанных особенностей и целей участия различают два вида вывоза предпринимательского капитала: прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), портфельные инвестиции. Прямые зарубежные инвестиции - это долгосрочные зарубежные вложения капитала, в результате которых экспортером капитала организуется или ведется производство на территории страны, принимающей капитал.

Портфельные инвестиции - это форма вывоза капитала путем его вложения в ценные бумаги зарубежных предприятий, не дающая инвесторам возможности непосредственного контроля над их деятельностью.

Центр ООН по ТНК выделяет четыре наиболее типичных в мире случая прямых капиталовложений, связанных с организацией производства товаров и услуг в зарубежной стране.

  1. Прямые зарубежные инвестиции осуществляются потому, что ввоз некоторых товаров и услуг в зарубежную страну невозможен или затруднен из-за различных ограничений, или из-за свойств этих товаров и особенно услуг.

  2. Производство товаров и услуг на месте оказывается более дешевым и эффективным способом обслуживания этого зарубежного рынка, например, из-за экономии на транспортных расходах.

  3. Страна приложения предпринимательского капитала оказывается наиболее дешевым местом производства товаров и услуг для их поставки на мировой рынок, включая рынки и страны происхождения инвестиций (характерно для стран Юго-Восточной Азии).

  4. Для некоторых видов продукции, особенно технически сложных, важны послепродажное обслуживание, консультационные и другие услуги, требующие постоянного присутствия производителя на рынке. В этом случае иметь собственное производство в зарубежной стране оказывается более выгодно, чем организовать там чисто сбытовую фирму или сбывать продукцию через посредников.

Характерные черты вывоза предпринимательского капитала в различных видах представлены в таблице 4.

Таблица 4

Виды и характерные черты вывоза предпринимательского капитала

признаки

Прямые зарубежные инвестиции

Портфельные инвестиции

Главная цель вывоза

Контроль над иностранной фирмой

Получение высоких прибылей

Пути достижения цели

Организация и ведение производства за рубежом

Покупка зарубежных ценных бумаг

Методы достижения цели

  1. Полное владение зарубежной фирмой

  2. Приобретение контрольного пакета акций (согласно уставу МВФ не менее 25% от акционерного капитала компании)

Приобретение менее 25% акционерного капитала зарубежной фирмы

Формы дохода

Предпринимательская прибыль, дивиденды

Дивиденды, проценты

Объем прямых иностранных инвестиций в 2011 г. достиг 1,5 трлн. долл. При этом следует отметить, что страны с развивающейся и переходной экономикой (Юго-Восточная Европа и СНГ) привлекают половину мировых объемов иностранных инвестиций: в 2011 г. объем притока капитала в указанные группы стран составил 755 млрд. долл.

Значительные размеры миграции предпринимательского капитала с 60-х гг. образуют мировой рынок иностранных инвестиций.

В качестве предпосылок его формирования следует выделить:

- снятие многими странами ограничений на ведение операций по экспорту-импорту капитала;

- приватизацию государственных компаний в Западной Европе и Латинской Америке в 60-70-е гг.;

- приватизацию предприятий в бывших социалистических странах.

Широкие масштабы данного рынка подтверждают следующие данные: доля иностранных инвестиций в общих капиталовложениях стран в Сингапуре составила 70%, на Филиппинах - 60%, в Индонезии - 57%, в Малайзии - 55%; доля производственных мощностей, вынесенных страной за рубеж, для стран Западной Европы составляет 30-40%, для США - 20%.

Активность участия страны в данном рынке и готовность инвесторов к экспорту капитала в какую-либо страну зависит от инвестиционного климата в стране, импортирующей капитал.

Инвестиционный климат - совокупность экономических, политических, юридических и социальных факторов, которые предопределяют степень риска иностранных капиталовложений и возможность их эффективного использования в стране.

Инвестиционный климат является комплексным понятием и включает следующие параметры: национальное законодательство, экономические условия (спад, подъем, стагнация), таможенный режим, валютная политика, темпы экономического роста и инфляции, стабильность валютного курса, уровень внешней задолженности и др.

К современным тенденциям миграции капитала в предпринимательской форме необходимо отнести следующие:

- динамика экспорта капитала опережает динамику экспорта товаров;

- рост числа интернациональных слияний и приобретений фирм;

- рост роли ТНК как основного субъекта мирового рынка иностранных инвестиций;

- сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг;

- создание системы международного регулирования зарубежного инвестирования. Так, страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1976 г. приняли «Декларацию о международных капиталовложениях и многонациональных предприятиях», согласно которой рекомендуется предоставлять иностранным инвесторам режим «не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в аналогичных случаях местным предприятиям». В 1992 г. группа Всемирного Банка разработала «Рекомендации по режиму для иностранных прямых инвестиций», исходя из которых одинаковый режим для инвесторов в одинаковых обстоятельствах в условиях свободной конкуренции является главным условием благоприятного инвестиционного климата.

- изменение географических направлений иностранных инвестиций:

Предпринимательскую форму вывоза капитала называют «второй экономикой» в связи с ее непосредственной связью с процессами производства.

Под миграцией капитала в ссудной форме понимают все международные перемещения капитала, за исключением прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Ссудная форма международной миграции капитала реализуется в следующих операциях: выдача государственных и частных займов; приобретение облигаций другой страны, ценных бумаг, векселей, тратт иностранной компании; осуществление выплат по долгам; межбанковские депозиты; межбанковские и государственные задолженности.

Быстрые темпы роста экспорта ссудного капитала и значительные по объемам повторяющиеся операции на международном уровне привели к формированию в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. мирового рынка ссудного капитала.

Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) - система отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития.

На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков 3 уровней: национальных, региональных, мирового. Это означает, что стираются границы между рынками (т.к. наблюдается либерализация международных перемещений ссудного капитала даже в развивающихся странах), сокращается степень автономности национальных рынков (они подвергаются тем же потрясениям, что и мировой), растет их интеграция и унификация операций.

Мировой рынок ссудного капитала имеет сложную структуру и включает мировой кредитный и мировой финансовый рынки.

Мировой кредитный рынок - сегмент МРСК, где осуществляется движение капитала между странами на условиях срочности, возвратности и платы процентов.

Данный рынок состоит из двух подсегментов - мирового денежного рынка и мирового рынка капитала, имеющих определенные особенности и отличия друг от друга (таблица 5).

Таблица 5

Отличия мирового денежного рынка от мирового рынка капитала

Критерии

Мировой денежный рынок

Мировой рынок капиталов

Форма экспорта капитала

Деньги (депозиты), т.е. международные покупательные и платежные средства

Самовозрастающая стоимость – банковские кредиты и займы

Сроки кредитов

Краткосрочный характер (до 1 года)

Среднесрочный и долгосрочный характер

Цель кредитов

Пополнение оборотных средств

Пополнение основного капитала

Сфера применения кредита

Обслуживание сферы обращения

Обслуживание процесса расширенного производства – строительство, реконструкция

Ведущими импортерами капитала на мировом кредитном рынке являются промышленно развитые страны, при этом доля стран ОЭСР - 86%. Крупнейшим заемщиком являются США. Крупнейшими в мире кредиторами выступают Япония и Швейцария.

В последние десятилетия растут займы развивающихся стран. Начало 80-х гг. ознаменовалось для мирового рынка ссудных капитала обострением проблемы международной задолженности, в центре которой традиционно находится вопрос о долгах развивающихся стран.

Мировой финансовый рынок - сегмент МРСК, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг и различных обязательств.

На первичном рынке осуществляется непосредственно эмиссия облигаций, акций и т.д., тогда как на вторичном рынке происходит централизованная или нецентрализованная (в виде фондовых бирж) купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.

Особым звеном МРСК является еврорынок, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции в евровалютах и в производных от них финансовых ресурсах. Еврорынок сформировался в начале 60-х гг.

Евровалюта - это свободно конвертируемые валюты, функционирующие за пределами национальных границ страны-эмитента, и не подлежащие контролю со стороны государственных финансовых органов.

Мировой рынок ссудного капитала на современном этапе своего развития имеет ряд особенностей.

Таким образом, процесс международной миграции капитала имеет различные формы реализации на практике и отражает стратегические цели ведущих государств мирового хозяйства, активно участвующих во всех формах МЭО. Участие страны в различных формах международной миграции капитала отражает уровень интеграции данной страны в мировое хозяйство и является современным признаком существования последнего.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

Вопросы и задания для самопроверки:

  1. Какие этапы международной миграции капитала Вы можете выделить?

  2. В чем заключается экономическая целесообразность экспорта и импорта капитала?

  3. Какими показателями можно определить степень участия страны в процессах международной миграции капитала.

  4. Что такое инвестиционный климат, и какими параметрами он характеризуется? Дайте оценку инвестиционного климата в России на современном этапе.

  5. Отметить основные причины вывоза капитала:

а) перенакопление капитала в отдельной стране;

б) невозможность прибыльного вложения капитала в стране базирования;

в) погоня за более высокой нормой прибыли;

г) освоение новых и удержание своих «ниш» на диверсифицированных международных рынках;

д) развитие экономики принимающей страны;

е) приобщение к научно-техническому и управленческому опыту других стран;

ж) распространение передового производственного опыта в других странах;

з) преодоление таможенных барьеров отдельных стран и региональных группировок;

и) структурная перестройка международного разделения труда;

к) усиление присутствия в отдельных регионах мира.

  1. Прямые инвестиции предполагают:

а) предоставление займа местной компании;

б) создание собственного производства за границей;

в) ссуда финансовых средств местной компании;

г) покупка контрольного пакета акций местной компании.

  1. Процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны – это:

а) миграция капитала;

б) иностранные инвестиции;

в) вывоз капитала;

г) перенакопление капитала;

д) прямые инвестиции;

е) портфельные инвестиции.

  1. Современные тенденции в вывозе капитала:

а) сокращение прямых и портфельных инвестиций в целом

б) сокращение прямых и рост портфельных инвестиций

в) рост прямых и сокращение портфельных инвестиций

г) рост прямых и портфельных инвестиций в одинаковой степени

  1. Какие из перечисленных видов международного движения капитала считаются прямыми зарубежными инвестициями?

а) Японская и китайская компании создают в Шанхае совместную консалтинговую фирму с равными долями в уставном капитале

б) Канадский инвестиционный фонд приобретает казначейские векселя Министерства финансов США на сумму 50 млн. долл.

в) Французский банк приобретает акции российской компании на сумму 10 млн. долл. Общая стоимость выпуска акций этой компании составляет 250 млн. долл.

г) МБРР предоставляет России заем на структурную перестройку угольной промышленности в размере 500 млн. долл.

  1. Ссудная форма вывоза капитала из страны:

а) предполагает предоставление иностранному партнеру кредита и получение по нему процента

б) обеспечивает владение контрольным пакетом акций зарубежного предприятия

в) дает право владение определенной долей капитала иностранного предприятия

г) характеризуется безвозмездностью иностранного кредита

    1. Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения.

Международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

В соответствии с классификацией МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:

- переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

- работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

- профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

- нелегальные иммигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;

- беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. По оценкам специалистов ООН, численность международных мигрантов достигла к 2010 году 214 миллионов человек, или 3,1% от численности населения мира. По сравнению с 1990 годом число международных мигрантов увеличилось на 58 миллионов (156 миллионов человек, или 2,9% населения мира). В 2000 году оно оценивалось в 179 миллионов человек, что также составляло 2,9% населения мира.

Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.

Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, различие уровней заработной платы в разных странах, жизни, социального обеспечения;

- различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

- несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

- состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов:

- глобальный характер мирового экономического развития и растущая взаимозависимость стран;

- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

- развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса - падает;

- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

- растущее осознание людьми широких экономических возможностей, которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

Таблица 5

Классификация форм миграции рабочей силы

Критерий

формы

По направлениям

из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны

между промышленно развитыми странами

между развивающимися странами

из промышленно развитых в развивающиеся страны

из развивающихся стран в бывшие социалистические страны

По территориальному охвату

межконтинентальная

внутриконтинентальная

По времени

безвозвратная

временная

сезонная

По степени законности

маятниковая

легальная

нелегальная

Международная миграция рабочей силы - явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

- приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

- экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;

- иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;

- омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;

- иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

- иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;

- иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке труда;

- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

- потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;

- теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;

- отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

Поскольку миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции, любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

В большинстве стран созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

Выделяют три направления иммиграционной политики.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к следующим категориям работников:

- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

- специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);

- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Наиболее типичными являются следующие ограничительные инструменты иммиграционной политики:

- качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности;

- введение возрастного ценза для въезжающих;

- проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов;

- ограничения политического характера;

- прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии;

- ограничение времени работы в стране;

- запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено;

- национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции;

- система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).

Выделяют следующие направления эмиграционной политики государств: стимулирование трудовой миграции; ограничение трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условии для адаптации реэмигрантов на родине.

Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

- жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

- лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;

- проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

- двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;

- деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п.

Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- разработка конвенций и рекомендаций о труде;

- оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;

- обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

- обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

- в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

- обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;

- содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;

- содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

- проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

- способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

- способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

- организовывать перемещение беженцев и др.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - служба, занимающаяся разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Можно также выделить Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Систему постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ).

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Таким образом, интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования является одной из характерных черт развития МЭО в современных условиях.

Вопросы и задания для самопроверки:

  1. Каковы причины международной миграции рабочей силы?

  2. Назовите факторы, определяющие интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве.

  3. Какие положительные и отрицательные последствия для страны имеет международная миграция рабочей силы?

  4. Какие инструменты использует государство в иммиграционной политике?

  5. Как государство регулирует эмиграционные потоки?

  6. Международная трудовая миграция – это совокупность перемещений трудоспособного населения между государствами под влиянием:

а) экономических факторов;

б) экологических факторов;

в) политических факторов;

г) идеологических факторов.

  1. В современной международной миграции населения преобладает:

а) трудовая миграция;б) переселенческая миграция;

в) временная миграция;

г) постоянная миграция.

  1. Основу миграционных потоков составляют:

а) рабочие; в) ученые;

б) предприниматели; г) фотомодели.

  1. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, НЕ относится:

а) демографическая структура;

б) состояние национального рынка труда;

в) структурная перестройка экономики;

г) различные уровни экономического развития стран.

  1. Миграция населения – это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий:

а) с переменой места жительства на боле или менее длительное время;

б) для выполнения каких-либо профессиональных функций (командировки);

в) для отдыха или лечения.