15.3. Регулирование международной трудовой миграции
Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.
Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:
- работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);
- рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);
- специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);
- крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.
Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.
Основными инструментами миграционной политики являются.
- качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;
- возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;
- ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;
- временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;
- количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;
- финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;
- национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;
- система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);
- программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.
В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.
Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.
Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.
Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:
- реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;
- гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
- обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.
Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.
Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.
Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:
- Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;
- Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;
- Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;
- Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах.
- Оглавление
- Тема 13. Мировой рынок капитала 3
- Тема 14. Платежный баланс 17
- Тема 15. Международная миграция рабочей силы 41
- Тема 16. Международная экономическая интеграция 55
- Тема 13. Мировой рынок капитала
- 13.1. Теории международной миграции капитала
- 13.2. Формы и последствия международной миграции капитала
- 13.3. Мировой рынок ссудных капиталов.
- 13.3.1. Еврорынок как звено мрск
- 13.3.2. Рынок еврокредитов.
- 13.4. Иностранные инвестиции в Россию
- Тема 14. Платежный баланс
- 14.1. Теоретические основы платежного баланса
- 14.1.1. Понятие платежного баланса
- 14.1.2. Структура платежного баланса
- 14.1.3. Факторы, влияющие на платежный баланс
- 14.2. Методы регулирования платежного баланса
- 14.2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса
- 14.2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса
- 14.2.3. Методы балансирования платежных балансов
- 14.3. Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации
- Тема 15. Международная миграция рабочей силы
- 15.1. Международная трудовая миграция: причины и направления
- 15.2. Мировой рынок труда и его особенности в современных условиях
- 15.3. Регулирование международной трудовой миграции
- 15.4. Эмиграция из России
- Тема 16. Международная экономическая интеграция
- 16.1. Сущность международной экономической интеграции
- 16.1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции
- 16.1.2. Предпосылки международной экономической интеграции
- 16.1.3 Факторы развития международной экономической интеграции
- 16.1.4. Признаки интеграции
- 16.2. Объективные основы и этапы экономической интеграции
- 16.2.1. Этапы экономической интеграции
- 16.2.2. Преференциальные торговые соглашения
- 16.2.3. Зона свободной торговли
- 16.2.4. Таможенный союз
- 16.2.5. Общий рынок
- 16.2.6. Экономический союз
- 16.2.7. Политико-экономический союз
- 16.3. Теории международной экономической интеграции
- 16.4. Последствия международной экономической интеграции
- 16.5. Модели современных интеграционных процессов
- 16.6. Интеграционные процессы в снг
- 16.6.1 Интеграционные процессы и Россия
- 16.6.2. Состояние интеграционных процессов России и снг
- 16.6.3. Перспективы экономической интеграции стран снг