logo
МИРЭК все билеты

25.Общая характеристика качества рабочей силы.

Качество рабочей силы характеризует способность населения привести в действие объективные элементы производительных сил, а также изменить их в соответствии с потребностями общества.

В основе всего лежат физические свойства человека. На процессы воспроизводства населения и мировой экономики влияние оказывают обеспеченность продовольствием, инфекционные заболевания(туберкулез, СПИД. По отдельных оценкам, распространение СПИДа понижает темпы прироста ВВП на 4%) Все это оказывает влияние на работоспособность. Второе качество рабочей силы - способность населения привести в действие производительные силы и их совершенствование. Уровень развития общего и специального образования оказывает влияние на квалификационный уровень рабочей силы. Имеет важность способность к усваиваю технических средств, принятию решений. Существует прямая зависимость между обучением и ВВП: увеличение образования на один год влечет увеличение ВВП на 3%.

После второй мировой войны произошло повышение уровня образованности в целом, но есть региональные разрывы (в 50-х гг. уровень образования в Азии составлял 25% от мирового). Самое неблагоприятное положение с образованием в Африке, где в 90-м г. начальное образование получили только 50% детей. Однако снижение уровня образования происходит и в развитых странах (с 93% до 91,8%). Во всем мире около 100 млн. детей не имеют доступ к начальному образованию. В целом в мире уровень неграмотности понизился, а число неграмотных возросло. В 1990 г. в мире было 950 млн. неграмотных (890 млн. в 75 г.). 50% неграмотных в Индии, 21% - в Китае. В промышленно развитых странах 31 млн. неграмотных (в основном в Южной Европе). Среднее образование в мире получает 55% подростков. 36% населения западных стран имеют среднее образование. Огромное значение имеет также и качество обучения (материальная оснащенность, квалифицированность учителей). В развивающихся странах всего 8% учащихся охвачено техническим образованием. Уровень высшего образования повысился в основном за счет развитых стран. По уровню образования первое место занимает Канада, далее США, Франция, Германия, Бельгия. Если в развитых странах произошло увеличение доли молодежи в высшем образовании (с 9% до 17%), то в развивающемся мире - сокращение.

Неграмотность – 18% в мире в 2004г.