63 Межгосударственное регулирование международной торговли.
Международное регулирование внешней торговли
Регулирование внешней торговли осуществляется:
экономической политикой страны;
по двусторонним договоренностям государств;
в рамках региональных союзов;
на многосторонней основе.
Примером многостороннего межправительственного соглашения является Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General Agreement on Tariff's and Trade – GATT) и его преемница Всемирная торговая организация – ВТО (World Trade Organization – WTO). ГАТТ/ВТО занимает ключевое положение в системе международных экономических связей. Эта аббревиатура означает одновременно, во-первых, многостороннее торговое соглашение, регулирующее поведение государств и их торгующих субъектов на внешних рынках; во-вторых, сложившуюся на базе соглашения глобальную организацию, определяющую принципы и правила ведения мировой торговли.
ГАТТ 1947 г. – это 23 страны, связанные временным соглашением о взаимном снижении импортных пошлин по ограниченному кругу промышленных товаров. ВТО, окончательно пришедшая на смену ГАТТ с 1996 г., имеет более стройную и жесткую структуру. Ее полноправными членами являются 134 государства, на которые приходится более 90% оборота международной торговли. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, статус наблюдателя в ВТО имеют около 60 международных организаций, в том числе МВФ, Всемирный банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации.
ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений. Все страны – члены ВТО принимают обязательство по выполнению около 30 основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений).
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет около 50 многосторонних соглашений и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:
I. Многосторонние соглашения по торговле товарами:
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94);
Соглашение по сельскому хозяйству;
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
Соглашение по техническим барьерам в торговле;
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговые процедуры);
Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка таможенной стоимости товаров);
Соглашение по предотгрузочной инспекции;
Соглашение по правилам происхождения;
Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
Соглашение по защитным мерам.
II. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
III. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
IV. Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
V. Механизм обзора торговой политики.
VI. Многосторонние соглашения с ограниченным участием (т.е. необязательные для всех членов ВТО):
Соглашение по торговле гражданской авиа техникой;
Соглашение по правительственным закупкам.
Существуют также так называемые секторальные тарифные инициативы («нулевой вариант», «гармонизация торговли химическими товарами», «информационные технологии»), в которых на добровольной основе участвует лишь часть стран – членов ВТО (в основном промышленно развитые государства).
ВТО создана с целью развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие стран – ее членов. Пути осуществления этих целей:
взаимная либерализация доступа на рынки;
предсказуемость условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках;
регламентация действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
Участие в этой организации дает странам следующие преимущества:
1) защищает от дискриминации между тортовыми партнерами;
2) предполагает взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов. Этот принцип обеспечивает идентичное отношение ко всем партнерам. Если две страны договариваются взаимно сократить таможенную пошлину или любую другую форму защиты, то эта уступка должна быть немедленно перенесена на другие страны, входящие в ВТО. Аналогично, если в целях защиты национальной экономики страна принимает ограничительные меры, то они распространяются на всех ее партнеров без всякой дискриминации (на практике из этого принципа делается исключение в пользу развивающихся стран);
3) предусматривает взаимное предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Национальный режим применительно к товарам и услугам иностранного происхождения означает, что, после того как к ним применены меры внешнеторгового регулирования, они обращаются во внутреннем торговом обороте страны на тех же основаниях, что и национальные товары и услуги. При их налогообложении, инспекции качества, транспортировке, реализации и потреблении не должно вводиться никаких специальных правил, которые ставили бы их в невыгодное положение по сравнению с отечественной продукцией. Запрещается, в частности, установление более строгих стандартов для импортных товаров или введение принудительных норм потребления национальной продукции (либо введение для них льгот в связи с потреблением этой продукции);
4) обеспечивает информацией о деятельности данной организации;
5) дает договаривающимся сторонам правовую базу для осуществления торговых операций национальными участниками внешнеэкономической деятельности.
В случае нарушения правил международной торговли страны-члены берут на себя обязательство не применять самостоятельно каких-либо действий, а искать разрешение возникающих проблем в ВТО, уважая и выполняя принятые ею решения. Для осуществления этих арбитражных функций в структуре ВТО существует Орган разрешения споров (ОРС). Он обладает монопольным правом учреждать арбитражные группы, утверждать решения этих групп и апелляций по их решениям, использовать жесткие временные рамки каждой процедуры, обеспечивать выполнение принятых решений и рекомендаций, применять принудительные меры при их невыполнении.
- Роль тнк в мировой экономике
- Классификация стран по экономическому потенциалу и социально-экономическому развитию.
- Критерии, по которым относят страну в ту или иную группу.
- Роль развитых стран в мировой экономике
- Экономика сша: проблемы и перспективы.
- 20 Экономика Японии: «японское чудо».
- 30. Глобальные проблемы человечества в мировой экономике и подходы к их решению.
- 31. Понятие международной экономической интеграции, ее сущность, формы и цели.
- 32. Европейский Союз в системе мирового хозяйства.
- 38, 39 Международные экономические организации: понятие, виды.
- 39. Роль международных экономических организаций.
- 42. Проблема вступления России в вто: плюсы и минусы для России.
- 43 Классификация и роль природных ресурсов в мировом хозяйстве.
- 45 Топливно-минеральные ресурсы.
- 47. Трудовые ресурсы мира.
- 48. Проблема международной миграции рабочей силы.
- 49. Международная миграция рабочей силы, мотивы и влияние на экономику принимающих стран и стран-доноров.
- 56. Международная торговля: основные тенденции и особенности развития.
- 57 Форма международной торговли.
- 59. Понятие мировой цены и ее функции.
- 61 Классификация таможенного тарифа и понятие таможенной пошлины.
- 62 Нетарифные ограничения и их сущность.
- 63 Межгосударственное регулирование международной торговли.
- 64 Особенности внешней торговли России: тенденции развития экспорта и импорта.
- 68. Прямые и портфельные инвестиции, сущность и их роль в экономике страны.