46. Государственное регулирование занятости и государственная система обеспечения занятости.
Курс на превращение Украины в конкурентное гос-во требует в усл-х углубления рын-х трансформаций в эк-ке повышения эф-ти гос-й пол-ки в сфере занятости и формир-я конкурентного рынка труда.
Правовые отн-я в сфере занятости населения регулир-ся законами Укр.«О занятости населения», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», Указом Президента Украины от 11 июля 2005 года № 1073 «Об усовершенствовании государственного регулирования в сфере занятости населения на рынке труда в Украине», др. нормативно-правовыми актами.
Регулирование занятости: 1. С целью создания усл-й для полного осущ-я гражданами права на работу гос-во предусм-ет:
-
Меропр-я инвестиционной и налоговой пол-ки, направленные на рацион-ое размещение продуктивных сил, повышение мобильности трудящихся, создание новых технологий, поощрение предприним-ва, созд-е малых п/п-й и применение гибких режимов работы и работы дома, другие меропр-я, кот.оказывают содействие сохр-ю и развитию системы рабочих мест;
-
обеспечение прав и интересов работ-в, создание благопр-х усл-й на пр-ве, усоверш-е зак-ва о занятости населения и работе;
-
проведение аналит-х и научных исследований структуры эк-ки и прогнозирование следующих изменений кач-ва и распределения рабочей силы;
-
регулир-е внешнеэкон-й д-ти в части привлечения и использ-е иностр-й раб.силы в Укр на основе квотирования и лицензирование;
-
содействие в случае необх-ти созданию дополн-х раб.мест п/п-ми, учр-ми и орг-ми всех форм собственности, а также улучшению условий работы в общественном пр-ве;
-
организацию профессиональной ориентации.
2.На тер.Укр. ведется сбор статистической инф-ии и админ-х данных, кот-е отображают состояние рынка работы и положение в сфере занятости населения.
С целью содействия занятости населения, удовлетворение нужд граждан в работе Кабинетом МУ и местными гос-ми адм-циями, ОМС/У разрабатываются годовые и долгосрочные госуд-я и территориальные программы занятости населения.
Госуд-я и террит-ные программы занятости населения направлены на:
а) содействие разв-ю на структурной перестройке эк-ки, созд-ю усл-й для направл-я освобожд-хся работ-в в перв.оч.на рентабел-е пр-ва и в приоритетные области народного хоз-ва;
б) предотвращение разв-я безработицы и ее сокращение путем повыш-я экон-й заинтересованности п/п-й и орг-й в создании дополн-х рабочих мест, преимущ-но с гибкими формами занятости;
в) улучш-е системы воспроизведения раб.силы в сочетании с развитием раб.мест, профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышение квалификации населения, эффективное использование трудовых ресурсов;
г) защита безработных и их семей от отрицательных следствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы;
д) формирование материальной, кадровой, информационной, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;
е) мероприятия содействия занятости населения, которое проживает в сельской местности.
С целью обеспечения зан-ти населения и развития отдельных регионов Укр разрабатываются меропр-я по содействию добровольному переселению граждан Укр и членов их семей с выделением соответ-х материальных ресурсов и фин средств. Порядок разработки и реализации этих меропр-й, а также предост-е льгот этим гражданам опред-ся закон-вом Укр о порядке переселения семей и организованный набор рабочих.
Для подготовки согласованных решений относ-но осущ-я политики занятости могут создаваться координационные комитеты содействия занятости из одинакового кол-ва представителей профсоюзов, органов гос-го упр-я, владельцев п/п-й или уполномоч-х ими органов, предпринимателей. Порядок формир-я коордиц-х комитетов и организация их работы определяются представленными в них сторонами.
|
Обязанности ГСЗ:
-
анализ-т и прогноз-т спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и госуд-е органы упр-я о состоянии рынка работы;
-
консультирует граждан, владельцев п/п-й, учр-й и орг-й или уполномоч-е ими органы, кот-е обращаются к службе занятости, о возможности получения работы и обеспечение рабочей силой, требования, которые относятся к профессии, и по другим вопросам, которые являются полезными для содействия занятости населения;
-
ведет учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства;
-
осуществляет в порядке, установленном законодательством, сбор и обработки административных данных, которые отображают состояние рынка работы и положение в сфере занятости населения;
-
подает помощь гражданам в подборе подходящей работы и владельцам предприятий, учреждений, организаций или уполномоченным ими органам в подборе необходимых работников;
-
организует при потребности профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости или направляет их к другим учебным заведениям, которые ведут подготовку и переподготовку работников, оказывает содействие предприятиям в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучение;
-
предоставляет услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации работникам, которые желают изменить профессию или место работы (в связи с поисками высокооплачиваемой работы, изменением условий и режима работы и т.п.), освобождающимся работникам и незанятому населению;
-
регистрирует безработных и подает им в пределах своей компетенции помощь, в т.ч. и денежную;
-
принимает участие в подготовке перспективных и текущих государственной и территориальных программ занятости и мероприятий по соц.защищенности разных групп населения от безработицы.
С целью реализации конституционного права граждан на социальную защиту от безработицы и согласно Программам занятости населения ГСЗ проводятся мер-я, направленные на повышение экон-й акт-ти и рост занятости населения, усиление мотивации к труду, повышение ур-ня конкурентоспособности незанятого населения путем приобретения новых знаний и навыков работы, способствование в открытии собственного бизнеса и превращение личного с/х в предприн-ие структуры. Ежегодно услугами службы занятости пользуются около 3 млн. незанятых граждан и почти 1,5 млн. застрахов-х граждан, занятых в разных сферах экон-й д-ти.
Кач-но новый ур-нь соц. защиты населения обеспечили разработка и внедрение глобально Единой информационно-аналитической системы службы занятости (ЕИАС), средствами которой создана унифицированная оперативная база данных о потребности п/п-й, учр-й и орг-й в работниках, предложениях рабочей силы и возможностях профессионального обучения в Укр.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации соц- экон-го положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В рез-те появляется особый элемент цены труда, на прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
- 45. Рынок труда и факторы, влияющие на его состояние.
- 46. Государственное регулирование занятости и государственная система обеспечения занятости.
- 47. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
- 48. Международные потоки товаров и капиталов
- 49. Национальная экономика в системе мирохозяйственных связей