logo
УМК-История

Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества

Краткое содержание: Период постнеклассической науки. Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление: об основных этапах развития научного знания и современном его состоянии

Знать: что основные понятия синергетики как общенаучного метода

Уметь: ориентироваться в главных проблемах понимания места человека в современном мире

Период постнеклассической науки

В истории развития науки можно выделить два основ­ных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной). В подготовительном периоде выделяют древневосточную преднауку, зародившуяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, а такжеантичное(Древняя Греция и Рим) исредневековое знание.

Новое время (или новая история) - период, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем, т.е.сXVIIвека по настоящее время. В этот отрезок времени возникает новая система мировых отношений и активно ведется экспансия европейской цивилизации в другие регионы мира. В нововременном периоде развития науки выделяют этапыклассической, неклассической и постнеклассической науки.

Классическая наука (XVIIXIX вв.)

Законы механики, сформулированные Исааком Ньютоном(1642-1727), завершили трудыГ.Галилея, Р.Декарта, И.Кеплера и многих других ученых по формированию первой научной картины мира.Научная картина мира– это система научных знаний о мире в целом. Бу­дущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединенных разума и опыта в скором времени ос­вободит человечество от тяжелого труда, бедности и невежест­ва. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гума­нитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описыва­лись с позиций причинно-следственного автоматизма. Мир уподоблялся часовому механизму.

Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)

Выдающиеся научные открытия - теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределённости ознаменовали эру неклассическогоестествознания. Несостоятельность представлений классической науки становится очевидной. Появилась необходимость в новом мировосприятии, которое подрывает позицию классической науки, что природа существует сама по себе. Специальная и общая теория относительностиАльберта Эйнштейна(1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения иположения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Мироздание имеет относительный, вероятностный характер. Генетика обнару­жила теснуювзаимосвязь всех живых организмов.

В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвя­занных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, ока­зывает влияние на другие части. Произошли значительные из­менения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились киррациональным явлени­ям - воле, интуиции, бессознательному, эмоциям, порывам, чувствам и страстям.

Постнеклассическая наука (середина XX в. – наши дни) находится в процессе своего ста­новления. Она характеризуется усилением принципа нелинейности и многовариантности наблюдаемых процессов, господством идей самоорганизации и становления.

Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод

Способность к самоорганизации -неотъемлемое свойст­во материальных систем. Как показал бельгийский ученыйИлья Романович Пригожин(1917-2003), один из основателейсинергетики(науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».

В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может про изойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуще­ствляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуетсядиссипативной. В системе образуютсяаттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок. Классическая наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появля­ются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пу­зырек образовался, то в уже достаточно нагретой во­де он увеличивается в размерах и поднимается к по­верхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос - это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определен­ные закономерные отношения, которые изучает эконо­мика.

Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случай­ным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык - это шум, хаос, в котором есть порядок.

Тенденция к взаимодействию между различными науками

Возникновение постнеклассической науки во многом связывается с современны­ми информационными процессами, появлением глобальных се­тей, компьютеризацией исследований. Постоянно растет ко­личество информации. Такое положение ведет к все более узкой специализации и нарастающей односторонности иссле­дований. Состояние раздробленности в современной науке преодолеваетсяинтеграционными процессами имеждисципли­нарными исследованиями, не позволяющими науке распасться на ряд изолированных островков. Осознание сложности мира как системы смещает фокус исследований от построения глобальных всеохватных теорий к решению ситуативных,при­кладных проблем. Наконец, признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит кгуманитаризации естест­венных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения прак­тически всех важных проблем современности - от экологиче­ских задач до вопросов духовного кризиса.

Смена классического образа науки неклассическим, а затем постнеклассическим не означает, что они отменяют друг друга. Между ними существует глубокая преемственность.

Концепция глобальной эволюции

Эволюция - процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учёных, что виды изменяются с течением времени. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги «Происхождение видов» английского учёногоЧарльза Дарвина(1809 -1883) оестественном отборекак движущей силе эволюции.

Глобальный эволюционизм- этомодель прошлого, описывающая историю человечества, биосферы, Земли, Солнечной системы и Вселенной как единый преемственный процесс. Это междисциплинарное направление постнеклассической науки отличается как отвсемирной истории(истории общества от нижнего палеолита до наших дней), так и отглобальной истории(истории Земли и биосферы), включая их в единый контекст.

Как цельное направление глобальный эволюционизм сложился к началу 1990-х годов, когда концепции эволюционной космологииполучили широкое признание. Была замечена отчетливаяпреемственностьв развитии космоса, Земли, жизни и общества.

Столь же отчетливо обозначился комплекс теоретических проблем. Дело в том, что в представлениях классического естествознания основным законом необратимости остается второе начало термодинамики, гласящее: невозможен круговой процесс, единственным результатом которого является передача теплоты от менее нагретого тела к более нагретому.В связи с этой формулировкой в середине XIX в. была определена проблема так называемойтепловой смерти Вселенной. Переход теплоты от более нагретых тел к менее нагретым приведет к тому, что температура всех тел во Вселенной будет одинаковой, наступит полное тепловоеравновесиеи все процессы во Вселенной прекратятся. Наступит тепловая смерть Вселенной, а задолго до этого, разумеется, грядетгибель всего человечества.

Но на самом деле мы сталкиваемся с огромной массой практических примеров, свидетельствующих о том, что за время порядка 15 млрд. лет Вселенная последовательно изменялась от простого к сложному, от равновесия к неравновесию, т.е. от более вероятных к менее вероятным состояниям. Фигурально можно сказать, что мир становился все более «странным», а наше собственное существование и состояние, которое переживает теперь планетарная цивилизация, - суть проявления этого «страннеющего» мира. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития.

Принципы постнеклассической научной картины мира

Итак, обобщим ключевые идеи современной картины мира:

Понимание места человека в мире

И вновь, как тысячи лет назад, человек остается наедине с размышлениями о превратностях своей судьбы. Проблема человека- это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.

Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уни­кальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная дея­тельность.

Человек - это соотношение внутреннего и внеш­него. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творче­стве. В итоге человек оказывается существом общест­венным.

Человек сам творит свой духовный мир, мир цен­ностей науки, искусства, морали.

Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризис­ном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности пе­ред собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.

Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.

Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?

  2. Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?

  3. Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?

  4. В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?

  5. Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?