Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества
Краткое содержание: Период постнеклассической науки. Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод. Тенденция к взаимодействию между различными науками. Концепция глобальной эволюции. Понимание места человека в мире. Принципы постнеклассической научной картины мира
Требования к знаниям и умениям:
Иметь представление: об основных этапах развития научного знания и современном его состоянии
Знать: что основные понятия синергетики как общенаучного метода
Уметь: ориентироваться в главных проблемах понимания места человека в современном мире
Период постнеклассической науки
В истории развития науки можно выделить два основных периода: подготовительный и собственно научный (нововременной). В подготовительном периоде выделяют древневосточную преднауку, зародившуяся в культурах Египта, Месопотамии, Китая и Индии, а такжеантичное(Древняя Греция и Рим) исредневековое знание.
Новое время (или новая история) - период, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем, т.е.сXVIIвека по настоящее время. В этот отрезок времени возникает новая система мировых отношений и активно ведется экспансия европейской цивилизации в другие регионы мира. В нововременном периоде развития науки выделяют этапыклассической, неклассической и постнеклассической науки.
Классическая наука (XVII– XIX вв.)
Законы механики, сформулированные Исааком Ньютоном(1642-1727), завершили трудыГ.Галилея, Р.Декарта, И.Кеплера и многих других ученых по формированию первой научной картины мира.Научная картина мира– это система научных знаний о мире в целом. Будущее видится в оптимистических тонах: общество уверено, что мощь объединенных разума и опыта в скором времени освободит человечество от тяжелого труда, бедности и невежества. При этом развитие науки понимается как механическое прибавление нового знания, не отменяющее уже доказанных истин. При этом к механике сводится не только познание природы, но и биология, и социально-гуманитарное знание. Таким же механистичным было понимание общества и государства: все социальные процессы описывались с позиций причинно-следственного автоматизма. Мир уподоблялся часовому механизму.
Неклассическая наука (конец XIX – середина XX в.)
Выдающиеся научные открытия - теория относительности, двойственная корпускулярно-волновая природа микрочастиц, принципы дополнительности и неопределённости ознаменовали эру неклассическогоестествознания. Несостоятельность представлений классической науки становится очевидной. Появилась необходимость в новом мировосприятии, которое подрывает позицию классической науки, что природа существует сама по себе. Специальная и общая теория относительностиАльберта Эйнштейна(1879-1955) указала на связь времени, пространства, энергии и массы, необходимость учета движения иположения наблюдателя, что завершило эпоху господства ньютоновской механики. Мироздание имеет относительный, вероятностный характер. Генетика обнаружила теснуювзаимосвязь всех живых организмов.
В итоге мир предстал как сложная система тесно взаимосвязанных элементов, где каждая часть, включая наблюдателя, оказывает влияние на другие части. Произошли значительные изменения и в гуманитарной науке: многие течения отказались от чистого рационализма и обратились киррациональным явлениям - воле, интуиции, бессознательному, эмоциям, порывам, чувствам и страстям.
Постнеклассическая наука (середина XX в. – наши дни) находится в процессе своего становления. Она характеризуется усилением принципа нелинейности и многовариантности наблюдаемых процессов, господством идей самоорганизации и становления.
Теория самоорганизации, или синергетика как общенаучный метод
Способность к самоорганизации -неотъемлемое свойство материальных систем. Как показал бельгийский ученыйИлья Романович Пригожин(1917-2003), один из основателейсинергетики(науки о самоорганизации), «открытые неравновесные системы» (системы, свободно обменивающиеся с внешней средой) проявляют свойства самоорганизации, т.е. возникновения «порядка из хаоса».
В системе, вышедшей из состояния равновесия, сложно предсказать результаты любого действия. Развитие может про изойти по разным вариантам: выбор варианта развития осуществляется в точке ветвления, которую называют точкой бифуркации. Даже незначительные возмущения в системе (флуктуации) способны привести всю систему в состояние резонансного возбуждения. Система, особо чувствительная к любым воздействиям, именуетсядиссипативной. В системе образуютсяаттракторы - центры, притягивающие к себе элементы и способные структурировать окружающую их среду, а затем - систему в целом. Таким образом, открытая неравновесная система в состоянии хаоса способна спонтанно порождать порядок. Классическая наука рассматривала отдельно хаос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать математическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.
Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой воде он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.
Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос - это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика.
Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык - это шум, хаос, в котором есть порядок.
Тенденция к взаимодействию между различными науками
Возникновение постнеклассической науки во многом связывается с современными информационными процессами, появлением глобальных сетей, компьютеризацией исследований. Постоянно растет количество информации. Такое положение ведет к все более узкой специализации и нарастающей односторонности исследований. Состояние раздробленности в современной науке преодолеваетсяинтеграционными процессами имеждисциплинарными исследованиями, не позволяющими науке распасться на ряд изолированных островков. Осознание сложности мира как системы смещает фокус исследований от построения глобальных всеохватных теорий к решению ситуативных,прикладных проблем. Наконец, признание ведущей роли человека в научных исследованиях приводит кгуманитаризации естественных наук. Ведущую роль здесь играет прикладная этика, синтезирующая и анализирующая возможные решения практически всех важных проблем современности - от экологических задач до вопросов духовного кризиса.
Смена классического образа науки неклассическим, а затем постнеклассическим не означает, что они отменяют друг друга. Между ними существует глубокая преемственность.
Концепция глобальной эволюции
Эволюция - процесс развития, состоящий из постепенных изменений, без резких скачков (в противовес революции). Изучение окаменелостей и разнообразия видов живых организмов к середине XIX века убедило большинство учёных, что виды изменяются с течением времени. Однако механизм этих изменений оставался неясен до публикации в 1859 году книги «Происхождение видов» английского учёногоЧарльза Дарвина(1809 -1883) оестественном отборекак движущей силе эволюции.
Глобальный эволюционизм- этомодель прошлого, описывающая историю человечества, биосферы, Земли, Солнечной системы и Вселенной как единый преемственный процесс. Это междисциплинарное направление постнеклассической науки отличается как отвсемирной истории(истории общества от нижнего палеолита до наших дней), так и отглобальной истории(истории Земли и биосферы), включая их в единый контекст.
Как цельное направление глобальный эволюционизм сложился к началу 1990-х годов, когда концепции эволюционной космологииполучили широкое признание. Была замечена отчетливаяпреемственностьв развитии космоса, Земли, жизни и общества.
Столь же отчетливо обозначился комплекс теоретических проблем. Дело в том, что в представлениях классического естествознания основным законом необратимости остается второе начало термодинамики, гласящее: невозможен круговой процесс, единственным результатом которого является передача теплоты от менее нагретого тела к более нагретому.В связи с этой формулировкой в середине XIX в. была определена проблема так называемойтепловой смерти Вселенной. Переход теплоты от более нагретых тел к менее нагретым приведет к тому, что температура всех тел во Вселенной будет одинаковой, наступит полное тепловоеравновесиеи все процессы во Вселенной прекратятся. Наступит тепловая смерть Вселенной, а задолго до этого, разумеется, грядетгибель всего человечества.
Но на самом деле мы сталкиваемся с огромной массой практических примеров, свидетельствующих о том, что за время порядка 15 млрд. лет Вселенная последовательно изменялась от простого к сложному, от равновесия к неравновесию, т.е. от более вероятных к менее вероятным состояниям. Фигурально можно сказать, что мир становился все более «странным», а наше собственное существование и состояние, которое переживает теперь планетарная цивилизация, - суть проявления этого «страннеющего» мира. Вселенная в целом и во всех своих проявлениях не может существовать вне развития.
Принципы постнеклассической научной картины мира
Итак, обобщим ключевые идеи современной картины мира:
Осознание единства и взаимосвязи всех вещей и событий.
Восприятие любого явления как целостности. В классической науке считалось, что в любой сложной системе свойства целого может быть описана через свойства частей. Теперь целое первично (холистическое мировоззрение): если понять динамику целого, можно вывести из нее свойства всех частиц. Знания и усилия нескольких человек могут организовываться таким образом, что они взаимно усиливаются. Приблизительно об этом же говорит и второе понятие - сверхаддитивный эффект - положение вещей, обычно передаваемое фразой «целое больше суммы отдельных частей» (Аристотель); прибыль после слияния двух компаний может превосходить сумму прибылей этих компаний до объединения.
Естественный порядок мироздания не является от века данным, материя не инертна, ей присущи источники самодвижения и внутренней активности.
Предметом науки является не только общее, повторяющееся, но и случайное, индивидуальное, неповторимое (не только законы, но и события).
Детерминизм(предопределенность) не исключает случайности, дополняется вероятностными закономерностями. Если прошлая картина мира основывалась на вере в определенность научного знания (Рене Декарт), то теперь мы признаем, что все научные понятия и теории ограничены и относительны. О чем, впрочем, говорили еще древнегреческие философы – скептики.
Акцентируется роль наблюдателя в процессе познания. Нельзя говорить о природе, не говоря одновременно о себе: наблюдатель и наблюдаемое (субъект и объект познания) сливаются в единое целое. Раньше научные описания считались объективными, т.е. независимыми от человека-наблюдателяи от процесса познания.
Новый взгляд на процесс развития: развитие многовариантно и альтернативно; развитие происходит через неустойчивость, поэтому не следует игнорировать роль хаоса, флуктуаций в развитии, - хаос не только разрушителен, но и конструктивен (об этом, вообще-то, писал 2500 лет назад Гераклит, да и до него это не было секретом). Процесс развития сочетает в себе дивергентные тенденции (рост разнообразия) и конвергентные тенденции (свертывание разнообразия); развития мира происходит по нелинейным законам, т.е. темп и направление развития не заданы однозначно.
Новый диалог человека и природы: человек должен стремиться не перестраивать мироздание, а научиться распознавать в спонтанном разнообразии повседневной жизни общие универсальные алгоритмы саморазвития, самоструктурирования и формообразования, осознавать фундаментальную взаимозависимость всех явлений и «вложенность» всех индивидов и обществ в циклический процесс Природы. Переход от доминирования и контроля над природой к сотрудничеству и ненасилию (а на этом, кстати, основана практически вся философия Древней и современной Индии). Призыв И.В. Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее - наша задача» не актуален уже давно и вызывает бурный протест экологов всего мира…
Понимание места человека в мире
И вновь, как тысячи лет назад, человек остается наедине с размышлениями о превратностях своей судьбы. Проблема человека- это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и чем он может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.
Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении. Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. И для гражданина России это характерно не в меньшей степени, чем для обитателя любого региона нашего полного противоречий мира.
Важно четко различать стратегические цели и интересы России и тактические методы решения накопившихся проблем. Понятно, что в эпоху глобализации и информационной революции жить в изоляции нельзя, необходимо определить свое место в мировой экономике и в системе законодательного регулирования торговых и иных условий деятельности.
Речь идет о стратегии дальнейшего развития страны и наших общих перспективах. Нам, педагогам и будущим специалистам, а пока еще студентам Челябинского колледжа информатики, информационных технологий и экономики, нельзя оказаться в стороне от этой магистральной линии. Первым шагом к благополучному будущему является отличная учеба и активная гражданская позиция студента. России нужны высококвалифицированные специалисты, способные успешно продвигать экономику страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных. Это должно быть не решением тех или иных административных структур, а осознанным выбором каждого жителя России - рабочего и инженера, студента и домохозяйки, бухгалтера и программиста, учителя и землепашца! И тогда социально-экономические преобразования в нашей с вами стране будут направлены на улучшения жизни всех россиян, а не избранной и обласканной всеми благами верхушки. Только при этом условии возможна консолидация общества на решение проблем развития России как сильного демократического государства, занимающего достойное место в мировом сообществе.
Вопросы для самопроверки:
Какие вам известны периоды и этапы развития научного знания?
Каковы основные идеи синергетики? Являются ли они частной формой диалектики или противоречат ей?
Как концепция глобальной эволюции решает проблему тепловой смерти Вселенной?
В чем заключается проблема места человека в окружающем мире?
Каким Вы видите свое будущее и как оно связано с перспективами развития нашей страны?
- Министерство образования и науки Челябинской области
- Оглавление
- Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков 33
- Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества 80
- Введение Предмет и основное содержание дисциплины (общий обзор)
- Характерные черты глобализации
- Структура ввп стран с развитой экономикой в 2003 - 2010 гг.
- Тема 1.2. Лидирующее положение сша и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии
- Тема 1.3. Демократические революции в Восточной Европе
- Тема 1.4. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX - XXI веков
- Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX - XXI веков
- Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки
- Среднегодовые темпы прироста ввп ведущих латиноамериканских стран на рубеже XX - XXI веков, %
- Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему
- Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства
- Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада ссср
- Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Ближнем Востоке
- Тема 2.3. Войны сша и нато в Афганистане и Ираке
- Тема 2.4. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада
- Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах снг в конце XX - в начале XXI вв.
- Чечня в составе Российской Федерации
- Раздел III. Назначение и основные направления деятельности международных организаций. Тема 3.1. Оон - важнейший международный институт по поддержанию и управлению мира.
- Генеральная Ассамблея оон
- Совет Безопасности оон
- Экономический и Социальный Совет (экосос)
- Совет по опеке
- Международный Суд
- Секретариат
- Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.
- Отношения нато с Россией
- Тема 3.3 Европейский союз (ес) как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств
- Тема 3.4. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
- ЕврАзЭс
- Тема 3.5. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий
- Тема 4.2 Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века
- Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы