Тема 1.2. Лидирующее положение сша и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии
Краткое содержание: США - единственная наиболее могущественная сверхдержава в мире. Концепция «расширения демократии». Политические системы европейских и американских государств. Политический курс стран Запада: неоконсерватизм и христианский демократизм. Социал-демократия. Структура экономики стран Америки и Западной Европы.
Требования к знаниям и умениям:
Иметь представление: о сущности биполярной модели современных международных отношений.
Знать: основные направления политики США и других западных стран в современных условиях.
Уметь: выявлять взаимосвязь политики и экономических целей США и других стран.
Современная стратегия США: во главе бесполярного мира
Для внешней политики США последнее десятилетие XX в. стало периодом поисков и приспособления к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов. С окончанием холодной войны у США появились как новые возможности, так и весьмасерьезные проблемы:
Прекращение глобальной конфронтации в условиях «самороспуска» враждебного военного блока (Варшавского договора) означало исчезновение реальной военной угрозы США и превращение их в единственную военную сверхдержаву. Военный бюджет США составляет 40% мировых расходов на оборону и превышает суммарные затраты следующих за ними 10 стран. На долю Америки, ее союзников и близких партнеров приходится более трех четвертей мировых затрат на оборону. 12 авианосных групп ВМС США контролируют главные морские маршруты. Соединенные штаты располагают более 700 военных баз по всему миру. По техническому оснащению вооруженных сил и новым видам вооружений Америка опережает остальные страны как минимум на полтора-два десятилетия. Соединенные Штаты стали не только практически неуязвимыми перед масштабным военным нападением, но и обрели гораздо большую свободу стратегического маневра. Кроме того, в результате распада СССР и всего социалистического лагеря открывались широкие возможности для сотрудничества США с государствами, входившими в советский блок, и новыми государствами на пространстве бывшего СССР, для распространения там американского влияния.
С окончанием конфронтации США и СССР значительно снизилась роль военной силы, а в торгово-экономической сфере США сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны своих союзников по «холодной войне». Ее окончание также поставило под вопрос всю глобальную военно-политическую инфраструктуру, созданную Соединенными Штатами для ведения этого противоборства. Возникла ситуация неопределенности в отношении угроз безопасности США и методов противодействия им. В отсутствие серьезной внешней угрозы, сплачивающей нацию, и ясных новых целей стало гораздо труднее мобилизовывать общественную поддержку активного внешнеполитического интервенционизма.
Крах прежнего биполярного миропорядка обернулся усилением дестабилизирующих тенденций в мире, что выразилось в увеличении числа этнорелигиозных конфликтов, распространении ядерного и других видов оружия массового уничтожения, росте международного терроризма и преступности.
Еще одной новой реальностью для внешней политики США стала растущая глобализация мировой экономики, поставившая страну перед необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом рынке, определения своей роли в этой изменяющейся экономике, а также нахождения нового оптимального баланса между внутренней и внешней политикой.
Соединенные Штаты не хотят организационно-структурных изменений системы международной безопасности, в которой они играют лидирующую роль. Они удовлетворены тем, что «своим лидерством способствуют укреплению общей безопасности и процветанию всех народов» и не спешат менять правила и порядок собственного участия в глобальных делах.
США выбрали новый подход - налаживать двусторонние отношения с каждым из центров силы отдельно, сохраняя существующую малоэффективную систему обеспечения международной безопасности. И в этом случае, Россия стоит особняком. Если в отношениях США с Китаем и Индией, кроме деклараций, есть конкретные дела - рост американо-китайской торговли, усиление американо-индийского военного и военно-технического сотрудничества, то американо-российские отношения не выходят за рамки старой модели стратегического сдерживания.
Практически с 1990 годов против России не прекращаются политико-пропагандистские атаки, обвинения со стороны Запада в неоимпериализме. Такой оценки удостаивается чуть ли не любой шаг Москвы, будь то защита национальных меньшинств в странах Балтии, защита граждан России в Южной Осетии, противодействие попыткам пересмотреть результаты Второй мировой войны или запоздалое введение рыночных цен в торговле энергоносителями с соседями.
Эйфория вокруг прихода к власти в Вашингтоне демократов и администрации Барака Обамы, провозглашение политики «перезагрузки» в отношениях между США и Россией с их стороны, все отчетливее сменяется осознанием реальности - Россия и США, а с ними и Запад в целом, фактически находятся на той же точке, что и были. Успешно заключенный ратифицированный договор по СНВ - это не сама перезагрузка, а начало пути к ней. Концепция «расширения демократии», провозглашавшая приоритетом американской внешней политики, начиная с 90-х годов, содействие демократизации бывших социалистических режимов в Евразии, осуществилась и продолжает осуществляться сегодня. Именно с таких позиций продолжаются нападки на российское правительство и всю Россию с различного рода обвинениями.
Любой противник российского президента и Кремля автоматически становится демократом и другом Запада. Раз за разом звучат обвинения в энергетическом империализме, в ненадежности России как поставщика. При этом реальных проблем со снабжением клиентов ни разу не было, даже когда Москва не очень умело применяла жесткие меры, чтобы заставить Украину и Белоруссию платить по рыночным ценам за поставляемые им нефть и газ.
Раздаются полуофициальные призывы сделать военно-политический союз НАТО ответственным за обеспечение доступа стран-членов к зарубежным ресурсам.
Россию принято обвинять даже за ее позицию в отношении ядерной программы Ирана, хотя здесь интересы и даже политика Москвы и традиционного Запада совпадают почти полностью и расходятся лишь в нюансах, обусловленных географическим положением.
Очевидно, США и часть традиционного Запада пока оставили надежды на превращение России в дружественное государство. Наметился переход к политике «неосдерживания», но оно будет другим. Мир радикально изменился (хотя многие мыслят в категориях прежней эпохи). Тотальное сдерживание по модели холодной войны невозможно.
Но и Москва поняла, что она не хочет и не может интегрироваться с традиционным Западом на предлагавшихся до недавних пор условиях - без права голоса. Россия начала менять правила игры или, по крайней мере, перестала играть по старым правилам, сложившимся в 1990-е гг.
Политические системы США и западноевропейских стран
США - республика с президентской формой правления и федеральным государственным устройством. Высший орган законодательной власти - конгресс, состоящий из сената (100 сенаторов, избираемых на шестилетний срок) и палаты представителей (435 членов, избираемых на двухлетний срок). Глава государства и правительства - президент, избираемый на четырехлетний срок. Он обладает всей полнотой исполнительной власти и является главнокомандующим вооруженными силами страны. В США сложилась так называемая двухпартийная система, при которой у власти сменяют друг друга две основные буржуазные партии - Республиканская и Демократическая.
Если в США главным действующим лицом в политике является президент, то в Западной Европе (кроме Франции) - глава правительства. Если в США президент сам подбирает глав министерств и формирует кабинет министров, то в западноевропейских странах этим занимаются парламенты. В этом и состоит главное отличие президентских республик от парламентских, которые основываются на принципе верховенства представительной власти над исполнительной.
Фракционная борьба сильно осложняет работу парламента. Но по кардинальным вопросам формирования правительства, доверия ему партийная дисциплина и солидарность просматриваются довольно четко.
Исполнительная власть в парламентской республике (или монархии) считается как бы продолжением парламента и работает в тесном взаимодействии с ним, точнее с парламентским большинством. Премьер-министр и правительство несут ответственность за разработку и осуществление политической программы, подготовку и исполнение бюджета, законодательные инициативы и оперативное руководство страной. Парламентское большинство обеспечивает поддержку политике правительства, уточняет и дорабатывает его программу и бюджет, принимает законы и постановления, придающие легитимность действиям исполнительной власти.
Функции оппозиции заключаются в критике правительства и парламентского большинства, выдвижении альтернативных программ и предложений. Иногда она договаривается с правительством об оказании поддержки и даже о создании нового парламентского большинства со своим участием.
Взаимоотношения парламента и правительства в парламентских демократиях строятся на следующих принципах:
право парламента отправить правительство в отставку путем выражения вотума недоверия;
право роспуска парламента правительством с согласия главы государства;
право правительства выступать с законодательными инициативами;
право совмещать депутатский мандат с министерской должностью (компатибилитет).
Политический курс стран Запада
В политической жизни Западной Европы доминируют следующие направления:
1. Неоконсерватизм - идеология и политическое движение, стремящееся к распространению в мире традиционных ценностей западной цивилизации и при этом не поддерживающее типичные для консерваторов требования сокращения размера государственного аппарата и расходов на социальное обеспечение. Отличительной чертой неоконсерватизма является призыв к агрессивному и бескомпромиссному внедрению либерализма и демократии в странах с авторитарными режимами. Это течение оправдывает связанные с этим нарушения принципа невмешательства в суверенные вопросы других государств. В частности, американские неоконсерваторы ради своих целей активно поддерживают применение военной силы против враждебных США стран.
2. Христианский демократизм - автономное от церкви политическое движение, выступающее за решение социальных и экономических проблем при соблюдении христианских принципов. В своём развитии христианская демократия прошла ряд этапов. Рост либерализма и гражданского национализма в XIX веке сказались негативно на международной позиции Католической церкви. Чтобы восстановить доверие масс, церковь приступила к реформам и огласила новую социальную доктрину, христианскую демократию. До Первой мировой войны церковь не одобряла создание католических политических партий. После войны Ватикан дал своё согласие на это, однако в реальности в состав многих партий вошли представители и других христианских конфессий. После Второй мировой войны движение стало подлинно массовым, и в ряде стран Западной Европы христианские демократы пришли к власти. Сегодня международные организации с участием христианско-демократических партий включают также и другие политические движения.
3. Социал-демократизм (часто идентифицируется с демократическим социализмом) - направление в социалистическом и рабочем движении, выступающее за переход к социально справедливому обществу путём реформирования буржуазного. Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат - именно их заслуга.
Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда стран социалистического лагеря (Югославии, Венгрии и Чехословакии)
Развитие интеграционных процессов
Основным содержанием современной эпохи является возникновение новых линий взаимодействия между участниками мирового политико-экономического процесса. Каковы же основные направления развития интеграционных союзов? В Европейском Союзе происходит трудный и противоречивый процесс углубления интеграции при одновременном расширении за счет вступления новых стран.
Главным процессом в рамках Северо-Американской интеграции (НАФТА) становится углубление сотрудничества между тремя ее участниками и адаптации Мексики и Канады к новым условиям свободной торговли. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - наиболее динамичный экономический союз, привлекающий капиталы дешевой рабочей силой и отсутствием других расходов. В рамках этой группировки отрабатывается взаимодействие между Западом и Востоком.
Экономика США и Западной Европы
Учитывая, что в новых условиях определяющим полем соперничества развитых стран мира стала торгово-экономическая сфера, следует указать, что экономика Соединенных Штатов также не имеет равных в мире. ВВП составляет около 20% от общемирового, при этом на долю США приходится 41% производства высокотехнологической продукции. На образование и НИОКР Америка расходует 50% суммарных затрат стран «большой восьмерки». Соединенные Штаты производят 55% мировой аэрокосмической продукции, 34% компьютерного и 25% телекоммуникационного оборудования. По темпам экономического роста (3-4%) они уверенно опережают другие развитые страны – государства Европейского союза и Японию. Американский товарооборот приближается к 2 трлн. долл., составляя около 13 % мирового экспорта и 15% мирового импорта. США также – крупнейший нетто-импортер и нетто-экспортер капитала. И, несмотря на определенные трудности, на ближайшее десятилетие ей не будет равных.
Сегодня Объединенная Европа имеет валовой доход, сопоставимый с США и равный почти 10 трлн. долларов. Евросоюз занимает порядка 1/5 от общего объема мировой торговли товарами и услугами. Как и в США, основные из них – изделия высокотехнологического производства. Из 100 лидирующих в этой сфере мировых компаний 32 – европейские. Затраты на развитие информационных и коммуникационных технологий составляют в Евросоюзе более 7% ВВП, а на исследования в сфере высоких технологий более 2%. После США (8,2%) и Японии (9%) Евросоюз занимает третье место в мире по этим показателям.
Таким образом, в обозримом будущем США и Евросоюз остаются самыми крупными конкурентами на мировом экономическом пространстве.
Вопросы для самопроверки:
Уточните, в чем суть современной стратегии США?
Каково положение США в мире в области военной и экономической после развала СССР?
Каким образом складываются в настоящее время российско-американские отношения?
Охарактеризуйте политические системы и политический курс США и Западной Европы на данный период.
- Министерство образования и науки Челябинской области
- Оглавление
- Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков 33
- Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества 80
- Введение Предмет и основное содержание дисциплины (общий обзор)
- Характерные черты глобализации
- Структура ввп стран с развитой экономикой в 2003 - 2010 гг.
- Тема 1.2. Лидирующее положение сша и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии
- Тема 1.3. Демократические революции в Восточной Европе
- Тема 1.4. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX - XXI веков
- Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX - XXI веков
- Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии стран Латинской Америки
- Среднегодовые темпы прироста ввп ведущих латиноамериканских стран на рубеже XX - XXI веков, %
- Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему
- Основные черты и тенденции развития мирового хозяйства
- Раздел II. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI веков Тема 2.1. Сущность и типология международных конфликтов после распада ссср
- Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Ближнем Востоке
- Тема 2.3. Войны сша и нато в Афганистане и Ираке
- Тема 2.4. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада
- Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах снг в конце XX - в начале XXI вв.
- Чечня в составе Российской Федерации
- Раздел III. Назначение и основные направления деятельности международных организаций. Тема 3.1. Оон - важнейший международный институт по поддержанию и управлению мира.
- Генеральная Ассамблея оон
- Совет Безопасности оон
- Экономический и Социальный Совет (экосос)
- Совет по опеке
- Международный Суд
- Секретариат
- Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.
- Отношения нато с Россией
- Тема 3.3 Европейский союз (ес) как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств
- Тема 3.4. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
- ЕврАзЭс
- Тема 3.5. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже тысячелетий
- Тема 4.2 Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI века
- Тема 4. 3. Общественные науки и их роль в развитии человечества
- Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы