logo
Внешнеполитическое прогнозирование и планирован

Раздел 1. Определения терминов «прогнозирование» и «планирование»

В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности.1

Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня.

Всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной, и естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.

На рисунке 1 представлена позиция неопределенности.

Рисунок 1. Позиция неопределенности2.

Представление о будущем может носить как научный, так и ненаучный характер. Ненаучное предвидение может быть обыденным, интуитивным и религиозным. Однако предвидение в сфере внешней политики должно быть научным.

Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.3

В научном предвидении выделяют две основные формы:

— предсказание, где основополагающую роль играет описательный момент,

— предуказание, где указываются необходимые действия для достижения цели4.

В свою очередь, в качестве формы предсказания может выступать прогноз — научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления1. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование – это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. 2

Практика управления социально-политическими процессами показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий. Поэтому в самом общем виде политическое прогнозирование можно определить как опережающее отражение политической действительности. Основная причина, побуждающая политического деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых политических решений на определенном отрезке времени.3

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.4 В связи с этим различают внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.

В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики. В то же время здесь необходимо различать два аспекта. Один связан с прогноз­ными оценками конкретных политических событий, другой - охватывает деятельность политических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможности факторов развития.

Внешнеполитическое прогнозирование – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.5

Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношений, прежде всего, рассматриваются отношения государств, а затем - прочих участников международной жизни.

Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные.1

Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции.2Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования.3 Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

Среди других критериев классификации политического прогнозирования выделим следующие.

Так, в соответствии с периодом, на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:

  1. оперативное (до месяца);

  2. краткосрочное (от 1 месяца до 1 года);

  3. среднесрочное (от 1 года до 5 лет);

  4. долгосрочное (от 5 до 15 лет);

  5. сверхдолгосрочное (более 15 лет).1

Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность человека или организаций (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.2 Внешнеполитическое планирование очень часто базируется на результатах прогнозирования.

Отличия прогнозирования от планирования: