2.3.1 Балансовый метод Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой.
Данный способ позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Используется при анализе обеспеченности предприятия различными видами ресурсов и полноты их использования (баланс рабочего времени, платежный баланс) и т.д. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья. Товарно-сырьевой баланс можно представить, как:
-
Nн.г. + Nп. = Nр + Nвыб + Nк.г.
(10)
Каждую составляющую данного баланса можно выразить через алгебраическую сумму других. При анализе необходимо учитывать экономический смысл показателей. Так, прочее выбытие товаров отрицательно влияет на объем реализации.
Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель.
2.3.2 Факторный анализ
Факторный анализ – это метод изучения влияния факторов на результат. Основным результатом детерминированного факторного анализа является разложение прироста результативного показателя, обусловленного совместным влиянием или изменением факторных признаков, на сумму частных приростов результативного показателя, любой из которых обусловлен изменением только одного фактора.
Связь между факторами может быть одного из следующих типов.
Аддитивная связь. Результирующий фактор определяется суммой факторов зависимых, возможно, с некоторыми коэффициентами пропорциональности. Связь описывается следующей формулой:
| (11) |
К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях. Например, модель товарного баланса:
-
Р = Зн + П - Зк - В
(12)
где: Р - реализация,
Зн - запасы на начало периода,
П - поступление товаров,
Зк - запасы на конец периода,
В - прочее выбытие товаров.
Мультипликативная связь. Результирующий фактор определяется как произведение факторов зависимых в виде:
| (13) |
Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации:
-
(14)
где VРП – объем реализованной продукции в натуральном выражении;
Ц - цена продукции.
Кратная связь. Частное от деления двух факторов дает результирующий фактор.
| (15) |
Примером кратной модели служит показатель фондоотдачи:
-
(16)
Смешанные модели. Они могут иметь разную форму и представлять собой различные комбинации моделей аддитивных, мультипликативных и кратных, например:
| (17) |
| (18) |
Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др. Например, показатель рентабельности активов:
-
(19)
где: В – выручка от реализации;
ОС - стоимость основных средств,
ОА - стоимость оборотных активов.
Моделирование аддитивных систем осуществляется путем расчленения факторов исходной модели на составные элементы.
-
(20)
Например, показатель объема реализованной продукции:
-
VРП =VВП - Онп
(21)
где VРП, VВП – объемы реализованной и валовой продукции;
Онп – остатки нереализованной продукции.
Часть нереализованной продукции может находится на складе (Оскл), а часть – отгружена покупателям, но еще не оплачена(Оотг). Тогда исходную модель можно записать:
-
VРП =VВП-(Оскл – Оотг)
(22)
Моделирование мультипликативных моделей осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы –сомножители.
-
(23)
Например, выпуск продукции можно представить следующим образом:
-
(24)
где ВП-выпуск продукции;
ЧР-численность рабочих;
Д-количество дней, отработанных одним рабочим;
П-продолжительность рабочего дня;
ДВ-дневная выработка;
ЧВ-часовая выработка.
Моделирование кратных моделей осуществляется при помощи 3 способов:
Метод удлинения предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей.
-
(25)
Например, показатель себестоимости продукции можно представить как сумму затрат на весь объем произведенной продукции, деленную на объем произведенной продукции:
-
(26)
где З - сумма затрат;
VВП –объем выпуска продукции в натуральном выражении;
С, СМ, А,НР – элементы затрат ( заработная плата, сырье и материалы, амортизация и т.д.);
х1 – трудоемкость;
х2 – материалоемкость
х3 – фондоемкость
х4 –уровень накладных расходов.
Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели путем умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей.
-
(27)
Например, показатель годовой выработки можно представить следующим образом:
-
(28)
где ГВ - годовая выработка продукции одним рабочим;
ЧР- численность рабочих;
ВП- выпуск продукции;
Добщ – количество отработанных дней всеми работниками;
ДВ - дневная выработка продукции одним рабочим
Д-количество рабочих дней, отработанных одним рабочим.
Метод сокращения осуществляется путем деления дроби на один и тот же показатель.
-
(29)
Например, рентабельность активов предприятия можно представить следующим образом:
-
(30)
где R –рентабельность активов;
П-прибыль от продаж;
А-сумма активов предприятия;
В-выручка от продаж;
Rпр –рентабельность продаж
Ке – капиталоемкость продукции
Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей производится при помощи следующих способов: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления, интегральный, логарифмический, балансовый и т.д.
Способ цепной подстановки
Используется для расчета влияния фактов во всех типах детерминированных факторных моделей.
Таблица. Способ цепной подстановки
Уровень результативного показателя | Условия расчета результативного показателя | |||
Фактор 1 | Фактор 2 | Фактор 3 | Фактор 4 | |
Базовый | t0 | t0 | t0 | t0 |
Условный 1 | t1 | t0 | t0 | t0 |
Условный 2 | t1 | t1 | t0 | t0 |
Условный 3 | t1 | t1 | t1 | t0 |
Фактический | t1 | t1 | t1 | t1 |
Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, двух и последующих факторов, допуская, что остальные не изменяются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или иного фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Элиминировать – это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного.
Способ абсолютных разниц
Применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в мультипликативных моделях и мультипликативно – аддитивных. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, которые находятся слева от него в модели.
-
(31)
Способ относительных разниц
Применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе в мультипликативных моделях. Используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов.
-
(32)
- Озерский технологический институт
- Кафедра экономики и управления
- Классификация видов анализа представлена на рисунке 1.
- 2.2.1 Разработка и использование системы аналитических показателей
- 2.2.5 Методы экспертных оценок
- 2.2.6 Методы ситуационного анализа и прогнозирования
- 2.3 Классические методы экономического анализа
- 2.3.1 Балансовый метод Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой.
- Пример. Провести факторный анализ выпуска продукции
- Пример. Изобразить графически показатели, представленные в таблице
- 2.4 Традиционные методы экономической статистики
- 2.4.1 Метод средних величин
- 2.4.2 Метод группировки данных
- 2.4.4 Индексный метод