2.4.4 Индексный метод
Мощным орудием сравнительного анализа экономики являются индексы. Индекс - это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Простой индекс имеет вид:
-
(60)
где p1 и p0 - сравниваемые состояния признака.
Индекс называется аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками. Аналитический индекс всегда состоит из двух компонент: индексируемый признак р (тот, динамика которого исследуется) и весовой признак q. С помощью признаков-весов измеряется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы. Простые и аналитические индексы дополняют друг друга.
-
(61)
где q0 или q1 - весовой признак.
С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи:
оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя);
выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака;
оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику.
Пример. Выручка, полученная организацией от производства и реализации продукции, может рассчитываться как
где VВП - физический объем продукции, ед.
Ц - цена единицы продукции, руб.
В первом квартале реализовано 12 тыс. единиц продукции при средней цене 2400 руб. Показатели второго квартала - 11 тыс. единиц при цене 2500 руб.
Вывод: вследствие сокращения физического объёма производства и реализации на 8,3% и увеличения цены на 4,1% выручка сократилась на 4,5%.
Пример. Предприятие выпускает два вида продукции - “А” и “Б”, имеющие разные цены. Индекс выручки в этом случае будет иметь вид:
Такой индекс нельзя представить в виде произведения субиндексов (индексов факторов), как это было сделано ранее. В этом случае поступают иным образом:
Субиндекс характеризует влияние фактора а
Субиндекс характеризует влияние фактора х
Индекс может быть представлен в несколько ином виде:
Возникает вопрос: какой из вариантов правильно отражает влияние факторов?
Объективного ответа на этот вопрос нет. Применяется следующий подход. Если экономический показатель является произведением качественного и количественного факторов, то
а) при определении влияния количественного фактора качественный фактор фиксируется на базисном уровне;
б) при определении влияния качественного фактора количественный фактор фиксируется на новом уровне.
Если показатель является функцией двух факторов, то качественным считается тот, который является характеристикой единицы совокупности, а количественным тот, который является характеристикой всей совокупности.
Пример. Цена - характеристика единицы продукции, следовательно это качественный показатель. Объем продукции - характеристика всей совокупности. Следовательно это количественный показатель.
Тогда правильной будет следующая подстановка:
Вид продукции | 1 квартал | 2 квартал | ||
Ц | VРП | Ц | VРП | |
А | 1800 | 10 | 2000 | 8 |
Б | 2800 | 2 | 3000 | 3 |
Список использованных источников и литературы
Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М., издательство "Дело и сервис", 2001.
Быкадов В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: практическое пособие - М., издательства "ПРИОР", 1999.
Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник/ Л.В.Донцова, Н.А.Никифорова.-4 –е изд., перераб. и доп. –М.:Издательство «Дело и Сервис»,2006
Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый учет: учеб. Пособие для студентов/ П.И.Камышанов, А.П.Камышанов.-3-е изд., перераб.и доп.-М.:Омега –Л, 2005
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2000
Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1999 г
Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Финансовый анализ: Учебное пособие.-3-е изд., перераб. и доп. –М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002
Методика анализа показателей эффективности производства: Уч. пос., изд. 2-е, доп. и перераб./Под ред. проф. Э.А. Маркарьяна. - Серия «Экономика и управление».- Ростов – на –Дону: издательский центр «МарТ»,2001
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/Г.В. Савицкая.-7-н изд., испр.- Мн.: Новое знание,2002
Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ –ДАНА, 2007
Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа.-М.:ИНФРА –М,2002
- Озерский технологический институт
- Кафедра экономики и управления
- Классификация видов анализа представлена на рисунке 1.
- 2.2.1 Разработка и использование системы аналитических показателей
- 2.2.5 Методы экспертных оценок
- 2.2.6 Методы ситуационного анализа и прогнозирования
- 2.3 Классические методы экономического анализа
- 2.3.1 Балансовый метод Балансовый метод применяется при изучении соотношения двух групп взаимосвязанных показателей, итоги которых должны быть равны между собой.
- Пример. Провести факторный анализ выпуска продукции
- Пример. Изобразить графически показатели, представленные в таблице
- 2.4 Традиционные методы экономической статистики
- 2.4.1 Метод средних величин
- 2.4.2 Метод группировки данных
- 2.4.4 Индексный метод