Теория абсолютных преимуществ а. Смита
Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом» '
Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом.
- Лекция 19. Мировая торговля
- 1. Основные черты мировой торговли Содержание мировой торговли
- Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
- Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
- Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
- 2. Классические теории международной торговли
- Теория абсолютных преимуществ а. Смита
- Теория сравнительных преимуществ д. Рикардо
- Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина
- Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)
- Парадокс Леонтьева
- 3. Стандартная модель международной торговли
- Основы стандартной модели
- Понятие условий торговли
- Выигрыш от внешней торговли
- 4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Теория специфических факторов производства
- Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
- Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
- Теорема Рыбчинского
- «Голландская болезнь»
- Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
- 5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития Место внешней торговли в экономике России
- Структура внешней торговли России
- Конкурентные преимущества и слабые стороны России
- Перспективы развития внешней торговли России
- Вопросы для самопроверки