Теория специфических факторов производства
Теория специфических факторов производства была разработана американскими экономистами Полом Самуэльсоном и Рональдом Джонсом в 70-х гг. на основе фундаментальных положений теории Хекшера—Олина. Однако в отличие от своих предшественников авторы этой теории исходят из того, что в производстве товаров участвуют не два, а три фактора: труд (L.), капитал (К) и земля (Т). Причем только труд является мобильным фактором, т.е. используется во всех секторах экономики и свободно перемещается между ними. В то же время два других фактора являются специфическими, т.е. могут быть использованы только в одной отрасли. Такой подход в большей мере соответствует действительности, чем теория Хекшера—Олина.
Теперь рассмотрим, как развивается внешняя торговля между странами в соответствии с теорией специфических факторов.
Эта теория исходит из тех же допущений, что и теория Хекшера—Олина: наличия равного спроса в обеих странах и различного предложения каждого из товаров, обусловленного неодинаковой наделенностью стран факторами производства. Исходя из этих допущений предположим, что в стране А относительно больше предложение товара X, в создании которого используется относительно избыточный в этой стране специфический фактор — капитал, а в стране B относительно больше предложение товара Y, в создании которого используется изобильный в данной стране специфический фактор — земля.
В отсутствии внешней торговли относительная цена товара X (PX/Py) в стране А будет меньше, чем в стране В, а в последней соответственно относительная цена товара Y (Py/Px) будет меньше, чем в первой. Это различие в относительных ценах на товары и является главным стимулом развития внешней торговли.
Однако с развитием внешней торговли относительные цены выравниваются. В то же время происходит рост производства в экспортоориентированных отраслях, усиливается перелив в эти отрасли мобильного фактора — труда, расширяется использование специфических для этих отраслей факторов. Как видно из графика, представленного на рис. 34.5, перемещение мобильного фактора — труда в экспортоориентированную для данной страны отрасль приводит к оттоку трудовых ресурсов и сокращению выпуска продукции в отраслях, конкурирующих с импортом.
Согласно теореме Хекшера—Олина—Самуэльсона происходящее вследствие развития внешней торговли выравнивание относительного уровня цен на экспортируемые обеими странами товары приводит и к выравниванию цен на факторы производства. Повышается цена факторов, используемых в производстве экспортных товаров и снижается цена дефицитных факторов, преимущественно используемых в отраслях, конкурирующих с импортом.
Применительно к теории специфических факторов суть этого процесса раскрывается в теореме Самуэльсона—Джонса: развитие внешней торговли приводит к росту цен на факторы, специфические для экспортных отраслей, и увеличению доходов их владельцев, а также снижению цен на факторы, специфические для отраслей, конкурирующих с импортом, и соответственно к снижению доходов их владельцев.
- Лекция 19. Мировая торговля
- 1. Основные черты мировой торговли Содержание мировой торговли
- Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
- Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
- Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
- 2. Классические теории международной торговли
- Теория абсолютных преимуществ а. Смита
- Теория сравнительных преимуществ д. Рикардо
- Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина
- Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)
- Парадокс Леонтьева
- 3. Стандартная модель международной торговли
- Основы стандартной модели
- Понятие условий торговли
- Выигрыш от внешней торговли
- 4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Теория специфических факторов производства
- Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
- Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
- Теорема Рыбчинского
- «Голландская болезнь»
- Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
- 5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития Место внешней торговли в экономике России
- Структура внешней торговли России
- Конкурентные преимущества и слабые стороны России
- Перспективы развития внешней торговли России
- Вопросы для самопроверки