12.Совет безопасности
-постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН
-5 являются постоянными, а именно Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США.( имеют право вето)
-10 непостоянных на 2 года , избираются по географическому принципу:
пять — от государств Африки и Азии;
один — от государств Восточной Европы;
два — от государств Латинской Америки;
два — от государств Западной Европы и других государств
*В последние годы на сессиях Генеральной Ассамблеи весьма активно обсуждается вопрос об увеличении числа членов Совета Безопасности до 20 и более, в том числе постоянных - до 7
Функции и полномочия СБ:
а) поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с целями и принципами ООН;
б) расследовать любые споры или ситуации, которые могут вызвать международные трения;
в) делать рекомендации относительно методов урегулирования таких споров или условий их разрешения;
г) вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений, определять наличие угрозы миру или акта агрессии и делать рекомендации о мерах, которые подлежит принять;
е) призывать государства - члены ООН к применению экономических санкций и других мер, не связанных с использованием вооруженных сил, для предупреждения или прекращения агрессии; ж) предпринимать военные действия против агрессора;
з) делать рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;
и) осуществлять в стратегических районах функции ООН по опеке;
к) делать рекомендации Генеральной Ассамблее относительно назначения Генерального секретаря и вместе с Генеральной Ассамблеей выбирать судей Международного суда;
л) представлять ежегодные и специальные доклады Генеральной Ассамблее.
Роль ООН, и в частности Совета Безопасности, в поддержании мира и обеспечении международной безопасности сводится к осуществлению следующих 4 мероприятий:.
Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи A/Res/47/120 А от 18 декабря 1992 г. превентивная дипломатия может потребовать таких мер, как укрепление доверия, раннее предупреждение, установление фактов и другие меры, при осуществлении которых следует надлежащим образом сочетать консультации с государствами-членами, тактичность, конфиденциальность, объективность и транспарентность.
Миротворчество - это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.
Поддержание мира - это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и/или полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.
Миростроительство в конфликтный период - это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации
При Возникновение угрозы миру:
-СБ просит стороны достичь мирным соглашением
-либо выступить посредником в конфликте
-либо назначить расследование, потребовать доклад о ситуации
-направить миротворческие комиссии
-может принудить к выполнению своих решений путем эконом санкций или вооруж сил
СБнаделен правом на применение временных и принудительных мер:
1)Временные-направлены на предотвращение ухудшения ситуации и не должны наносить ущерба правамюТакие меры могут включать требование к сторонам прекратить вооруженные действия, отвести войска на определенные рубежи, а также прибегнуть к той или иной процедуре мирного урегулирования, включая вступление в непосредственные переговоры, обращение к арбитражу, использование региональных организаций и органов. Временные меры не носят принудительного характера.
2)Принудительные-подразделяются на меры, не связанные с использованием вооруженных сил, и на действия с применением вооруженных сил. Применение их - исключительная компетенция Совета Безопасности, составляющая одно из важнейших его полномочий.
Принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений, а также иные меры подобного характера.
В тех случаях, когда указанные выше меры становятся недостаточными или неэффективными, Совет Безопасности имеет право предпринимать вооруженными силами ООН действия, необходимые для поддержания международного мира и безопасности.
Порядок работы:
-заседания практически ежедневно
-В целях обеспечения непрерывности работы каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания ООН(Нью-Йорк)
-На заседаниях Совета может быть приглашено государство - нечлен ООН, если оно является стороной в споре
-заседания созываются председателем в любое время, промежуток в 14 дней
-Английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки являются как официальными, так и рабочими языками Совета Безопасности
-каждый член СБ имеет 1 голос, Проголосовать должно большинство 9 голосов, при том 5 голосов должны быть от постоянных членов. В этом и заключ принцип единогласия
-есть вспомогательный комитет ВШК(военно-штабной комитет- все что связано с войсками его, планы ,применение,советы..)
Примеры:
1) ООН сыграла важную роль в окончании 8-летней войны между Ираном и Ираком. Предпринятые Советом Безопасности и Генеральным секретарем активные посреднические усилия привели в августе 1988 г. к прекращению огня и признанию обеими странами мирного плана ООН 1987 г. После прекращения огня между двумя противоборствующими армиями были размещены военные наблюдатели Организации в составе Ирано-Иракской группы военных наблюдателей Организации Объединенных Наций (ИИГВНООН) в целях контроля за прекращением военных действий и выводом войск. ИИГВНООН завершила свою деятельность в 1991 г
2) ООН приложила много усилий для урегулирования конфликта в бывшей Югославии. Стремясь содействовать восстановлению мира, Организация в 1991 г. ввела эмбарго на поставки оружия, а Генеральный секретарь и его личный представитель оказывали содействие в поисках путей урегулирования этого кризиса. Миротворческие силы - силы Организации Объединенных Наций по охране (СООНО), развернутые в 1992 г., стремились создать условия мира и безопасности в Хорватии, содействовали доставке грузов гуманитарной помощи в Боснию и Герцеговину и способствовали тому, чтобы бывшая Югославская республика Македония не была втянута в конфликт. В 1995 г. СООНО были разделены на три операции, охватывающие три страны. В то время когда продолжались переговоры, проводившиеся под эгидой ООН, миротворческие силы ООН и учреждения Организации предпринимали усилия для поддержания прекращения огня, защиты населения и оказания гуманитарной помощи.
- 6.) Версальская система международных отношений
- 7.) Ялтинско-Потсдамская система международных отношений
- 8.) Модели дипломатии. Основные акторы
- 8. Модель дипломатии и акторы
- 9.) Многосторонняя дипломатия
- 10.) Оон – главный форум и штаб-квартира многосторонней дипломатии
- 12.Совет безопасности
- 13.Неправительственные организации в системе многосторонней дипломатии.
- 15.Модель унилатерализма(сори за сплошной текст, но это просто нужно прочитать)
- 17.Кризисная дипломатия и ее место в системе международных отношений.
- 18. Основные типы конфликтов и модели их урегулирования
- 19. Суть корейского кризиса
- 20. Опыт урегулирования кубинского кризиса
- 21.Югославский кризис и нато.
- 23 Вопрос. Борьба вокруг урегулирования украинского кризиса.
- 24. Институт посредничества и урегулирования конфликтов
- 25. Важнейший элемент посредничества-нахождение точек соприкосновения конфликтующих сторон
- 26. Модель поведения на переговорах
- 1.Уход.
- 2.Приспособление.
- 3.Компромисс
- 4.Конкуренция (силовое решение).
- 5.Сотрудничество.
- 27 Вопрос. Способы закрепления результатов переговоров.
- 28 Вопрос. Виды переговорной дипломатии.
- Вопрос 30. Фактор силы и права в мировой дипломатии.
- Вопрос 31. Современные подходы к обеспечению международной дипломатии.
- IВопрос 36. Дипломатика как наука и искусство.
- 37. Дипломатия и международное право.
- 38. Роль дипломатии в создании новых институтов и принципов международного права.
- 39. Роль в дипломатии в применении к развититю действующих норм международного права.
- 40. Концепция внешней политики рф (новая редакция) и ее основные приоритеты.
- IV. Региональные приоритеты