logo
Особенности интеграционных процессов в мировой

Использованная литература:

 

1. Мировая экономика. Москва.1995. Из-во “АНКИЛ”. Под редакцией В.К. Ломакина.

2.Гейтс Джеффри.”Американские программы”, Ж-л”США: эконо-мика,политика,идеология” № 9 1992г.

3. В.А. Коптюг. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Р.д.Жанейро. 1992г.

4. Экономика содружества независимых государств. Краткий справочник. М. 1993г.

5. The Economist, July 21,1995.

6. Тенденции мирового экономического развития. Прил к жур. “МЭиМО”,М.1991.

 

 

Интеграция — высшая форма развития мирового

производственного процесса

Интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по уровню экономического развития. Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, она ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, к созданию региональных хозяйственных комплексов. Конкретные формы экономического взаимодействия зависят от уровня хозяйственного развития стран-участниц. Особенности стран влияют соответственно на характер и движущиеся силы интеграции.

 

Процесс развития экономической интеграции сложен и противоречив. Он вызывается не только экономическими, но и политическими причинами. Хотя основной причиной интеграции являются требования высокоразвитых производительных сил, переросших уже рамки национальных хозяйств, исторически этот процесс складывался таким образом, что соотношение политических и экономических факторов менялось на отдельных этапах.

Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте и проявляется в нескольких формах. В промышленно развитых странах это— межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне или интеграция, ведомая частными зарубежными инвестициями.

Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли, которые ставят целью ликвидировать препятствия во взаимной торговле входящих в них стран, таможенные союзы которые, кроме вышеназванной цели принимают меры таможенной и налоговой защиты своего внутреннего рынка от конкуренции третьих стран.

Интеграционный процесс в своем развитии проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

В промышленно развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский Союз) и в Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли — НАФТА). Практика и теоретические исследования показывают, что расширение рынка через региональную интеграцию может приводить к значительной экономии на масштабе производства для стран-участниц. При этом они получают дополнительные выгоды в эффективности производства от усиления конкуренции, если страны-члены интеграционного объединения выпускают одинаковый ассортимент продукции. В этих условиях сокращаются относительно неэффективные производства и расширяются более конкурентные.

Происходят процессы хозяйственного сближения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там насчитывается более 20 региональных группировок. Формы и сферы их сотрудничества разнообразны, и не все группировки имеют интеграционный характер. В основе интеграционных процессов в развивающихся странах лежит стремление правящих кругов объединить свои усилия для преодоления экономической отсталости. Ликвидация тарифов среди экономических группировок развивающихся стран рассматривается как одно из средств индустриализации через региональное замещение импорта путем «обмена» рынков для каждого другого товара. Региональные объединения развивающихся стран иногда преследуют цели экономии иностранной валюты путем учреждения клиринговых союзов.

К числу региональных группировок, имеющих по своим целям интеграционный характер, можно отнести Латиноамериканскую Ассоциацию свободной торговли (ЛАФТА), Андский пакт, Центральноамериканский общий рынок (КАКМ), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Общий рынок южного конуса (Меркосур).

Наиболее далеко на пути хозяйственной интеграции продвинулся Европейский Союз (ЕС), который возник на базе Европейских Сообществ, созданных в 1957 г. в результате подписания в Риме шестью западноевропейскими странами договора об Общем рынке. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе охватывает макроэкономическую сферу и средства структурной перестройки. Межгосударственное вмешательство в экономические процессы носит преимущественно косвенный характер. Ею инструментами выступает общий бюджет ЕС и общие фонды. Но эти средства относительно невелики (около 1% ВВП стран ЕС), чтобы оказывать эффективное влияние на общеэкономические процессы в группировке. Основным инструментом воздействия выступает формирование общих условий функционирования различных секторов хозяйства в сообществе. В их числе аграрная, валютная сферы, внешнеэкономическая, социальная и ряд других.

Разработаны программы по созданию единых рынков капитала, товаров и услуг, что создает дополнительные стимулы для переплетения национальных капиталов.

 

Еще в 60-е гг. сложилась нынешняя институциональная структура

ЕС, которая, наряду с традиционными органами межправительственного сотрудничества, воспроизводит отдельные структуры, присущие

законодательной, исполнительной и судебной властям на национальном уровне.

 

Интеграционные процессы в Северной Америке имеют отличия от западноевропейской модели. Здесь давно были созданы предпосылки зарождения и развития регионального комплекса на микроуровне или интеграции, обеспечиваемой прямыми иностранными капиталовложениями. Это свободный режим движения через американо-канадскую границу капитала и рабочей силы, неограниченная обратимость валют. Подобный порядок решал целый ряд задач региональной экономической интеграции без всякого договорно-правового оформления. Хотя таможенная регламентация взаимного товарооборота была далека от зоны свободной торговли, она оставляла довольно широкий простор для внутреннего регионального разделения труда. Только в 1988 г. между США и Канадой было подписано соглашение о создании к 1995 г. зоны свободной торговли. В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали соглашение о создании зоны свободной торговли в Северной Америке, которое предусматривает введение в течение 15 лет свободы движения товаров и капиталов между тремя странами.

 

Развитие интеграционного комплекса в регионе идет в направлении отвечающем интересам более сильной стороны — американским ТНК, капитал которых занимает ведущие позиции в целом ряде отраслей соседних стран 75—80*% канадского экспорта, что составляет до 20% ВВП.

 

Канады, направляется в США, Для США канадский рынок самый крупный, но его роль несравнима. Туда идет около 25% американского экспорта, но это составляет чуть больше 1% ВВП США, но 15% ВВП Канады. 71% экспорта Мексики связано с США, и только 7% американского экспорта с Мексикой. Значительную ^сть канадо-американской и мексикано-американской торговли составляют поставки филиалов американских ТНК.

 

Неравенство сял крупного капитала стран в сочетании со «свободой рук» для частного предпринимательства придают североамериканской интеграции неравный характер. К числу особенностей процесса хозяйственного переплетения относится отсутствие ярко выраженной внешнеполитической координации. В практике отношений североамериканских стран было мало двусторонних соглашений, нет совместных регулирующих институтов, подобных органам ЕС. Слабость «институционального» начала в развитии регионального хозяйственного комплекса не является признаком незрелости интеграции. Она осуществляется здесь в виде заграничного производства американских ТНК, занимающего крупное место в воспроизводственном процессе Канады и Мексики.

 

Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое влияние на процесс интернационализации производства. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отношениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений, о чем свидетельствуют нижеследующие данные.

Изменение экономического положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывает их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями, самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.

Взаимные отношения интеграционных группировок, торговых блоков и отдельных стран в основном охватывают таможенную и кредитную сферы. Например, ЕС проводит беспошлинную торговлю продукцией обрабатывающей промышленности со странами Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Заключенные соглашения об ассоциации с большинством стран, ранее входивших в колониальные империи европейских метрополий (66 стран АКТ). Оформлены отношения двустороннего характера с рядом группировок развивающихся стран и отдельными государствами.

Наряду с объединениями в форме таможенных союзов важное место в процессе хозяйственного сближения занимают ассоциации стран-производителей и экспортеров сырья, свободные экономические зоны.

Ассоциации стран-производителей создавались развивающимися странами, так как сырье играет важнейшую роль в экономике многих из них, достигая 80% экспорта отдельных стран и являясь основным источником их валютных поступлений. Ассоциации создавались с целью противовеса мощным ТНК, которые проводили политику поддержания низких цен на сырье. Право на их образование было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН.

Свободные экономические зоны созданы в государствах с различным уровнем экономического развития. Их число превышает несколько сот.

В распространенном понимании под свободной экономической зоной разумеется беспошлинная торговля и складская зона, которая, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения фискального режима рассматривается как находящаяся вне государственных границ. Наиболее характерная черта этих зон — практическое отсутствие каких-либо ограничений на деятельность иностранного капитала и, прежде всего, на перевод прибылей и капитала. Свободная зона в наибольшей степени отвечает потребностям ТНК, так как принимающая страна обычно обеспечивает инфраструктуру, начальную подготовку рабочей силы.

Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном переплетении капитала, разделении труда, интеграции, привели к усилению взаимосвязей хозяйств различных стран.