logo
2

31. Особенности развития ведущих индустриальных стран в 70-90е годы.

В 1973--1975 гг. глубокой рецессией были охвачены экономи-ки всех индустриально развитых стран. Недолгая стабилизация второй половины 1970-х гг. и новый кризис 1980-1982 гг. ярко свидетельствовали о структурных системных неполадках в хозяй-стве индустриального мира, а также о несовершенстве сложившей-ся системы государственного регулирования. Достаточно отме-тить, что повсеместно применявшиеся инфляционные методы борьбы с кризисом дали сбой, так как инфляционные процессы сопровождались экономическим спадом, что говорило о банкрот-стве неокейнсианской политики роста. Стагфляция дезорганизовывала финансово-кредитную систему развитых стран, способствовала сокращению инвестиций, росту безработицы, дефициту государ-ственных бюджетов, сокращению социальных расходов и т.д.

В 1970-е гг. индустриальные страны вошли в полосу структур-ного кризиса, порожденного диспропорциями в развитии отдель-ных сфер и отраслей хозяйства. Кризис вызывал отлив капиталов из отраслей с растущими издержками, заставлял искать пути их модернизации. Особенно острое положение создалось в энергоем-ких и материалоемких производствах, таких, как, например, ме-таллургия.

Кризис 1980--1982 гг. охватил не только индустриальные стра-ны, но и часть развивающихся стран, выбравших модель «дого-няющего» (т.е. ускоренного индустриального) развития, и преж-де всего Аргентину и Бразилию. При общем затяжном характере кризис в США и Канаде проходил как бы двумя волнами. Индекс промышленного производства в развитых странах составил в 1982 г. 95,5% по отношению к 1979 г., в развивающихся странах -87,5%. Падение производства в США в 1982 г. составило 8,2%, странах ЕЭС - 1,2%. Первоначально кризис охватил Великобри-танию и Францию, а затем США и другие развитые страны. На первом этапе рецессия наблюдалась в отраслях, производящих по-требительские товары, впоследствии она охватила тяжелую про-мышленность. Одновременно проявился рецидив энергетическо-го кризиса.

Синхронность рецессии, охватившей главным образом инду-стриальные страны, включая и новые индустриальные экономи-ки, свидетельствовала о ее системном характере. Об этом же го-ворила и синхронность в череде кардинальных реформ 1980-х гг., проведенных первоначально правительствами ведущих индустри-альных стран, и последовавшая затем «новая либеральная волна» экономических реформ 1980-1990-х гг., приобретшая глобальный характер на рубеже этих десятилетий.

США. К моменту прихода новой администрации Р. Рейгана, избранного президентом США в январе 1981 г., экономика стра-ны находилась в состоянии спада. Тем не менее США сохраняли свои лидирующие позиции в мире, хотя и изрядно потускневшие на фоне интенсивного развития ряда стран ЕЭС, Японии и «но-вых индустриальных экономик» Юго-Восточной Азии.

Действия новой администрации по выводу страны из кризис-ного состояния представляли собой последовательный демонтаж сложившейся модели государственного регулирования и получи-ли впоследствии название «рейганомика». Ее теоретическую основу составили концепции неолиберальной Чикагской школы и рецеп-ты экономики предложения. Стратегическая цель реформ состо-яла в обеспечении стабилизации и поступательного развития на основе коренной модернизации национального хозяйства в соот-ветствии с требованиями НТР, обеспечении мирового лидерства США в научно-технической, технологической сферах. Эта цель могла быть достигнута на основе усиления инвестиционного про-цесса в сфере разработок и освоения новых высоких технологий, для чего следовало создать благоприятные условия для частных субъектов хозяйства.

Вместе с тем государство должно было обеспечить соответству-ющий режим на финансовых рынках, без чего не могло быть и речи о нормальном инвестиционном климате. В условиях рецессии эту задачу новая администрация решала нетрадиционным методом удержания на высоком уровне (до 20%) базовой процентной став-ки при помощи инструментов Федеральной резервной системы, не считаясь с ухудшением общих показателей. Этот шаг был на-правлен на сокращение малоэффективных производств, что пред-ставляло собой одно из самых болезненных и непопулярных ме-роприятий рейганомики. Достаточно сказать, что уровень безра-ботицы в первые два года реформ поднялся до 10,2%, перекрыв вдвое параметры, считавшиеся критическими, с позиций неокейнсианцев. Впоследствии процентная политика была смягчена.

Одновременно с этим была проведена налоговая реформа, ко-торая включала в себя: сокращение ставки налога на личные до-ходы граждан с 70,5 до 50%; аналогичное снижение налогов на прибыли промышленных компаний; введение норм ускоренной амортизации; увеличение инвестиционной налоговой скидки. В целом реформа высвободила значительные средства как у насе-ления, так и у предпринимателей. Значительная их часть, в свою очередь, направлялась в высокодоходные, современные производ-ства.

Вместе с тем произошло сокращение налоговых поступлений в федеральный бюджет, что вызвало дальнейший рост его дефи-цита, покрывавшийся за счет заимствований, роста уровня кос-венных налогов, в том числе налога на социальное страхование, за счет сокращения роста социальных статей расходов. Так, из 46 федеральных социальных программ 44 были отданы в ведение штатов. Жесткая бюджетная политика преследовала цель сниже-ния уровня инфляции. Она была достигнута к концу 1982 г.

К очередным президентским выборам республиканская партия подходила в условиях экономического роста в 2,4% вместо обещан-ных 3,8%, с высоким уровнем безработицы, и, как следствие же-стких реформ начала правления Р. Рейгана - растущего недоволь-ства социальной политикой государства. Но США удалось восста-новить позиции в мировом хозяйстве, где на их долю в 1986 г. приходилось 34% промышленного производства развитых индус-триальных стран и 20% их внешнеторгового оборота.

Новым акцентом реформ вторично избранного Рейгана стали налоговые мероприятия, смягчавшие негативные социальные по-следствия реформ. По закону 1986 г. о подоходном налоге про-изошло дальнейшее сокращение налога с граждан с 50 до 28%, налога на прибыли корпораций -- с 46 до 34%. Последовательность налоговой политики рейганомики обеспечила дальнейший рост инвестиций в наукоемкие производства и отрасли.

Тем не менее к концу 1980-х гг. показатель прироста ВВП сни-зился по сравнению с 1985 г. с 3,8 до 3,0%, ухудшились и основ-ные показатели развития США по отношению к Японии и веду-щим странам ЕЭС. В литературе можно встретить ряд объясне-ний данного феномена, среди которых наиболее убедительным представляется точка зрения, которая обосновывает невозмож-ность сравнительных оценок по принятым ныне валовым пока-зателям8. Действительно, феномен падающих темпов роста стран с трансформационной и постиндустриальной экономикой при укреплении их мирохозяйственных позиций, росте обеспеченно-сти жизни, наиболее динамичном научном, образовательном по-тенциале и т.п. можно объяснить лишь отсутствием адекватных критериев для оценок таких категорий, как, например, качество жизни, творческий труд, ощущение личной свободы, социальной защищенности и т.п., которые составляют ценностные основы постиндустриального общества. В силу этого выводы о замедле-нии динамики роста, сделанные на основе традиционных валовых, количественных показателей могут дать .лишь относительное пред-ставление о действительном положении дел на постиндустриаль-ном этапе развития.

Одной из важнейших проблем конца 1980-х -- начала 1990-х гг. стал дефицит государственного бюджета США, который достиг 290 млрд долл., и одновременно быстро растущий государствен-ный долг, приблизившийся к сумме в 4 млрд долл.

Период правления демократической партии и президентства Б. Клинтона в 1990-е гг. отмечен дальнейшими позитивными сдвигами в развитии экономики США, когда наиболее отчетливо проявились плоды кризисных 1970-х и реформаторских 1980-х гг. В это время была продолжена интенсивная структурная пере-стройка национального хозяйства. В результате США удавалось обеспечивать довольно устойчивые темпы экономического роста.

В немалой степени укреплению мировых экономических по-зиций США способствовали качественные сдвиги, произошедшие в результате распада мировой системы социализма и СССР, а так-же глубокие структурные кризисы в «новых индустриальных стра-нах» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Западная Европа. При всем разнообразии и особенностях стран Западной Европы последнее 20-летие XX в. было отмечено еди-ным направлением развития их экономик в сторону либерализа-ции хозяйственного режима, ускоренным вхождением ведущих европейских стран в постиндустриальную эпоху. Под влиянием системного кризиса 1970--1980-х гг. происходила коренная струк-турная перестройка хозяйства. Интенсивно возникали и развива-лись наукоемкие производства, менялась структура занятости в сторону преимущественного «обгоняющего роста» третичной и особенно четвертичной сфер. О синхронных структурных преоб-разованиях свидетельствовал и ускорившийся процесс интеграции европейских стран, объединение их экономик на принципах ли-берализма.

Инициатором либеральных реформ стала Англия. К моменту их начала были достигнуты определенные успехи в деле снижения энергоемкости промышленного производства, развития новейших отраслей народного хозяйства. Тем не менее во второй половине 1970-х гг. экономический рост приблизился к нулевой отметке, а среднегодовой показатель инфляции поднялся до невиданных ранее 15%. Приход к власти консервативного правительства М. Тэтчер весной 1979 г. ознаменовал начало реформ, которые затем были названы «тетчеризм».

Основные направления реформ имели сходство с рейганомикой. Так, были предприняты решительные шаги по обузданию инфляции, выведению из кризисного состояния финансово-кре-дитной системы. С этой целью проводились реформы в области налогообложения, бюджетная реформа. Уже в 1982--1983 гг. тем-пы инфляции упали до 5%, а к концу 1980-х гг. составляли в сред-нем 3% в год.

Параллельно демонтировался государственный сектор. Мас-штабы приватизации и продолжительность этого процесса отли-чали Великобританию от других развитых стран. В первые годы консерваторам удалось существенно сократить расходы бюджета на содержание государственных предприятий на 0,5 млрд ф. ст., а общие инвестиционные расходы государства в экономику сни-зились вдвое. На начальной стадии приватизации правительство столкнулось с мощным сопротивлением отраслевых профсоюзов (горняков, металлургов, транспортников и др.), выступавших про-тив сокращения рабочих мест и общего уровня занятости, что за-медляло темпы разгосударствления. В конечном счете, правитель-ству М. Тэтчер удалось сломить сопротивление профсоюзов, уре-зать их права в отношении работодателей, что способствовало росту деловой активности частного капитала. Как и в рейганомике, стимулирующим рычагом деловой активности стало снижение уровня налогообложения частного бизнеса.

Доля государственного финансирования НИОКР в Англии, как и в других странах, снизилась по сравнению с дореформен-ным периодом. Государство сосредоточило усилия на капитало-вложениях в наиболее передовые отрасли, создавало благоприят-ные условия для привлечения частных и иностранных инвести-ций в эту сферу.

В целом устойчивым было развитие экономики Англии в 1990-е гг. на основе последовательных структурных преобразований, укреп-ления ее внешнеэкономических позиций.

Аналогичные либеральные реформы, с учетом национальной специфики, проводились во всех индустриально развитых странах Европы. Они создали условия для их перехода в постиндустриаль-ную стадию, позволили им сохранить лидирующие позиции в си-стеме мирового хозяйства.