Донбасский институт техники и менеджмента
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ»
Конспект лекций
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета ДИТМ МНТУ
Протокол N_______
от _____________ 2003г.
г. Краматорск, 2003г.
Методические указания по дисциплине «Международные экономические отношения»
(для студентов специальности 06.0502). Сост. Остропольская Е. В.
- Краматорск, ДИТМ МНТУ, 2003г.
Тема 1. Мировая экономика и международные экономические отношения.
ПЛАН:
1.1.МЭО, их содержание и значение.
1.2.Понятие международного экономического права, МЭП.
1.3.Система МЭП.
МЭО, их содержание и значение
Одним из главных факторов, которые оказывают влияние сегодня на уровень мирового процесса и развития экономики отдельной страны есть международное экономическое сотрудничество. На земном шаре насчитывается 200 больших и малых самостоятельных государств. Каждое из них проводит собственную политику, создает свою экономику, одновременно вступает в различные международные отношения, в частности и экономического характера.
В процессе международного экономического сотрудничества между государствами, между организациями и другими участниками возникают (укрепляются или прерываются) определенные отношения, которые требуют соответственного урегулирования.
Инструментом служат правовые нормы, система которых составляет МЭП – самостоятельную отрасль мирового права.
МЭП является основным нормативным регулятором отношений, которые возникают в сфере международного экономического сотрудничества (МЭС).
МЭО представляет собой составную часть системы существующих международных отношений.
Понятие МО (международные отношения) достаточно широко. Оно представляет собой международные отношения, в которых субъектами выступают государства и их объединения как носители власти.
Субъектами этих отношений могут быть и международные организации – экономические и др.
Анализ научной литературы дает возможность сделать вывод, что международные (межгосударственные) отношения – это отношения, которые выходят за границы государств и возникают между ними. Эти отношения регламентируются нормами международного права.
МЭО возникают и устанавливаются, прежде всего, между государствами, как политическими формами функции общества, которые выражаю политическую власть экономически господствующего класса или всего народа.
Т.е. МЭО – это форма связей между:
Отдельными государствами.
Государствами и международными организациями.
Между международными организациями.
По своему содержанию МЭО являются очень сложными, что обусловлено:
1. Большим количеством стран, международных организаций, которые являются субъектами МЭО.
2. На сложность и характер этих отношений значительно влияет, и общественно-политический строй стран.
Изменения в восприятии окружающей действительности: предано наконец забвению искусственно навязывавшиеся нескольким поколениям в странах «реального социализма» черно-белое деление мира на капитализм и социализм.
Мы будем рассматривать современный мир как взаимосвязанное целое с едиными общими закономерностями экономического развития.
В странах, где рыночная сфера сформировалось давно, и стала неотъемлемой частью повседневной действительности, достаточно изучить теоретические основы функционирования рыночного механизма, анализировать конкретный инструментарий рыночного хозяйства и управления им.
Иная складывается в странах, в которых происходит переход от централизованного управления экономикой к рыночному механизму (по терминологии, принятой в системе экономических организмов ООН в странах с переходной экономикой. Это определение относится и к странам СНГ).
Разрыв между формирующейся в социальных странах несовершенной, искаженной системы рыночных отношений и теоретическими постулатами, применимыми в основном к идеальным ситуациям еще слишком велик.
Наша цель:
1. Связать теорию экономических отношений между микро и макро уровнями в мировом экономическом пространстве между субъектами национально обособленных суверенных территорий. С реалиями современной экономики. Это относится как к традиционным в сфере обмена товарами и услугами (видимая и невидимая внешняя торговля), так и к системе международных расчетов, к платежному балансу и обеспечению его равновесия, и к международному валютно-кредитному механизму (в первую очередь взаимной обратимости различных валют, т.е. к свободному обмену денежных единиц одной из страны на валюту других стран и на международно-признанные валютные средства).
2.
а) уяснить, в каком направлении развивается экономическая жизнь страны;
б) на сколько эффективны рецепты лечения экономики, предлагаемая государственными институтами;
в) каковы перспективы участия нашего государства в мировом хозяйстве на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
К традиционной и наиболее развитой форме экономических отношений можно отнести внешнюю торговлю.
По стоимостным масштабам в общем, комплексе мирохозяйственных связей внешнеторговый обмен (внешняя торговля или видимая торговля) продолжая сохранять ведущие позиции.
К ней относится (внешняя торговля): транспорт, страхование, туризм и другие услуги. Но к новым услугам, составляющим в свою очередь, невидимую торговлю относится: сбор, хранение и передача информации; долгосрочная аренда оборудования, консультационные услуги.
Эта сфера (невидимая) требует обновления торгово-политического инструментария (приемов, используемых государством) для обеспечения пропорциональности в хозяйстве страны – это и есть понятие «инструментария»), т.к. таможенные средства регулирования становятся все мание эффективными, уступая место постоянно совершенствующейся системе не тарифных барьеров – не тарифные ограничения ( не тарифные барьеры – это совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифных ограничений).
Понятие международного экономического права
Для урегулирования МЭО пользоваться нормами МЭП. Существует несколько концепций МЭП. В Западной юридической литературе существует много концепций МЭП, среди которых особенно четко выделяется две:
I. Концепция английского юриста Шварценбергера, который утверждал, что МЭП – это отрасль международного публичного права (МПП), которая включает компоненты:
Владение природными ресурсами и их эксплуатация.
Производство и распределение товаров.
Не видимые международные отношения хозяйственного и финансового характера.
Кредиты и финансы.
Соответствующие услуги.
Статус и организация субъектов, которые осуществляют такую деятельность.
I. Шварценберг подчеркивал, что МЭП включает в себя только те экономические аспекты, которые являются объектом воздействия МПП, и исключал внутренние регулирования, так как при этом не образуется единая для всех государств норма и принцип.
Подобная точка зрения у нидерландского юриста П. Верлорен ван Темаат, который считает, что МЭП не сможет включать в себя национальные нормы, которые регулируют внешнеэкономические связи и нормы международного частного права (МЧП).
Этой точки зрения придержутся:
итальянский ученый П. Пиконе;
француз Вель;
американец В. Леви;
Основной вывод первой концепции состоит в том, что нормы МЭП – это часть МПП. Они образуются субъектами международного права и используются для урегулирования отношений, что возникают между ними.
II. Вторая концепция разработана немецкими юристами Фишером, Фикентшером. В частности как считает Фишер, систему МЭП следует включать и нормы внутреннего права, которые регулируют хозяйственная международная деятельность – хозяйственное право. Фикеншер считает, что любая правовая норма, связанная с международной экономикой является нормой МЭП. Вывод: согласно этой концепции систему МЭП включаются не только нормы МПП, но и международного частного права (МЧП), государственные нормы, которые регулируют МЭО.
Общий вывод:
МЭП – это система норм и принципов, которая регулирует отношения между государствами, государствами и международными организациями, международными организациями в процессе международного экономического сотрудничества, что является самостоятельной отраслью МПП.
- Донбасский институт техники и менеджмента
- Система мэп
- 2.2. Закономерности современного развития мэо:
- 2.3. Регулирование мэо:
- Тема 3 Теории внешней торговли план:
- Тема 4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине
- 4.2. Правовые основы внешнеэкономической деятельности в Украине.
- 2. Полномочия Кабмина Украины во внешнеэкономической деятельности:
- Деятельности в Украине.
- Таможенное регулирование
- I. Для таможенного оформления товара или любого предмета, который является объектом обмена необходимо такие документы:
- Ограничения на экспортно-импортные и транзитные операции
- Характеристика таможенных пошлин:
- Тема 6 Валютное регулирование
- Финансовая отчетность резидентов
- Финансовая отчетность:
- Тема 7. Мэо на примере деятельности концерна «Стирол» города Горловка.
- Основные задачи фирмы:
- 7.3.Особенности установления торговых связей с иностранными партнерами
- 7.4 Создание внешнеторговой фирмы «Стирол трейд» и обеспечение правовой защиты деятельности объединения
- Директором внешнеторговой фирмы
- Тема 8. Международные торговые контракты план:
- 1. Правила Инкотермс («Инкотермс» - международные правила толкования торговых терминов, разработанные международной торговой палатой).
- Тема 9 Основные факторы в международной интеграции в условиях мирохозяйственных связей
- 9.2. Механизм мэо и его особенности в условиях экономической интеграции
- Тема 10. Кредитные и финансовые рынки
- 5. Риски.
- 6. Три категории оформления зон: