19. Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля в рф, проблемы совершенствования.
Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, специально созданных учреждений за деятельностью всех субъектов хозяйствования и управления, это форма проявления стоимостного контроля. Финансовый контроль не только включает в себя оценку финансовой деятельности, но имеет аналитический аспект.
Цель финансового контроля – своевременное получение объективной информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровнях, выявленных нарушениях для принятия соответствующих решений.
Основные задачи финансового контроля:
-
обеспечить финансовую безопасность государства;
-
способствовать финансовой устойчивости экономических субъектов;
-
проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектами хозяйствования.
-
оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
-
повышение эффективности финансовой политики государства и разработка предложений по развитию финансовых отношений.
Объекты финансового контроля – денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами власти всех уровней.
Предметом проверок являются стоимостные показатели: выручка, прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, размеры налоговых платежей и т.п.
Субъекты финансового контроля – специально уполномоченные органы, специалисты, которые осуществляют свою деятельность на основе законодательства.
Принципы финансового контроля: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов).
Зарубежная практика показывает две основных модели финансового контроля: англосаксонскую и французскую.
Финансовый контроль в РФ.
Государственный финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными ресурсами, нематериальными объектами государственной
|
|
|
|
|
| Государственный финансовый контроль |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Президент РФ |
|
| Представительные органы государственной власти |
|
| Органы исполнительной власти | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главное контрольное управление Президента РФ |
| Счетная палата РФ |
|
| Комитеты (по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| Правительство РФ |
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Органы исполнительной власти субъектов РФ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| Контрольно-счетные органы субъектов РФ |
| Министерство финансов РФ |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ |
| Федеральное казначейство РФ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Государственная налоговая служба РФ |
| Министерства, ведомства, включающие в свою систему другие органы государственного управления | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Главные распорядители, распорядители бюджетных средств | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 8. Система органов государственного финансового контроля в РФ
собственности; выявление несоблюдения финансово-хозяйственного законодательства и недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов или организаций. В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.
Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета создана Счетная Палата РФ.
Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом1. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.
Совершенствование финансового контроля
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям: создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить чёткие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т. п. В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.
Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности ревизуемых организаций и т. п.
Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля – Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.
Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля.
В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов).
- Сущность финансов, их специфические признаки, назначение. Функции финансов.
- Теории финансов. Эволюция экономической мысли в отношении сущности и функций финансов.
- Характеристика сфер и звеньев финансовой системы, их взаимосвязь. Современное состояние финансовой системы рф
- Финансовая система рф
- Сущность финансовых ресурсов, их роль и структура
- Финансовые ресурсы органов гос. Власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, их источники, факторы роста и основные направления использования
- Финансовый рынок и его значение в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
- 7. Формы и методы использования финансов для регулирования экономики
- 9. Финансовая система рф
- 10. Бюджетное послание Президента рф на 2011-2013 год.
- 14. Система управления государственными финансами в России.
- 15. Система управления государственными финансами в сша.
- 16 Система управления государственными финансами в Великобритании.
- 17. Система управления государственными финансами фрг
- 18. Понятие, содержание и значение финансового планирования и прогнозирования
- Вопрос 1. Сущность, цели и задачи финансового планирования
- Вопрос 2. Финансовое прогнозирование: сущность, цель, задачи, методы, формы, результат
- 19. Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля в рф, проблемы совершенствования.
- 20. Аудиторский контроль
- 22. Фин.Ресурсы коммерческой организации, особенности их формирования и использования в условиях рынка
- 24. Понятие финансового риска, его сущность и функции
- 25.Экономическре содержание государственных и муниципальных финансов , их роль в социально-экономической жизни общества.
- 26. Характеристика бюджетных отношений, их особенности. Признаки бюджетного фонда.
- 27.Значение бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления для финансового регулирования социально-экономической жизни общества