logo
Джастин

19. Содержание и значение финансового контроля. Организация финансового контроля в рф, проблемы совершенствования.

Финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, специально созданных учреждений за деятельностью всех субъектов хозяйствования и управления, это форма проявления стоимостного контроля. Финансовый контроль не только включает в себя оценку финансовой деятельности, но имеет аналитический аспект.

Цель финансового контроля – своевременное получение объективной информации о ходе процесса управления финансами на макро- и микроуровнях, выявленных нарушениях для принятия соответствующих решений.

Основные задачи финансового контроля:

  1. обеспечить финансовую безопасность государства;

  2. способствовать финансовой устойчивости экономических субъектов;

  3. проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств субъектами хозяйствования.

  4. оценка экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

  5. повышение эффективности финансовой политики государства и разработка предложений по развитию финансовых отношений.

Объекты финансового контроля – денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами власти всех уровней.

Предметом проверок являются стоимостные показатели: выручка, прибыль, доходы, себестоимость, рентабельность, размеры налоговых платежей и т.п.

Субъекты финансового контроля – специально уполномоченные органы, специалисты, которые осуществляют свою деятельность на основе законодательства.

Принципы финансового контроля: законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, разграничение функций и полномочий, системность. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (международная организация высших контрольных органов).

Зарубежная практика показывает две основных модели финансового контроля: англосаксонскую и французскую.

Финансовый контроль в РФ.

Государственный финансовый контроль – это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными ресурсами, нематериальными объектами государственной

Государственный финансовый контроль

Президент РФ

Представительные органы государственной власти

Органы исполнительной власти

Главное контрольное управление Президента РФ

Счетная палата РФ

Комитеты (по бюд­жету, финансо­вому, валютному и кредитному регу­лированию и т.д.)

Правительство РФ

Органы испол­нительной влас­ти субъектов РФ

Контрольно-счетные органы субъектов РФ

Министерство финансов РФ

Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ

Федеральное казначейство РФ

Государственная налоговая служба РФ

Министерства, ведомства, включающие в свою систему другие органы государ­ственного управления

Главные распорядители, рас­порядители бюджетных средств

Рис. 8. Система органов государственного финансового контроля в РФ

собственности; выявление несоблюдения финансово-хозяйственного законодательства и недостатков в организации систем управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов или организаций. В соответствии с российским законодательством государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организаций денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот.

Финансовый контроль государственных организаций – это контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Оперативный контроль возложен на следующие государственные органы – Счетную палату РФ, Банк России, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, ГПК РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений повседневно в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета создана Счетная Палата РФ.

Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом1. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.

Совершенствование финансового контроля

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям: создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить чёткие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т. п. В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности ревизуемых организаций и т. п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля – Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов).