logo
выставки и ярмарки

2.2 Региональный рынок выставочно-ярморочных услуг

Для большинства предприятий и организаций Республики Мордовия наиболее остро стоят проблемы сбыта выпускаемой продукции и привлечения финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и развития производства. Преодолевать эти проблемы помогает выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность, являющаяся важнейшим инструментом маркетинга и одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики.

В РМ выставочный центр создан в соответствии с Постановлением бюро обкома КПСС и Совета Министров Мордовской АССР от 5 ноября 1973 г. «О строительстве постоянно действующей республиканской сельскохозяйственной выставки». Первая выставка в Мордовии проведена выставочным центром в соответствии с Постановлением бюро обкома КПСС и Совета Министров Мордовской АССР от 2 апреля 1979 г. № 55 «О проведении республиканской и районной выставок достижений народного хозяйства в 1979 г.», посвященная 50-летию Мордовской автономии [32]. В 2004 г. по решению Главы РМ Н. И. Меркушкина и Президента ТПП РФ Е. М. Примакова была изменена форма собственности выставочного центра, учредителями которого стали ЦВК «Экспоцентр» г. Москва и ТПП РМ и в связи с этим путем инвестиций со стороны ТПП России была проведена полная реконструкция ООО «Мордовэкспоцентр».

ООО «Мордовэкспоцентр» - это современное предприятие выставочного бизнеса, удовлетворяющее требованиям экспонентов и посетителей выставок и предоставляющее широкий спектр услуг. Он располагает четырьмя действующими выставочными павильонами общей закрытой площадью 3775 кв.м, открытой выставочной площадью 4000 кв.м. [32]. За последние годы значительно возросло использование площадей по сравнению с 2004 (4986 кв.м). С 2005 введён в эксплуатацию павильон № 4 и произведено полное асфальтирование открытой территории; в 2006 году было продано 8051 кв.м. [32]. Сегодня выставочная индустрия РМ не занимает ведущего положения по стране, что видно из данных таблицы 1, приведенных Э. Б. Гусевым и В. А. Прокудиным [4, c. 232]:

Таблица 1 - Субъекты ВЯД Приволжского федерального округа

Субъект РФ

Площадь тыс. кв.м

Население

млн. чел.

Доля в ВВП РФ

Ведущие города в ВЯД

Рейтинг ВЯД

Кировская область

120,8

1,6

0,8

Киров

26

Нижегородская область

76,9

3,7

2,4

Н. Новгород

3

Оренбургская область

124

2,2

1,3

Оренбург

29

Пензенская область

43,2

1,5

0,6

Пенза

38

Пермская область

160

3

2,4

Пермь

18

Республика Башкортостан

143,6

4,1

2,9

Уфа

5

Республика Мари Эл

23,2

0,8

0,2

Йошкар Ола

-

Республика Мордовия

26,2

0,9

0,4

Саранск

39

Республика Удмуртия

42

1,6

0,9

Ижевск

34

Республика Татарстан

68

3,8

3,1

Казань

8

Самарская область

53,6

3,3

3,1

Самара

Тольятти

14

Саратовская область

100,2

2,7

1,6

Саратов

28

Ульяновская область

37,3

1,5

0,8

Ульяновск

41

Конечно, выявлять устойчивые тенденции на основании приведенных данных сложно, но можно говорить о некоторых направлениях развития выставочно-ярмарочных услуг в РМ в сфере тематики выставочно-ярмарочных мероприятий, направленных, в первую очередь, на реализацию:

Сегодня курс развития ООО «Мордовэкспоцентр» представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятных условий для упорядочения и развития выставочно-ярмарочной, презентационной деятельности, опирающийся на опыт существующих программ других регионов, исходящий из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области выставочной деятельности. Выставочная индустрия в республике должна стать важным инструментом модернизации хозяйственного комплекса и выполнения приоритетной государственной задачи увеличения валового внутреннего продукта России к 2020 году в несколько раз. Поэтому основной целью развития ООО «Мордовэкспоцентр» является разработка мер, направленных на развитие инфраструктуры рынка выставочно-ярмарочных услуг и создание условий, формирование механизмов, обеспечивающих:

Для достижения цели поставлен ряд задач, позволяющих в условиях ограниченных бюджетных ресурсов разрешить основные проблемы в области выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности:

Результатом реализации развития ООО «Мордовэкспоцентр» должен стать рост спроса на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов РМ, увеличение объемов продаж, прирост реальных доходов организаций и финансовых поступлений в бюджеты различных уровней, создание дополнительных рабочих мест. По словам Генерального директора ООО «Мордовэскпоцентр» Л. А. Агеева, ожидаемые конечные результаты курса развития выставочной индустрии в республике ведут «к увеличению объемов отгруженных предприятиями товаров собственного производства, количества заключенных договоров, количества предприятий, принявших участие в выставочно-конгрессных мероприятиях, роста инвестиций в основной капитал, объемов экспорта, количества научных разработок и изобретений, ассортимента выпускаемой продукции, к экономии средств предприятий и организаций за счет снижения цены на полиграфическую продукцию, к увеличению объема платных услуг (услуги гостиниц)» [32]. Проведение всего комплекса мероприятий по формированию делового и инвестиционно-привлекательного имиджа РМ позволит привлечь в экономику дополнительные ресурсы, укрепить и расширить экономические позиции республики на рынках регионов Российской Федерации и зарубежных государств.

Основные мероприятия по развитию ООО «Мордовэкспоцентр» состоят из разделов:

Как показывает международный опыт, успешное функционирование национального выставочного рынка обуславливается огромным количеством факторов, которые включают в себя такие масштабные показатели, как стабильность и сила экономики страны и частные, локальные особенности, типа наличия развитой местной сети рекламных, издательских и прочих фирм.

Ежегодно возрастает количество проводимых «Мордовэкспоцентр» выставочно-ярмарочных мероприятий, они становятся масштабнее и качественнее. Увеличивается и количество экспонентов, расширяется география участников и выставочные площади, становятся представительнее экспозиции. Здесь родились и успешно развиваются такие выставочные проекты как «Деловая Мордовия», «Энергоресурсосбережение, связь и инфокоммуникации», «Здоровая нация - крепкое государство», «Стройиндустрия и инновационные технологии в сфере ЖКХ», «Народные художественные промыслы и ремесла финно-угорских народов», «С днем рождения, Саранск!» В этом году, как и прежде, на территории ООО «Мордовэкспоцентр» планируется провести ряд мероприятий (Приложения Б, В).

С целью расширения контактов и обмена информацией между товаропроизводителями и потребителями, а также налаживания научных, культурных связей Мордовии с регионами России и зарубежными странами на территории ООО «Мордовэкспоцентр» ежегодно проводится Международная выставка-ярмарка «Деловая Мордовия». «Мордовэкспоцентр» решает задачи формирования современной торговой инфраструктуры, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, прогрессивного развития торгово-экономических и научно - технических связей деловых кругов Республики Мордовия.

Одной из важнейших задач на сегодняшний день является развитие инфраструктуры «Мордовэкспоцентра», а именно необходимость строительства конгрессно-гостиничного комплекса, бизнес-центра, гостиницы, ресторана, мест культурного отдыха, автостоянок, мини-маркетов.

Таким образом, в настоящее время и в данных условиях можно сказать, что выставочная индустрия Республики Мордовия выходит на этап зрелости. Признаками этого процесса являются: