logo
Мировые рынки сырья и продовольствия

3.2 Товарная структура российского импорта

Между тем пока все происходит "с точностью до наоборот". В последние годы резко усилился потребительский характер импорта, все больше средств расходуется на удовлетворение текущих потребительских нужд. Например, закупив в 2003 продовольствия на 11,9 млрд. долл., мы израсходовали на закупку пищевого оборудования и сельскохозяйственной техники лишь 0,6 млрд. Это означает, что доля техники, крайне необходимой для развития отечественного продовольственного комплекса, составляет лишь 5% общих затрат на закупку продовольствия. Причем импорт пищевого оборудования и сельхозтехники имеет постоянную тенденцию к снижению (в 2003 г. по сравнению с 1995 г. он сократился почти в полтора раза). Сокращая закупки техники для производства продовольствия, мы подрываем базу для увеличения собственного производства продуктов питания. Следует же, напротив, развивать импорт средств производства для сельского хозяйства, ввозить машины для кормопроизводства и комплексной механизации работ на животноводческих фермах и в птицеводстве.

Большой эффект может быть получен от закупок передовой техники и технологий для отраслей, осуществляющих переработку и хранение сельскохозяйственной продукции; именно здесь таятся крупные резервы улучшения использования и расширения потребления продовольственных товаров. Крайне важно наращивать закупки передового производительного пищевого оборудования, острую нехватку которого испытывает соответствующая отрасль агропромышленного комплекса.

Факты, далее, таковы, что в период 1993-2003 гг. РФ ввезла продовольствия (без учета неорганизованной торговли) на колоссальную сумму в 114 млрд. долл., т.е. в среднем ежегодный импорт продуктов питания превышал 10 млрд. Доля импортированного продовольствия во всем потребляемом в стране составляла на начало 2002 г.34%. По отдельным товарам удельный вес импорта в потреблении за последние годы в среднем достигал: сахара - 67%, растительного масла - 39, мяса - 45, рыбы - 30, молока и молочных продуктов - 15, овощей, фруктов и ягод - 32%. Такие масштабы зарубежных закупок продуктов питания грозят утратой продовольственной независимости России.

Таблица 4 - Товарная структура импорта РФ из стран "дальнего зарубежья" в 1990-2003 гг. в фактически действовавших (текущих) ценах

п/п

Товарные

группы

1990

1995

1999

2000

2002

200З

Млрд долл

%

млрд долл.

%

мрд. долл

%

мрд. долл.

%

мрд. долл.

%

мрд. долл.

%

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Экспорт,

всего

81,8

100

33,1

100

21.9

100

22,3

100

36,0

100

43,8

100

2

Минераль-ные продукты

2,4

2,9

1,0

3,0

0,4

2,0

0,4

1,7

0,4

1,1

0,5

1,2

3

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

4,4

5,4

1.7

5.1

1,1

5,3

1,1

5,0

1.8

5,0

2.2

5.0

4

Продукция химической промышленности

8.9

10,9

3,8

11,4

3,7

16,8

4,6

20,7

6,4

17.8

8.1

18,5

5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

0,9

1,1

1.0

3,0

0,9

3,9

1,0

4,5

1.6

4,3

2.0

4.5

6

Продоволь-ственные товары и сельскохозяйственное сырье

16,6

20,3

9.6

29.3

6.3

28,8

5,3

23,8

8.6

24,0

9.3

21.3

Серьезнейшей проблемой при этом являются качество и безопасность потребления импортного продовольственного сырья и пищевых продуктов. В 2003 г. было забраковано (в процентах общего объема проинспектированных товаров): мяса - 23%, мясных консервов - 16, сливочного и топленого масла - 19, растительного масла - 25, яиц - 100, водки и ликероводочных изделий - 75 (в 2001 г.), пива - 26, виноградного вина - 10%. Понятно, что импортирование ряда продовольственных товаров (таких, как кофе, чай, тропические фрукты, сахар и некоторые другие) объективно необходимо, поскольку они у нас либо вообще не могут производиться, либо производятся в дефиците (Однако начисто отсутствуют (мягко творя) народнохозяйственные, общенациональные мотивы для широкомасштабного ввоза, к примеру, зарубежной алкогольной продукции. Тем не менее, он налицо / (в связи с исключительной коммерческой выгодностью для импортеров): в 1994-2003 гг. алкогольных налитков было импортировано на 9 млрд. долл., тогда как медикаментов - на 11 млрд. (При этом последних в стране катастрофически не хватает, а душевое потребление алкоголя - одно из самых высоких в мире)

Но ведь примерно 50% импорта продовольствия составляют товары, которые могут качественно и эффективно производиться в стране, для чего имеются все необходимые ресурсы и возможности!

Таблица 5 - Товарная структура импорта РФ из стран СНГ в 1994-2003 гг. в фактически действовавших (текущих) ценах

п/п

Товарные

группы

1994

1995

1999

2000

2002

2003

млрд долл.

%

млрд долл.

%

млрдолл.

%

млрд долл.

%

млрд долл.

%

млр

долл

%

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Импорт, всего

10,3

100

13,6

100

8,4

100

11,6

100

10,2

100

13,6

100

2

Минеральные продукты

1,7

16,5

2,0

15.0

0,8

9,2

1,7

15,1

1,3

12,9

2,1

15,4

3

Металлы, драгоценные камни и изделия из них

1,5

14,4

2,3

16,5

1.1

12,9

1,7

14,8

1.2

11,4

2,0

14,5

4

Продукция

химической промышленности

0,7

7,1

1,3

9.6

1,2

14,2

1.5

12.6

1,3

13,0

1.5

10,9

5

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

0,1

0,8

0.1

0,8

0.2

2,6

0,3

2,6

0,4

3,5

0,4

3,2

6

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье

2,1

20,1

3,5

25,3

1,8

21

2,1

17,9

1,8

17,4

2,6

19,1

Россия располагает значительными резервами в области импортозамещения и по другим, непродовольственным, направлениям. В частности, вывозя в огромных объемах необработанный лес, страна ежегодно тратит на импорт бумаги и картона около 1 млрд. долл. Занимая ведущее положение в мире по производству чугуна и стали, проката, мы тем не менее в довольно значительных объемах (на 1,3 млрд. долл. в год) импортируем прокат черных металлов и труб.

Очевидно, что развертывание процессов импортозамещения окажется во многом, если не тотально, блокированным в случае реализации решения о форсировании присоединения России к ВТО, ибо обретение статуса члена этой организации предполагает радикальную либерализацию условий импорта и отмену фактически всех возможных в наших сегодняшних условиях форм господдержки даже наиболее "чувствительных" к нему отраслей.

Таким образом, решение проблемы улучшения товарной структуры российской внешней торговли в ее обеих составляющих не только настоятельно необходимо, но и возможно. Однако это требует системной разработки и последовательной реализации особой внешнеторговой (внешнеэкономической) стратегии, включающей госстимулирование диверсификации экспорта и импортозамещения. Естественно, что такая стратегия может проводиться лишь в качестве органической составляющей общей альтернативной стратегии социально-экономического развития России, предполагающей резкую активизацию хозяйственной роли государства.