logo
Мировые рынки сырья и продовольствия

1.3.1 Нефть

Нефть продолжает занимать лидирующие позиции на мировом рынке топлива. В середине 90-х гг. среднегодовой объем добычи нефти составлял 3,3-3,4 млрд. т (в том числе в 1996 г. по странам, млн. т: Саудовская Аравия - 410, США - 325, Россия - 290, Иран - 185, Норвегия - 155, Китай - 155, Венесуэла - 150, Мексика - 145). На страны - члены ОПЕК приходится 43% всей мировой добычи (1995 г.). На экспорт направляется около половины всей добываемой в мире нефти. Доля стран - членов ОПЕК в мировом экспорте нефти составляет около 65%. Падение цен на нефть в середине 80-х гг. заставило эти страны уменьшить ее добычу, ввести предельные квоты добычи с тем, чтобы сохранить и по возможности повысить цены. Однако в 1998 г. произошло новое снижение цен на нефть под влиянием мирового финансового кризиса, приведшего к сокращению спроса на энергоносители, прежде всего в развивающихся странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Зависимость промышленно развитых стран от импорта нефти, в том числе из стран-членов ОПЕК, остается по-прежнему высокой: почти 100% - у Японии, 95% - у Франции и Германии, 40% - у США.

Ожидается, что потребление нефти в мировой экономике в период до 2015 г. будет расти в среднем на 1,5% в год. Самые высокие темпы прироста (около 2,5% в год) ожидаются в развивающихся странах, что связано с развитием обрабатывающих отраслей промышленности и формированием современной инфраструктуры. В развитых странах потребление нефти будет расти на 0,7 % в год в основном для удовлетворения потребностей автомобильного и воздушного транспорта.

Основная часть мощностей нефтеперерабатывающей промышленности сосредоточена в развитых странах, в том числе в США - 21%, в Западной Европе - 20, Японии - 6%. На долю России приходится 17%. Территориальный разрыв между важнейшими районами добычи и переработки нефти обусловливает огромные масштабы морских перевозок нефти. Главные направления ее международных морских грузопотоков начинаются в портах Персидского залива и идут к Западной Европе и Японии. К числу важных грузопотоков относятся Карибское море (Венесуэла, Мексика) - США, Юго-Восточная Азия - Япония, Северная Африка - Западная Европа.

Потоки нефти по трубопроводам направляются из Канады в США, из Западной Сибири и Поволжья - в Центральную и Восточную Европу, а в будущем трубопроводный транспорт должен будет играть основную роль в поставке нефти Каспия.

Однако в последние десятилетия нефтеперерабатывающая промышленность перемещается в развивающиеся страны (их доля выросла с 25% в конце 60-х гг. до 40% в середине 90-х гг.). Вследствие этого началось сокращение мощностей в Западной Европе.