2. Предложения по совершенствованию системы продвижения российского экспорта на зарубежных рынках.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие источники, как международные соглашения, кодексы, федеральные законы, нормативно-правовые акты и разъяснения Правительства Российской Федерации, учебные пособия, тезисы научных докладов и аналитических статей, статистические материалы ФТС и Росстата.
Глава 1. Ограничительные меры во внешней торговли
1.1 Механизм регулирования внешней торговли
Российская Федерация считается чрезвычайно энергичной участницей движения всемирный торговли. Значительная важность МТ для развития всемирного хозяйства обусловила формирование мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, старания которых устремлены на выработку правил, принципов, процедур реализации международных торговых сделок и контролирования за их осуществлением государствами -- членами этих организаций.
Особую роль в регулировании международной торговли выполняют многосторонние соглашения, действующие в рамках:
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ/GATT) [рус., англ.] (Вместе с «Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II:1 «b», XVII, XXIV, XXVIII», «Марракешским протоколом...») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2524 - 2538.Протокол от 16.12.2011 «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» // Собрание законодательства РФ. - 10.09.2012. - № 37. - Ст. 4986)
ВТО (Всемирная торговая организация)
ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами)
ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849)
ГАТТ
В соответствии с основными положениями ГАТТ торговая деятельность среди государствами обязана реализоваться на основе принципа наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ), т. е. в торговле стран -- членов ГАТТ устанавливается режим наибольшего благоприятствования (РНБ), гарантирующий равенство и недискриминацию. Но в то же время были определены исключения из ПНБ для государств, вступающих в экономические интеграционные группы; для государств, бывших колоний, пребывающих с бывшими метрополиями в традиционных взаимосвязях; с целью приграничной и каботажной торговли. Согласно наиболее примерным подсчетам в часть «исключений» требуется никак не меньше 60% международный торговли готовой продукцией, что лишает ПНБ универсальности. ГАТТ принимает в качестве единственно приемлемого средства регулирования МТ таможенные тарифы, которые итеративно(от раунда к раунду) понижаются. В настоящее время их средний уровень составляет 3-5%. Однако и тут имеется исключения, разрешающие применять нетарифные средства защиты (квоты, экспортные и импортные лицензии, налоговые льготы). К ним причислены случаи применения программ регулировки аграрного производства, нарушения платежного баланса, реализации проектов регионального развития и поддержки.
ГАТТ содержит принцип отказа от односторонних действий и принятия решений в пользу переговоров и консультаций, если такие действия (решения) могут привести к ограничению свободы торговли.
ГАТТ -- предшественница ВТО -- принимала свои решения на переговорах-раундах всех членов этого Соглашения. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения, которыми ВТО руководствуется в регулировании МТ до настоящего времени, были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). Этот раунд еще более расширил круг вопросов, регулируемых ВТО. В него была включена торговля услугами, а также программа сокращения величины таможенных пошлин, активизации усилий по регулированию МТ продукцией отдельных отраслей (в том числе сельского хозяйства) и усиления контроля за теми направлениями национальной экономической политики, которые оказывают влияние на внешнюю торговлю страны.
Было установлено решение о эскалации таможенных пошлин по мере увеличения уровня обрабатывания продуктов приуменьшении пошлин на сырье и ликвидации их на некоторые виды спиртных напитков, строй и аграрное спецоборудование, офисную мебель, игрушки, фармацевтические товары -- в целом на 40% мирового импорта. Была продолжена либерализация торговли одеждой, текстилем и аграрными товарами. Однако конечным единственным орудием регулирования признаны таможенные пошлины.
В области антидемпинговых мер были приняты понятия «законные субсидии» и «приемлемые субсидии», к разряду которых отнесены субсидии, направленные на охрану окружающей среды и региональное развитие при условии, что их размер составляет не менее 3% общей величины импорта товара или 1% его общей стоимости. Все остальные отнесены к незаконным и их применение во внешней торговле запрещено.
К количеству проблем финансового регулировки, действующих на внешнюю торговлю косвенно, Уругвайский раунд причислил условия о наименьшем экспорте продуктов, выполненных на СП, неотъемлемом использовании местных компонентов и ряд иных.
ВТО
Уругвайский раунд принял решение о формировании ВТО, ставшей правопреемницей ГАТТ и сохранившей его основные утверждения. Однако решения раунда дополнили их вопросами предоставления независимости торговли не только за счет либерализации, однако и посредством применения так именуемых увязок. Значение увязок заключается в этом, что всевозможные решения страны о увеличении тарифа принимаются одновременно (в увязке) с решением о либерализации ввоза других продуктов.
ВТО не входит в область деятельности ООН. Это дает возможность ей осуществлять свою самостоятельную политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению установленных соглашений.
ГАТС
Определенной особенностью различается регулирование международной торговли услугами. Это связано с тем, что услуги, выделяющиеся крайним многообразием форм и содержания, никак не формируют целостного рынка, который имел бы общие черты. Однако ему присущи общие тенденции, предоставляющие возможность корректировать его на глобальном уровне в том числе и с учетом новых факторов в его формировании, которые вносят ТНК, преобладающие на нем и монополизирующие его.
В наше время мировой рынок услуг регулируется на четырех уровнях: международном (глобальном), отраслевом (глобальном), региональном и национальном.
Общее регулирование на глобальном уровне осуществляется в рамках ГАТС, вступившем в действие с 1 января 1995 г. В его регулировании используются те же правила, которые были выработаны ГАТТ по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. Однако реализация этих правил затрудняется особенностями услуг как товара: отсутствием вещной формы большинства из них, совпадением времени производства и потребления услуг. Последнее означает, что регулирование условий торговли услугами означает регулирование условий их производства, а это в свою очередь означает регулирование условий инвестирования их производства.
ГАТС содержит в себе три части: рамочное соглашение, характеризующее общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специализированные соглашения, приемлемые для единичных сервисных отраслей, и перечень обязанностей национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях. Таким образом, из поля деятельности ГАТС выпадает лишь единственный уровень - региональный.
Соглашение ГАТС направлено на либерализацию торговли услугами и охватывает следующие их виды: услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. Из сферы его деятельности исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм, что связано с опасениями отдельных государств (страны Европы) потерять самобытность своей национальной культуры.
Отраслевое регулирование международной торговли услугами осуществляется также в глобальном масштабе, что связано с глобальным их созданием и потреблением. В отличие от ГАТС организации, регулирующие подобные услуги, носят специализированный характер. К примеру, гражданские авиационные перевозки регулирует Организация международной гражданской авиации (ИКАО), иностранный туризм -- Всемирная туристическая организация (ВТО), морские перевозки -- Международная морская организация (ИМО).
Региональный уровень международной торговли услугами регулируется в рамках экономических интеграционных объединений, в которых снимаются ограничения на обоюдную торговлю услугами (как, к примеру, в ЕС) и могут вводиться ограничения на такую торговлю с третьими странами.
Национальный уровень регулирования касается внешней торговли услугами отдельных государств. Он реализуется через двусторонние торговые договоры, составной частью которых может быть торговля услугами. Значительное место в таких договорах отводится регулированию инвестиций в сферу услуг.
Присутствие противоречий в национальном законодательстве правилам международной торговли ВТО никак не считается само по себе преградой для вступления в ВТО. При подготовке к вступлению в ВТО государство, желающее присоединиться к ВТО, составляет список обязанностей по снятию тех или иных преград в международной торговле, сформированных нормативными предписаниями, имеющимися в его законодательстве. Оно имеет право сберечь соответствующее предписание как необходимое для укрепления экономической стабильности и безопасности страны. Однако это должно быть отмечено в документах, представляемых в Секретариат ВТО при вступлении в ВТО. Для государств - членов ВТО хранящиеся в Секретариате документы о присоединении формируют общее понимание о торгово-экономической политике страны. Подобным способом, ВТО достигает прозрачности и определенности в действиях государства-участника при принятии тех или иных мер правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Действие всех международных соглашений, заключенных в рамках ГАТТ и входящих в международную торговую систему ВТО, основано на четырех принципах.
1. Защита внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов
Для обеспечения этого принципа на практике запрещается применять количественные ограничения, за исключением ограниченного числа случаев.
2. Обязательство государства-участника не повышать пошлины (связывание тарифов), т.е. не ухудшать состояние правового регулирования торговли
Сниженные к моменту присоединения к ВТО тарифы замораживаются (связываются) во избежание дальнейшего повышения и включаются в национальный перечень тарифных уступок каждой страны. Такие перечни являются неотъемлемой частью юридической системы ГАТТ.
3. Принцип наиболее благоприятствующей нации (или режим наибольшего благоприятствования в торговле - принцип недискриминации)
Данный принцип составляет наиболее существенное положение ГАТТ/ВТО. Принцип требует, чтобы тарифы и прочие меры регулирования использовались к импортируемым и экспортируемым товарам без дискриминации по странам. Подобным способом, принцип недискриминации, заложенный в нормах ГАТТ/ВТО о торговом режиме, никак не предоставляет возможности тот или иной стране устанавливать таможенные пошлины на импорт из одной страны выше тех, которые она применяет к импортируемым товарам из других стран. Непосредственно данный принцип дает возможность использовать нормы ГАТТ/ВТО также и к инвестициям.
Но имеется ряд исключений из данного правила. Одним из исключений считается торговая деятельность между членами региональных торговых соглашений (к примеру, Таможенный союз Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана), в которых используются льготные ставки либо освобождение от пошлин. Другим исключением считается общая система преференций, в согласовании с которой развитые страны либо используют преференциальные пошлины, либо освобождают от пошлин импорт из развивающихся стран, используя тарифные ставки в рамках РНБ к импорту из других государств.
4. Принцип национального режима
В то время как режим максимального благоприятствования запрещает использовать дискриминационные меры к товарам, произведенным в разных государствах, принцип национального режима препятствует дискриминации в отношении ввозимых товаров по сравнению с их аналогами, произведенными в самой стране, как в отношении обложения их внутренними налогами, так и в отношении применения внутреннего законодательства.
В соглашениях, заключаемых в следствии многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, содержатся так именуемые правила международной торговли, т.е. нормы, обеспечивающие координацию торговой политики стран - членов ВТО. Таким образом, ещё до формирования ВТО в 1967 г. в рамках ГАТТ было подписано Соглашение о представлении ст. VI ГАТТ, получившее наименование в литературе «Антидемпинговый кодекс», а в начале 70-х гг. было подписано подобное Соглашение о понимании и толковании ст. VI, XVI и XXIII ГАТТ, касавшееся субсидий и известное в литературе под названием «Кодекс о субсидиях». Два соглашения предусматривали порядок принятия странами мер тарифного регулирования с целью помешать нежелательному ввозу товаров. Содержащиеся в соглашениях нормы-правила международной торговли определяли, в каких случаях правительство может повышать тарифы и препятствовать ввозу и каким обязан быть порядок принятия данной меры государственного регулировки.
Согласно Антидемпинговому кодексу внедрению антидемпинговых пошлин должно предшествовать формирование государственным органом факта демпинга и факта нанесения материального вреда отрасли импортом демпингового товара. Повышение же тарифа должно являться пропорционально возмещению ущерба, причиненного демпингом, и основное, что антидемпинговые пошлины как мера, решающая образовавшуюся проблему, обязаны вводиться на определенный период. Подобным способом предусматривался порядок принятия компенсационных пошлин в случае субсидирования страной своего экспортера. Государственные субсидии, предоставляемые изготовителям экспортного товара, дают возможность им реализовать на внешнем рынке согласно ценам ниже обычных рыночных цен, установившихся на внутреннем рынке, и тем самым ликвидировать национального производителя с его собственного рынка.
Введение компенсационной пошлины государством-импортером позволяет ему бороться с недобросовестной конкуренцией государства-экспортера в борьбе за мировые рынки сбыта своей продукции. В соответствии с указанными соглашениями государство, принимая подобные меры регулирования внешней торговли, не должно выходить за рамки правил, принятых по этому вопросу в соглашениях.
Международные правила торговли оказывают воздействие на национальное законодательство государств - членов ВТО. Это происходит не только благодаря действию международных обязательств, принятых на себя государством-участником, но также и посредством системы арбитражного разбирательства споров, образующихся при конфликтах между государствами и вызванных принятием одним государством таких мер регулирования внешнеэкономической деятельности, которые нарушают интересы другого государства - члена ВТО. Постановления Арбитражного органа, как правило, сопутствуются принятием тех или иных решений страной, нарушившим правила, в том числе и решений нормативного характера. Но основным, согласно нашему мнению, направлением влияния, оказываемого Соглашениями ГАТТ 94 на национальное законодательство, считается предоставление общего направления работы согласно его совершенствованию в сторону формирования наилучших условий для рыночных взаимоотношений.
Правила международной торговли мешают тому, чтобы в стране-участнике были сформированы или продолжали бы существовать привилегированные условия для какого-либо с участников рынка (зарубежного либо государственного).Выполнение данного всеобщего принципа рыночной экономики обеспечивается действием Соглашений ГАТТ 94. Правила международной торговли, таким способом, являются правилами международной конкуренции и предполагают собой нормы «законодательства» о конкуренции, подобного действующему в рамках Европейского Союза (ст. 85, 86 Римского договора),однако в отличие от европейского «законодательство», функционирующее в рамках ВТО, «регулирует» нормативную деятельность государства-участника. В отличие от иных норм унифицированного международного «законодательства» указанные нормы никак не имеют непосредственного воздействия и не могут использоваться непосредственно в том виде, в котором они сформулированы в соглашении. Они предполагают собой обязательство страны ввести в государственную систему права нормы, обеспечивающие получение надлежащего результата.
Краткое описание инструментария, используемого государством - участником ВТО, включает в себя обзор некоторых соглашений, содержащихся в пакете ГАТТ 94, а также обязательств, принимаемых на себя государством, вступающим в ВТО.
Заключительный акт содержит результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и предусматривает, что Соглашение об учреждении ВТО (Соглашение по ВТО), ), а также Декларации, Решения министров и Договоренность об обязательствах в области финансовых услуг являются неотъемлемой частью Заключительного акта. Заключительный акт формулирует обязательство обеспечить доступ на рынок. В соответствии с этим обязательством государства идут по пути сокращения тарифных и нетарифных барьеров. При вступлении в ВТО в общую систему договоренностей включаются национальные перечни обязательств, которые берет на себя каждое государство. Вместе с текстами соглашений, которые занимают 550 страниц, общий текст достигнутых договоренностей, включая национальные обязательства участвующих в ВТО государств, составляют 26 тыс. страниц. Переговоры о содержании национального перечня обязательств, принимаемых на себя Россией, в настоящее время практически завершены.
Соглашение по ВТО касается учреждения ВТО как независимого института, в структуру которого входят Конференция государств-участников на уровне министров (проводится один раз в 2 годы) и Генеральный Совет, осуществляющий контроль за осуществлением соглашений ГАТТ/ВТО на постоянной основе. Генеральный Совет выполняет также функции Органа по разрешению споров, предусмотренного Договоренностью о разрешении споров, а также функции Органа по обзору торговой политики. Генеральный Совет наделен возможностями формировать вспомогательные органы, каковыми считаются действующие в настоящее время Совет по торговле товарами, Комитет по финансовым услугам, а также комитеты, связанные с соглашениями (Комитет по инвестициям, связанным с торговлей; Комитет по техническим барьерам в торговле и др.). В структуру ВТО входит также Секретариат (на него возложены чисто организационные задачи), возглавляемый Генеральным директором.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, или ТРИМС, включает в себя иллюстративный список мер регулирования, которые рассматриваются как меры регулирования, противоречащие ст. III (Национальный режим) и ст. XI (Запрещение устанавливать количественные ограничения при регулировании внешней торговли) ГАТТ Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам (ТРИМс/TRIMs) [рус., англ.] (Вместе с «Иллюстративным перечнем») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2650 - 265. Государства берут на себя обязательство по данному Соглашению уведомлять ВТО, если принимаются такие меры, и устранять их в течение двух (для промышленно развитых стран) и пяти лет (для развивающихся стран).
В список мер, несовместимых с ГАТТ, входят меры, затрагивающие регулирования деятельности торговых организаций с иностранными инвестициями. Таким образом, в законодательстве отдельных государств формирование компаний с иностранным капиталом зачастую связывается с решением исключительно внутренних проблем, например увеличением продаж на внутреннем рынке продукции таких компаний, использованием иностранными инвесторами национальных товаров в процессе изготовления, а также местной рабочей силы, таким образом именуемое требование «национальной составляющей». Условие «национальной составляющей», а также реализации иностранным партнером по бизнесу или коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательного экспорта, неотъемлемой поставки на определенный рынок, передачи технологии и прочие условия применяются в качестве условия для получения разрешения иностранным инвестором на создание торговых организаций с иностранными инвестициями или управление предпринимательской деятельности, что никак не разрешается согласно правилам ТРИМС (Соглашение по торговым аспектам инвестиций).
Генеральное Соглашение по торговле услугами, или ГАТС, содержит общие обязательства, принимаемые всеми государствами - членами ВТО, и конкретные обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, которые фиксируются в национальных перечнях обязательств. Секторальные (специфические) обязательства по доступу на рынок услуг определяют уровень доступа иностранных поставщиков на внутренний рынок услуг и условия их деятельности. Особенностью ГАТС является то, что оно не предусматривает применение национального режима. В качестве обязательств фиксируются меры регулирования, определяющие максимальный уровень требований, которые должны соблюдать поставщики услуг, чтобы функционировать на рынке.
Поскольку исключительно внутреннее законодательство, а не меры регулирования внешней торговли, является объектом международных обязательств государства, то основным условием исполнения таких обязательств становится создание единой системы законодательства, позволяющего органам государства принимать быстрые и адекватные административные решения на рынке услуг. Такая система законодательства призвана охватывать собой предпринимательские отношения, участниками которых являются физические и юридические лица. В основу системы законодательства должны быть положены нормы, не позволяющие монопольным образованиям на национальном рынке (в том числе поставщикам услуг, поставщикам, пользующимся исключительными правами) злоупотреблять своим монопольным положением на рынке.
Рынок услуг как правовая категория и как предмет регулирования в международном соглашении считается новейшей категорией. Генеральное Соглашение по торговле услугами стало основным многосторонним соглашением, охватывающим торговлю и капиталовложения в секторе услуг. Ограничительная деловая практика регулярно находится в центре внимания органов, регулирующих рынок услуг в государствах - членах ВТО. ГАТС содержит в себе обязательства по выполнению государствами-участниками условий к процедурам авторизации, лицензирования и сертификации на рынке услуг.
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, или ТРИПС, касается авторских прав (включая права на компьютерные программы, торговые знаки и знаки обслуживания) и патентных прав. ТРИПС включает в себя обязательства государств - участников ВТО предусматривать в законодательстве процедуры и способы защиты прав интеллектуальной собственности как собственных, так и иностранных правообладателей Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849. Меры, принимаемые по защите прав интеллектуальной собственности, должны быть эффективными и справедливыми. Законодательством должно предусматриваться судебное обжалование административных решений, принимаемых с целью защиты прав интеллектуальной собственности.
ГАТТ в редакции соглашений 1994 г. (ГАТТ 94), ГАТС и ТРИПС считаются тремя основными компонентами международный торговой системы. Обещания, принимаемые участвующими в ней странами, ориентированы на формирование международной торговли, под которой подразумевается как внешняя торговая деятельность, так и инвестиции. Внешняя торговая деятельность и инвестиции как две стороны одной медали не могут быть оторваны друг от друга. Внешнеторговое законодательство правомочно стимулировать формирование производственной деятельности на территории государства-импортера. Оно кроме того правомочно уничтожить заинтересованность инвестора в осуществлении производственной деятельности на территории иного государства, в случае если законодательство будет мешать ему реализовывать внешнеторговую деятельность. Взаимосвязь торговли и инвестиций выражена в понятии «доступ на рынки». Формирование законодательства, обеспечивающего допуск на рынки, подразумевает применение мер регулирования в рамках, предложенных в соглашениях ГАТТ 94.
1.2 Ограничительные меры во внешней торговле
Ограничения во внешней торговле - это ограничения, устанавливаемые государством для защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, обеспечения интересов государства и выполнения международных обязательств. Остановимся подробнее на разновидностях торговых ограничений, которые разрешено применять государствам-участникам международного торгового обмена.
1. Антидемпинговые процедуры
Соглашение по применению статьи VI ГАТТ Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 [рус., англ.] (Вместе с «Процедурами расследований на месте согласно пункту 7 статьи 6», «Наилучшей имеющейся информацией по смыслу пункта 8...») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2654 - 2678 устанавливает конкретные критерии того, когда импортируемый продукт считается демпинговым. Определено, что продукт является демпинговым, в случае если его экспортная стоимость ниже внутренней продажной цены аналогичного продукта в стране-экспортере. Соглашением, однако, оговаривается, то что вышеизложенный критерий способен являться неправильным в случаях, если:
· условия продажи на местном рынке страны-экспортера выходят за рамки обычной торговли (например, когда продажа осуществляется по цене ниже цены производства);
· объем продажи на местном рынке низок.
В этих случаях Соглашение разрешает определить демпинг путем сравнения экспортной цены с:
· ценой за аналогичный товар при экспорте в третью страну;
· сконструированной стоимостью, рассчитанной на основе цены производства импортированного товара плюс общие и административные затраты по продаже, а также прибыль.
Данные методы не могут применяться, если объем продаж на местном рынке составляет 5% или более 5% от объема продаж данного продукта в страну - импортер, так как считается, что в данном случае возможно определить нормальную стоимость товара на внутреннем рынке страны-экспортера. Объем продаж может быть и меньше 5%, но в этом случае необходимо будет доказать, что, несмотря на такой низкий объем продаж, сравнение будет адекватным.
Для введения антидемпинговых мер необходимо доказать факт ущерба или прямой угрозы ущерба для национальной промышленности и наличие прямой взаимосвязи между ущербом и демпингом.
Введению антидемпинговых мер предшествует расследование. Соглашение устанавливает, что антидемпинговое расследование должно быть инициировано только на основании петиции со стороны национальной промышленности. В исключительных случаях правительство может самоинициировать расследование. Кроме того, действуют следующие критерии:
· производители, поддерживающие петицию, должны представлять более 50% всех производителей, включая, не поддержавших петицию;
· производители, поддерживающие петицию, должны производить, по крайней мере, 25% всего объема производства данной отрасли.
Число случаев применения антидемпинговых пошлин с целью защиты национального производителя в мире постепенно растет. Эти меры активно применяются и в отношении некоторых товаров российского экспорта.
2. Защитные процедуры
Соглашение по защитным мерам Соглашение по защитным мерам // Приложение к Собранию законодательства Российской Федерации, N 37, 10.09.2012, (ч.VI). дает возможность странам-импортерам на время ограничивать импорт, в случае если компетентным органам получится доказать, то что данный импорт наносит значительный вред национальной промышленности, производящей аналогичную продукцию, или напрямую конкурирующую продукцию. Защитные меры могут быть выражены в виде повышения тарифов или в виде количественных ограничений и должны использоваться на основе режима наибольшего благоприятствования к импорту из всех стран.
Основная цель применения защитных мер - дать затрагиваемой отрасли время подготовиться к возрастающей конкуренции, с которой она должна будет столкнуться после того, как ограничения будут сняты. Соглашение предусматривает временное (максимум 8 лет) применение защитных мер в отношении определенной продукции. Развивающиеся страны могут применять их не более 10 лет.
Соглашение предусматривает, что защитные меры могут применяться только после того, как будет установлено, что:
· товар импортируется в увеличивающихся количествах (абсолютных или относительно к объему местного производства);
· на таких условиях, которые вызывают или угрожают серьезным ущербом национальным производителям подобной или напрямую конкурирующей продукции;
· существует взаимосвязь между возросшим импортом и ущербом.
Термин «серьезный ущерб» определен как «значительное общее ухудшение позиции национальной промышленности». Введение США пошлин в размере до 30%, на сталь в марте 2002 года является примером такой защиты национальной отрасли промышленности.
Соглашение требует от каждой страны-члена определить органы, ответственные за проведение проверок и обеспечить публикацию процедур их проведения с тем, чтобы это было общеизвестно.
Соглашением предусматривается, что страна-член, использующая защитные меры, должна предоставить адекватную компенсацию странам, чьи торговые интересы были затронуты такими мерами. Если со страной-экспортером не удается договориться о компенсации, эта страна может самостоятельно принять ответные меры при согласии Совета по торговле товарами и соблюдении процедуры. Однако такие ответные меры не могут быть приняты в первые 3 года применения защитных мер, если применение защитных мер вызвано абсолютным ростом импорта и соответствует положениям Соглашения.
Помимо данного Соглашение ставит своей целью положить окончание безнравственной практике применения «мер серой зоны». Дело в этом, что поскольку защитные меры обязаны применяться на недискриминационной основе, государства практиковали применение добровольных экспортных ограничений либо договоренностей о разделе рынка. В рамках подобных договоренностей государства-импортеры требуют от государств с растущим экспортом уменьшить вывоз до согласованных лимитов. И несмотря на то подобные соглашения называются «добровольными», в реальности они далеко не всегда считались такими, фактически лимитировался ввоз из определенных стран. По этой причине странам-импортерам воспрещается требовать от предприятий государств-экспортеров добровольно ограничить вывоз или применять другие аналогичные меры. Правительства также не должны «подталкивать» свои предприятия к заключению подобного рода соглашений с предприятиями иных стран. Соглашение предостерегает промышленность от заключения подобных соглашений даже на неофициальной основе.
3. Субсидии и компенсационные процедуры
ВТО признает, что правительства могут предоставлять субсидии национальному производителю, преследуя разные торгово-общественно-политические цели. Система ВТО регулирует только лишь те случаи субсидирования, которые искажают требование конкуренции в международной торговле. Основные принципы и подходы к данной проблеме были подробно разработаны в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам. Следует выделить, то что положения данного соглашения относятся к промышленной продукции; порядок субсидирования аграрной продукции прописан в Соглашении по сельскому хозяйству.
Соглашение разделяет промышленные субсидии, предоставляемые правительствами, на запрещенные и допустимые. Стало обычной практикой сравнивать категории субсидий по Соглашению с сигналами светофора. Запрещенные субсидии называют красными субсидиями; допустимые, но наказуемые субсидии, в тех случаях, когда субсидированный экспорт наносит ущерб - желтые; допустимые и ненаказуемые субсидии - зеленые.
К запрещенным субсидиям (так именуемая, «красная корзина») принадлежат экспортные субсидии и субсидии, нацеленные на поощрение использования местных товаров по отношению к ввозимым. Приложение I к Соглашению приводит приблизительный список экспортных субсидий. К таким, к примеру, принадлежат прямые экспортные субсидии; проекты, предполагающие сохранение валюты, любо любая такая практика, которая тянет за собою выплату премии при вывозе; внутренние транспортные и фрахтовые тарифы с целью экспортных отгрузок, устанавливаемые или взыскиваемые на более льготных условиях согласно сравнению с перевозками на внутреннем рынке. Таким образом, к примеру, в 2001 г. Органом по разрешению споров ВТО было вынесено решение в соответствии с иском ЕС постановившее, что американское законодательство о налоговых льготах экспортерам представляет собой скрытую форму экспортных субсидий. ГАТТ-47 запрещало предоставление экспортных промышленных субсидий только лишь развитым государствам, после Уругвайского раунда это положение действует и в отношении развивающихся государств, им предоставлен 8-летний переходный период для внесения изменения в практику субсидирования. В течение данного этапа развивающиеся государства не имеют право повышать объем собственных экспортных субсидий. Но наименее развитые государства (государства, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.) имеют право субсидировать вывоз.
Допустимые субсидии (так называемая «желтая корзина»), в свою очередь, принято разделять на две категории: «наказуемые» и «ненаказуемые».
К «наказуемым» субсидиям принадлежат те случаи субсидирования, если ввоз субсидируемых товаров приводит к отрицательному влиянию на продажу в стране-импортере. Вследствие чего государство-поставщик имеет возможность предпринять встречные меры с целью корректировки положения. Подобные встречные меры могут иметь форму компенсационных пошлин. Однако следует обосновать факт того, что субсидированный импорт наносит значительный вредили непосредственно грозит значительным убытком национальной промышленности. Помимо этого, государство-поставщик имеет право вынести вопрос на рассмотрение Органа по урегулированию торговых споров и добиться отмены либо изменения системы субсидирования той страны, чей субсидируемый экспорт искажает торговлю.
Для разделения субсидий в рамках «желтой корзины» (когда применение субсидии допускается, но это может иметь негативный эффект) Соглашение использует критерий специфичности для разделения субсидий данного вида на наказуемые и ненаказуемые. Субсидия является специфичной, если она предоставлена:
· предприятию или группе предприятий;
· промышленному сектору или группе секторов;
· определенному географическому региону.
Например, низкие внутренние цены на энергоносители - есть субсидия. Но предоставляется она всем российским предприятиям а, значит, не является специфической.
Возможные и ненаказуемые субсидии («зеленая корзина») - субсидии, не дающие основание для разбирательства, то есть по сути допустимые субсидии. К подобным субсидиям принадлежит финансирование научно-исследовательских работ и внедрение результатов; дотации регионам, пребывающим в неблагоприятных условиях; средства, направляемые на охрану окружающей среды. Однако о программах субсидирования необходимо уведомлять Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, учрежденный в соответствии с Соглашением. Помимо этого, если допускаемая субсидия влечет за собою «серьезные неблагоприятные последствия» для национальной отрасли производства какого-либо члена ВТО, нанося ей «ущерб, который трудно устранить», в таком случае данный член ВТО может инициировать консультации в рамках Комитета. И Комитет вправе разрешить применить контрмеры пропорционально причиненному ущербу.
4. Технические барьеры в торговле
Соглашение по техническим барьерам Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ/TBT) [рус., англ.] (Вместе с «Терминами и их определениями для целей...», «Экспертными группами», «Кодексом добросовестной практики применительно к разработке, утверждению и применению стандартов») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2629 - 2649 в торговле признает за каждой страной право устанавливать обязательные технические нормы - технические регламенты и стандарты, требования по соблюдению которых являются добровольными.
Технические регламенты должны базироваться на научно-обоснованных данных; должны быть сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать произвольных или ненужных препятствий в международной торговле. Технические регламенты должны применяться на основе режима наибольшего благоприятствования и не должны быть более обременительными для импортных товаров, чем для товаров национального производства.
Соглашение требует, чтобы каждая из стран-членов ВТО создала свои информационные центры, в которых заинтересованными предприятиями могла бы быть получена информация в отношении:
· технических регламентов и добровольных стандартов (действующих и разрабатываемых);
· процедур оценки соответствия (действующих и разрабатываемых).
Соглашение под термином «стандарт» понимает:
· характеристики продукции;
· процессы и методы производства, влияющие на характеристики, качество продукции;
· терминологию и символику;
· требования, предъявляемые к упаковке и маркировке продукции.
Соглашение устанавливает, то что используемые стандарты и технические регламенты обязаны преследовать цель обеспечения качества ввозимой продукции, защиты здоровья людей, жизни животных и растений или окружающей среды. При этом стандарты обязаны использоваться на недискриминационной основе, то есть в согласовании с принципом режима наибольшего благоприятствования распространяться на все страны-члены ВТО и в соответствии с национальным порядком одинаково функционировать в отношении зарубежных и национальных товаров. Стандарты, технические регламенты и правила их применения обязаны быть четко сформулированы и должны применяться таким образом, чтобы не создавать ненужных преград в торговле. Стандарты обязаны быть основаны на научно подтвержденной информации и фактах. В противном случае они могут рассматриваться в качестве безосновательных барьеров в торговле. Так, к примеру, в 2001 г.Аргентина, для того чтобы избежать проникновение на свою территорию некачественных медикаментов, составила 2 списка стран. В первый список были включены государства, к чьим контрольным органам и стандартам у Правительства Аргентины было «доверие». Во второй список были включены государства, чьи силы по изготовлению медикаментов должны были приобрести одобрение Министерства здоровья Аргентины до отправки медикаментов на экспорт в Аргентину. Индия при этом не была включена ни в один из списков. Правительство Индии обратилось в Комитет по техническим барьерам в торговле, обвиняя Аргентину в формировании безосновательных барьеров в торговле и несоблюдении режима наибольшего благоприятствования, распространяющегося на все без исключения страны-члены ВТО.
Одним из способов избежать осложнений в торговле является установление технических норм на основе международных стандартов. Соглашение обязывает страны использовать международные стандарты как основу при составлении технических регламентов. Исключением могут служить лишь те случаи, когда международные стандарты неприменимы в силу климатических, географических, технологических особенностей. Кроме того, соглашение предусматривает специальную процедуру принятия подобных стандартов.
5. Санитарные и фитосанитарные меры
Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС/SPS) [рус., англ.] (Вместе с «Определениями», «Транспарентностью правил», «Процедурами контроля, инспектирования и одобрения») (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2566 - 2578 дополняет Соглашение по сельскому хозяйству, регулируя вопросы применения мер санитарного и фитосанитарного характера таким образом, чтобы это не являлось еще одним нетарифным барьером в торговле. Соглашение определяет санитарные и фитосанитарные меры как меры, необходимые для того, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением на территорию страны болезней и их переносчиков, загрязняющих веществ, болезней, переносимых животными, растениями, а также продукции из них.
Соглашение признает право стран вводить подобные меры, но требует, чтобы они были основаны на международных стандартах и научно обоснованных рекомендациях. Соглашение требует от стран-участниц регулярно публиковать информацию о действующих мерах подобного характера. Важно отметить, что данное соглашение разрешает применять подобного рода меры на, фактически, дискриминационной основе в отношении товаров из тех стран, из которых исходит угроза заражения.
Соглашение позволяет странам отклоняться от международных стандартов в данной области в тех случаях, когда международные стандарты неприменимы.
Кроме того, Соглашение разрешает временное превентивное применение санитарных и фитосанитарных мер в случае, когда научного обоснования риска нет, но де-факто ситуация требует применения подобных мер.
Страна-участница может установить более высокий уровень санитарной и фитосанитарной защиты при достаточном, в первую очередь, научном, обосновании.
В последнее время проблема применения мер санитарного характера широко обсуждалась в рамках ВТО в связи со случаями ящура (так называемого «коровьего бешенства») в Англии и запретами по этой причине на ввоз говядины из этой страны.
6. Другие нетарифные меры
К нетарифным мерам относятся практическим все меры, используемые государством для регулирования торговли, за исключением тарифов. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров.
- Введение
- Глава 1. Ограничительные меры во внешней торговли
- 1.1 Механизм регулирования внешней торговли
- 3. Инструменты поддержки и защиты российского экспорта в условиях присоединения России к ВТО
- 4. Экспортную деятельность Российской Федерации: основные направления и стратегия развития
- 5. Применение торговыми партнерами РФ ограничительных мер во внешней торговле в отношении российского экспорта
- 6. Предложения по повышению эффективности системы инструментов государственной поддержки российских экспортеров
- 7. Предложения по совершенствованию системы продвижения российского экспорта на зарубежных рынках
- 2. Предложения по совершенствованию системы продвижения российского экспорта на зарубежных рынках.
- 47. Структура системы экспортного контроля Категории товаров, подпадающих под экспортный контроль
- 2.3 Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- Ограничительная деловая практика
- Ограничительная деловая практика
- 11.5.4. Внешняя торговля рф
- 2.3. Основные механизмы государственного регулирования внешней торговли
- 3.2 Нетарифные меры регулирования внешней торговли
- Глава 2. Экономическая сущность нетарифных мер регулирования внешней торговли
- 49. Применении защитных мер в системе внешней торговли россии.
- 16.Применение защитных мер во внешней торговле России.