Анализ миграции трудовых ресурсов в мировой экономике

курсовая работа

1.2 Особенности мирового рынка рабочей силы

Мировой рынок рабочей силы в настоящее время представляет собой сложный конгломерат из секторов применения: высокотехнологичный (Китай, Япония, США, ЕС) и низкоквалифицированный (регион ЦВЕ, Африка, Азия). Страны с низким доходом соответственно, становятся постоянными донорами по трудовой миграции, мигранты едут в развитые страны.

Мировой рынок рабочей силы - это перемещение трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью получить работу или трудоустройства на более выгодных условиях, чем в своей стране. Различают экономические и неэкономические причины миграции рабочей силы. К первой относятся: безработица и национальные различия в уровнях оплаты труда. Вторая связана с политическими, национальными, религиозными, расовыми, семейными и иными факторами. По терминологии ООН мигрантами считаются лица, находящиеся в стране въезда для того, чтобы найти работу на срок, превышающий один год. В последнее время увеличивается число нелегальных мигрантов, т.е. лиц, въезжающих в страну нелегально, или въезжающих в нее легально (туристы, по приглашению и т.п.), а потом и нелегально трудоустраивающихся. [7]

Начал формироваться в середине XIX в. Основными регионами притяжения мигрантов стали индустриально - развитые страны и прежде всего США. Особенность современной международной миграции рабочей силы заключается в значительном ее росте, вовлечении в этот процесс трудящихся практически всех стран. К настоящему времени обозначились четыре центра мирового рынка рабочей силы: США, Ближний Восток, Западная Европа и Латинская Америка. После распада СССР проблема перемещения трудовых ресурсов возникла в России. В середине 90-х гг. за ее пределами проживало русских: на Украине - 11,4 млн. человек, в Средней Азии и Казахстане - 10 млн. человек, около 3 млн. - в странах Балтии и Молдавии, Белоруссии - 1,3 млн., Закавказье - 800 тыс. человек. Имеет место отток рабочей силы из России в США, Западную Европу и другие страны. Возникла проблема «утечки умов» - высококвалифицированных работников и деятелей искусства. Способ решения проблемы - укрепление экономики.

Структура рынка труда в развитых странах также имеет свои особенности в виде структурной безработицы: люди с высокой квалификацией не хотят замещать рабочие места на низкоквалифицированных видах работ (уборка помещений, улиц, ручной труд и т.п.). В результате возникает ситуация, когда рабочие места есть, а работать там некому из коренного населения. А поскольку оплата и социальные гарантии таких видов труда в развитых странах значительно выше, то мигранты выбирают именно развитые страны для своей дальнейшей жизни. [6]

С одной стороны, такой приток покрывает процент безработицы, с другой- не всегда мигрантов принимают на работу официально и работодатели, стремясь уйти от налогов и сократить свои переменные издержки производства, нанимают мигрантов-нелегалов.

В современном рынке труда Россия участвует как страна, принимающая мигрантов из более бедных стран Средней Азии, где разорившиеся и бедствующие бывшие республики СССР не могут никак наладить свой собственный экономический рост. Например, Узбекистан относится именно к такой категории стран-доноров. В плане разделения труда можно говорить о трех крупнейших секторах мировой экономики: аграрный (ЕС), США, Китай и Япония (высокотехнологичный), сырьевой и добывающий (Россия, Азербайджан и Ближний Восток (Ирак и страны ОПЕК). [10]

Миграция рабочей силы - сложное, весьма неоднозначное явление, требующее постоянного изучения в контексте развития экономики как отдельно взятого государства, так и всего мира. Мигранты в поисках наиболее высокой заработной платы дабы увеличить своё материальное благосостояние перемещаются из страны в страну. Такие миграционные потоки прекратить в действительности невозможно, так же, как и не представляется возможным не принудительными методами выселить значительную часть мигрантов из страны. Это подтверждает неэффективность миграционной политики в области трудовой миграции во Франции. Выходит, что задача государства не сводиться к тому, чтобы полностью ликвидировать миграционные потоки.

Основная задача состоит в том, чтобы привлечь именно ту категорию мигрантов, которая действительно желает трудиться. Иначе говоря, вести отбор мигрантов при их въезде в страну, используя критерии отбора, разрешая въезд одним и запрещая другим. Однако, существует проблема: не представляется возможным привлечь к отбору нелегальных мигрантов (так называемые теневые миграционные потоки). Исходя, из этого следует разобраться, в причинах нелегальной трудовой миграции.

Следует отметить выгоду, которую получает не только экономика в целом, но и государственный бюджет страны от импорта рабочей силы путем разрешения легализации мигрантов предпринимателями. Прежде всего, это налоги от фирм посредников по трудоустройству.

Зарубежная и отечественная практика говорит о том, что миграционная политика должна находиться, прежде всего, под чутким контролем государства, и быть нацелена на то, чтобы воздействовать на численность, состав, направление движения, интеграцию трудовых мигрантов с учетом интересов страны и региона. Однако разрешить легализировать предпринимателям всех мигрантов без исключения, было бы нерационально, поэтому я предлагаю создать определенный ценз для человека, желающего въехать в страну. Иными словами, создать критерии условия отбора. [21]

Разрешить въезд в страну для людей: [20]

· владеет языком той страны, в которую данный индивид перемещается;

· не имеет совершенных особо тяжких преступлений, что позволит ограничить формирование теневого и криминального бизнеса и участие в нем мигрантов;

· людей с развитым чувством толерантности и веротерпимости во избежание националистических конфликтов и войн;

· личностей дееспособных, способных к трудовой деятельности;

· имеющих медицинскую справку, полученную в своей стране, где подтверждается его физическое здоровье и отсутствие каких-либо инфекционных заболеваний;

· лиц, являющихся гражданами своей страны и документально подтверждающих этот факт.

В ряде стран эмиграция позволяет исправить нарушение процессов воспроизводства рабочей силы. Применительно к рабочей силе расширенное воспроизводство даёт возможность как численного, так и качественного роста трудовых ресурсов.

Это должно обеспечить гибкость, в которой нуждается рынок рабочей силы. Миграцию, как наиболее остро стоящую проблему XXI века нельзя остановить, её можно лишь решить путём обеспечения рационального сочетания административно-правовых, финансово-экономических и социально-психологических методов воздействия. Не запретить миграцию, а умело ей воспользоваться - вот главная задача, стоящая перед современными державами.

Статус мигранта -- это совокупность ожиданий и требований, предписываемых институтами принимающего общества, с которыми взаимодействуют личность мигранта или социальная группа мигрантов и формирующих поле социальной ответственности и обязанностей. [11]

Статус мигранта включает правовую определенность дееспособности в принимающем обществе, а также социальные права и возможности в связи с нахождением на определенной территории и в определенном социальном пространстве принимающего общества. Принятие или непринятие всех или части требований принимающего общества разделяет трудовых мигрантов по их статусу на легальных и нелегальных. Этносоциальные характеристики, накладываясь на общесоциальные, создают представление об этническом статусе мигранта. Сюда относятся социальные институты регулирующие:

· Въезд (условия допуска на территорию по определяемой принимающей стороной цели).

· Пребывание (условия и возможности реализации цели; пользование общими и специальными правами; ответственность, связанная с соответствием требованиям и ожиданиям принимающей стороны).

· Выезд (добровольный, по истечению оговоренного срока; депортация и ее условия: порядок приведения в действие, содержание приговоренных к депортации, проблема финансирования депортационных действий).

Рисунок 2 - Страны с наиболее значительным числом мигрантов на 2013 г.

Процессы, описанные и отраженные на рисунке выше, являющиеся результатом низкой рождаемости и высокой трудовой миграции, существенны, потому что они изменяют национальный состав населения, и, таким образом, культуру, облик, общественные события, и самоидентификацию жителей европейских стран. Жизненные нормы, прирост населения, жизненные планы -- то, что было главным в концепциях первых двух демографических переходов, также находятся под влиянием трудовой миграции, как и возрастная структура. Но они не главное в этой статье. Если текущие тенденции сохранятся, то коренное население многих, возможно большинства, европейских стран, которое в данный момент является большинством, станет численно меньше, чем население иммигрантов или людей смешанного происхождения. Это будет окончательной «замещающей миграцией», до этого не наблюдавшейся на больших географических пространствах без применения вторжений или силы. [5]

Делись добром ;)