2.2 Анализ основных потоков денежных переводов международных трудовых мигрантов
Денежные переводы представляют собой самую непосредственную и наиболее ощутимую выгоду международной миграции. С усилением глобализации мировой экономики они поступают во все большее число стран.
Имеющиеся в открытом доступе данные о денежных переводах мигрантов позволили экспертам Всемирного банка говорить о возобновлении роста их объема после снижения, отмечавшегося в 2009 году (рис. 2.6). В 2008 году общий объем полученных денежных переводов мигрантов достиг 443 миллиардов долларов США (отправленных или исходящих - 296), что примерно вдвое превосходит объем 2003 года.
Однако в связи с развернувшимся глобальным экономическим кризисом объем поступлений средств от эмигрантов снизился в 2009 году на 6,1% - до 416 миллиардов долларов США (исходящих - на 4,5%).
По оценке экспертов Всемирного банка, в 2010 году объем полученных денежных переводов мигрантов составит 440 миллиардов долларов США, что на 5,8% больше, чем в 2009 году, хотя и несколько меньше, чем в предшествующем 2008 году. В ближайшие годы рост сохранится, составив 5,4% в 2011 году и 7,5 в 2012 году.
Рис. 2.6 Основные потоки денежных переводов международных мигрантов, 1970-2012* годы, миллиардов долларов США (*2011-2012 - прогноз) [14]
Из рисунка 2.6 также видно, что общий объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны достиг в 2008 году 325 миллиардов долларов США (в 2,4 раза больше, чем в 2003 году и в 4 раза больше, чем в 2000 году). В 2009 году он снизился несколько меньшее, чем общий объем денежных переводов мигрантов по миру в целом - на 5,5% (307 миллиардов долларов США), а в 2010 году увеличился в большей степени - на 6,0%, восстановившись до уровня 2008 года (325 миллиардов долларов США), хотя группу развивающихся стран покинула Польша, получившая переводов на сумму 6,1 миллиарда долларов США, но отнесенная в 2010 году к странам с высоким доходом. Таким образом, более высокая устойчивость в кризисный период денежных потоков эмигрантов из развивающихся стран позволяет прогнозировать более высокий рост их объема в 2011-2012 годах, по сравнению с общим объемом денежных переводов мигрантов мира, - на 6,2% и на 8,1%.
Если рассмотреть изменение сумм денежных переводов (в текущих ценах) из основных стран-доноров в более длительной ретроспективе, можно отметить, что в 1970-е годы больше всего денежных переводов международных мигрантов перечислялось из Германии, в 1980-е годы ее потеснили США и Саудовская Аравия, а также Швейцария, с которой Германия довольно длительное время делила 3-4 место (рис. 2.7). С середины 1990-х суммы денежных переводов из этих стран перестали расти, тогда как суммы денежных переводов из США продолжали устойчиво и практически линейно возрастать. В 2000-е годы стали стремительно расти суммы денежных переводов международных мигрантов из Испании, Италии и России. В 2007-2008 годах Россия вышла на 2-е место среди стран мира по объемам денежных средств, перечисляемых международными мигрантами за пределы страны, но из-за кризиса и ослабления рубля в 2009 году опустилась на 4-е место (объем высылаемых денежных переводов сократился на 28,8% - с 26,1 до 18,6 миллиарда долларов США, что превышает уровень 2008 года). Довольно значительно также сократился объем денежных переводов из Испании - на 14,3% в 2009 году по сравнению с 2008 годом и на 16,8% по сравнению с 2007 годом. В существенно меньшей степени сократились объемы перечислений за рубеж из других стран - крупнейших доноров, а объем денежных переводов из Саудовской Аравии продолжал быстро возрастать, увеличившись на 19,7% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Рост денежных переводов иммигрантов отмечался также из Германии (+6,5%), Швейцарии (+3,1%), Италии (+2,1%), а в США он сократился (на 1,1%).
Рис. 2.7 Суммы денежных переводов, отправленных за рубеж из семи стран - крупнейших доноров, 1970-2010 годы, миллиардов долларов США [14]
Крупнейшими странами-получателями денежных переводов из-за рубежа в последние годы являются - с близкими значениями - Индия и Китай (рис. 2.8). До 2004 года Индия получала заметно больший объем денежных переводов мигрантов, а объем денежных переводов в Мексику превышал объем поступлений в Китай. С 2007 года, в связи с ухудшением экономической ситуации в США, усилением антииммигрантских настроений и ужесточением пограничного контроля (включая усиление патрулирования приграничной зоны), численность сезонных мигрантов из Мексики стала снижаться, сузились возможности пересылать денежные средства за рубеж, особенно через официальные каналы, и, в результате, несколько уменьшились объемы отправляемых за рубеж денежных переводов. В 2000 году с оживлением в США секторов строительства, оптовой и розничной торговли, в которых занято немало временных работников из Мексики, объем денежных переводов иммигрантов вновь стал расти.
Объем денежных переводов мигрантов в Филиппины продолжал устойчиво возрастать, несмотря на кризис, благодаря высокой географической диверсификации эмиграции из этой страны. Иммигранты, работающие в странах Персидского залива, в меньшей степени пострадали от мирового финансового кризиса. Объем денежных переводов мигрантов в Бангладеш также устойчиво возрастал, тогда как в странах Европейского союза (ЕС) он впервые за годы наблюдения сократился - на 13% в 2009 году по сравнению с 2008 годом между странами ЕС и на 4% между странами ЕС и другими странами мира [13]. Особенно значительно сократился объем денежных переводов из-за рубежа, поступающих в Румынию (на 50%) из-за более тяжелых последствий кризиса в Испании и Италии, в которых проживает примерно по 800 тысяч иммигрантов из Румынии.
Рис. 2.8 Суммы денежных переводов, полученных из-за рубежа, в семи странах - крупнейших реципиентах, 1970-2010 годы, миллиардов долларов США [14]
В связи с тем, что денежные средства, переведенные через неформальные каналы или переданные через третьих лиц, необязательно находят свое отражение в системах отчетности, принято считать, что реальные объемы денежных переводов выше приведенных оценок. Вместе с тем эти оценки и так почти вдвое превышают официально сообщаемые цифры. Из-за того, что многие страны не представляют данных о денежных переводах, их объемы приходится рассчитывать. Наличие этих проблем требует осторожного подхода к толкованию имеющихся оценок.
Домохозяйства, получающие средства от своих членов, мигрировавших в другие страны, могут инвестировать их в здоровье, образование или какие-то виды экономической активности, приносящие доход. Ассоциация мигрантов в странах их пребывания могут финансировать определенные проекты развития в странах их происхождения. Однако ценность международной миграции измеряется не только деньгами.
Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:
-вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
-существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. Так, в результате «утечки мозгов» в области образования и науки Америка сэкономила с 1965 по 1990 год не менее 15 млрд. долл.;
-иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
-велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению;
-иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
-иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;
-иммигранты занимают рабочие места, которые не востребованы местным населением. Так, работники, не имеющие квалификации из Северной Африки, Турции работают во Франции и ФРГ (до 80 %). Не брезгуют тяжелой работой в Малайзии, индонезийцы, в Аргентине - боливийцы. Некоторые страны не справились бы без иммигрантов в таких отраслях производства, которые приносят экспортный доход государству. Например, в ЮАР - это горнорудная промышленность, в Испании и Доминиканской Республике - сельское хозяйство, в Малайзии - производство каучука и резиновая промышленность;
-снижается налоговая нагрузка на государственный бюджет, поскольку трудовые мигранты социальных льгот не требуют, а налоги и различные взносы уплачивают, тем самым снижают налоговую нагрузку на местное население. Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:
-обостряется ситуация на национальном рынке труда;
-вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
-провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.
Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в странах-донорах является то, что:
-эмигранты снижают нагрузку на внутреннем рынке труда;
-эмигранты, возвращаются на родину, приобретшими квалификацию, обученные, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
-для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.
Вместе с тем, эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте - причина старения возрастной структуры населения. Не оправдывают себя затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых. Но как только улучшается экономическое положение страны, «утечка мозгов» останавливается. К примеру, индийские ученые много лет работали в США в высокотехнологических корпорациях. По возвращению на родину, они положили начало развитию в Индии технологии по созданию компьютерных программ. На взгляд автора, эмиграционная политика стран экспортеров трудовых ресурсов должна основываться на следующих принципах:
- эмиграция трудовых ресурсов должна сократить безработицу;
-эмигранты, перечисляя заработанные деньги (валюту) на родину, поддерживают баланс экспортно-импортных операций;
- эмигранты должны находиться в стране - пребывания в нормальных условиях проживания, которые должна обеспечить принимающая страна;
- эмигрант может вернуться на родину, при этом вернуться с приобретенной квалификацией, профессией.
На сегодняшний день международная трудовая миграция активизировалась, в том числе выросло влияние стран - экспортеров трудящихся, которые применяют всевозможные средства для достижения целей эмиграции:
· Одни государства не возражают против массового перемещения своих граждан за границу, тем самым подтверждают права своих граждан на свободу передвижения. Другие страны, напротив, всячески сдерживают эмиграцию, если это касается высококвалифицированных специалистов, нехватке рабочих или ослабленной демографической ситуации;
· Высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны. Значит нужно снизить уровень подоходного налога, тем самым заинтересовать высококвалифицированных научных кадров остаться в родной стране.
1) Государствам-экспортерам необходимо использовать схемы привлечения валютных поступлений мигрантов для поддержания экономики страны. Для этих целей в национальных банках стран- экспортеров для эмигрантов нужно открывать валютные счета на льготных, выгодных условиях, предусматривать выгодное приобретение товаров и услуг. Кроме того, обязать посреднические компании, которые занимаются подбором и устройством мигрантов за границу, перечислять обязательные взносы, страховки и другие платежи;
2) Государствам - поставщикам рабочей силы для контроля и защиты прав мигрантов предусматривать заключение двухсторонних договоров и соглашений, в которых оговаривать сроки трудоустройства, права и обязанности сторон, социальные гарантии, в том числе на медицинское обслуживание, жилье и т. д.
3) Государствам-экспортерам рабочей силы создавать специальные учреждения, представительства для осуществления контроля и надзора за выполнением двухсторонних соглашений по мигрантам- трудящимся, для участия и рассмотрения споров в стране пребывания и соблюдения их прав и обязанностей. Учреждать специальные должности для проверки условий международных соглашений, условий содержания мигрантов, условий труда.
4) В посольствах и консульствах некоторых стран уже назначают атташе по труду, которые защищают права мигрантов- трудящихся, ведут переговоры с работодателями. Такие должности необходимо предусматривать повсеместно.
5) Необходимо создавать специальные фонды, задача которых - наполнить денежные средства трудящихся, и при возвращении их на родину - обеспечить медицинское обслуживание, жилищное строительство и другие социальные услуги самим мигрантам и членам их семей;
6) Государства - экспортеры должны применять такие механизмы, при которых совмещаются интересы самого государства и убывающих за границу граждан. Необходимо вводить лицензии на деятельность по найму трудящихся за границей. Кроме того, такую лицензию могли бы получить только те организации, которые имеют достаточно знаний и умений, обладают опытом работы, могут нести имущественную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
7) Вместе с тем должны быть предусмотрены меры по защите не только интересов стран - экспортеров, но и стран - принимающих трудовые силы: - создать комфортные условия проживания;
- создать комфортные условия для труда;
- обеспечить выплаты социальных гарантий;
- предусмотреть меры медицинского обслуживания, страхования, не только для прибывающих граждан, но и членов их семей.
Подводя итоги по второй главе можно сделать некоторые выводы:
· в настоящее время в мире 215,8 млн. человек являются мигрантами;
· международные мигранты составляют около 3% населения мира, 20% из них проживают в США;
· за 2005-2010 годы число мигрантов в мире увеличилось на 18,7 миллиона человек;
· в 2010 году мировой объем полученных денежных переводов мигрантов составил 440 миллиардов долларов;
· примерно три четверти денежных переводов мигрантов направляются в развивающиеся страны.
Трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но при этом возможно возникновение и острых социально-экономических проблем.
В настоящее время к положительным последствиям трудовой миграции относятся:
1) смягчение условий безработицы;
2) появление для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов;
3) приобретение ими знаний и опыта.
Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать следующие:
1) тенденции роста потребления заработанных за границей средств;
2) желание скрыть получаемые доходы;
3) «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов.
Должны быть предприняты меры по улучшению эмиграционной политики стран экспортеров трудовых ресурсов: 1) государствам-экспортерам необходимо использовать схемы привлечения валютных поступлений мигрантов для поддержания экономики страны; 2) государствам - поставщикам рабочей силы для контроля и защиты прав мигрантов предусматривать заключение двухсторонних договоров и соглашений; 3) Государствам-экспортерам рабочей силы создавать специальные учреждения для осуществления контроля и надзора за выполнением двухсторонних соглашений по мигрантам- трудящимся, для участия и рассмотрения споров в стране пребывания и соблюдения их прав и обязанностей; 4) Необходимо вводить лицензии на деятельность по найму трудящихся за границей.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы международных миграционных процессов
- 1.1 Сущность и условия возникновения международной миграции
- 1.2 Основные виды и центры международной трудовой миграции
- Глава 2. Анализ международных миграционных процессов
- 2.1 Анализ численности международных трудовых мигрантов
- 2.2 Анализ основных потоков денежных переводов международных трудовых мигрантов
- Глава 3. Прогнозирование числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России
- 3.1 Прогнозирование числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России при помощи метода экспертных оценок
- 3.2 Прогнозирование числа трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России при помощи фактографических методов
- Заключение