Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ват)
ВАТ находится на третьем месте в мире по уровню развития туризма, а массовое посещение отдыхающими этого региона началось в 80-х гг. XX века. В основном это индустриальные страны — активные экспортёры товаров: Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Индия, Пакистан, Тайвань.С 1985 года эти страны увеличили свою долю в прибытии туристов до 18 %, а финансовые поступления от туризма до 20 %. Основной туристский поток генерируют сами страны региона (78 %). Так, например, Япония финансово стимулирует проведение каникул японцами за рубежом. Второе и третье места делят Европа и США.ВАТ привлекает туристов своей уникальной природой, а новые индустриальные страны бизнес-турами. Развлекательный туризм развит в Японии, Южной Корее и на Тайване. Японская индустрия занимает второе место в мире после США. Сингапур предлагает шоп-туризм. Таиланд осваивает новые пляжи на южном побережье страны, организовывает познавательные поездки в северную часть. В крупнейших городах существует востребованная индустрия секстуризма.Хорошо развит туризм в Австралии и Новой Зеландии, в Меланезии и Микронезии. Отдых на островах Тихого океана выигрывает от относительной близости австралийского рынка и имеет хороший имидж в Европе.В регионе ВАТ средние расходы одного туриста превышают среднемировой уровень в 659 долл. и составляет 764 долл. Хотя в некоторых странах, таких как Китай или Монголия траты отдыхающих крайне малы — до 200 долл.
Африка
Число иностранных туристов, посещающих Африку, и денежные поступления от них относительно невелики и составляют около 2-3 % общемировых. Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского продукта на туристообразующих рынках. Однако, в последние годы регион переключился на недорогой массовый, преимущественно пляжный туризм, особенно на севере континента у берегов Средиземного моря.Самым крупным генерирующим рынком для стран региона являются сами африканские страны, дающие до 50 % всех туристов. Другие туристообразующие страны — это Франция, Германия, Великобритания. Это объясняется тем, что не так давно эти страны были метрополиями африканских колоний.Наиболее популярные места отдыха туристов расположены: на севере — Тунис, Египет, Марокко; на востоке — Кения, Танзания, Сейшельские острова, Мавритания, Зимбабве. Некоторые из них специализируются на элитном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого отдыхающего до 900 долл.На юге Африки популярным туристским центром является ЮАР, которая возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет развитую транспортную и гостиничную инфраструктуру, а также становится модной страной в международном туризме.Однако, Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты и не имеют политической стабильности, а также во многих частях континента продолжаются военные конфликты, эпидемии.
Россия
По данным Федеральной пограничной службы, в 2003 году с туристскими целями из России выезжало 5,7 млн человек, в 2004 году — 6,6 млн человек, в 2005 году — 6,78 млн человек, в 2006 году — 7,75 млн человек[9].Формирование российского туристского рынка началось с 1990-х годов, когда одновременно шло три процесса: распад предприятий советского времени (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: страны бывшего социалистического содружества Чехия, Венгрия, Болгария и др.; упрощение визовых формальностей в Греции, Испании и отмена виз в Израиль; экономические туры для российских туристов (Египет,Турция).[10]Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали Европейская часть России, Кавказ и горы Западной Сибири. Это отдых в приморских городах — (Сочи, Геленджик, курорты калининградского взморья); познавательный туризм в культурно-исторических центрах («Золотое кольцо России», Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Псков, Углич, Ярославль, Дмитров, Казань). Экологический и спортивный туризм, сафари-туры (охота, рыбалка) развиваются практически на всей территории страны, популярны речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, морские круизы на Дальнем Востоке. Зимние виды туризма, альпинизм, водный туризм, треккинг культивируются на Урале, в частности на севере Пермского края, Алтае, Кавказе, Камчатке, в Карелии, Архангельской области.
35. Мировая торговля услугами |
|
|
Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Основными их видами являются экспорт и импорт транспортных и туристических услуг, банковские, страховые, информационные, образовательные, медицинские, консультационные услуги и т. д. По темпам роста в 90-е годы экспорт услуг стал опережать экспорт товаров. По торговле услугами Западная Европа стабильно остается мировым лидером (49 %). Особенно развиты туристские услуги, что обусловлено наличием уникального исторического и культурного наследия стран региона, развитой инфраструктуры и высокого качества обслуживания туристов. Регион выделяется предоставлением услуг в области финансов, образования, здравоохранения. Он оказался также в фокусе транспортных сообщений (воздушных, автодорожных). Сильно возросло значение услуг телекоммуникаций, особенно для связи с Америкой и Азией. Наибольший объем предоставления услуг в регионе приходится прежде всего на Францию (8 % в мире), ФРГ, Великобританию, Италию и Нидерланды. Западная Европа — лидер мировой финансовой системы. По ввозу иностранных капиталов и вывозу их регион также ведущий в мире, что еще больше укрепляет его позиции на мировом рынке (выделяются Великобритания и ФРГ). В целом регион по величине экспорта финансовых услуг превосходит США в 2 раза. В регионе сложилась и самая мощная банковская инфраструктура: из 10 ведущих фондовых бирж мира здесь находятся 7: Лондон (крупнейший по количеству проводимых операций), Франкфурт, Париж, Цюрих, Женева, Люксембург, Милан. Страны Азии в 90-е годы быстро увеличивали экспорт услуг и по их суммарному объему вышли на второе место после Зап. Европы. Выделяются транспортные услуги, что обусловлено высокой ролью морского транспорта в перевозках больших объемов грузов, а также авиационного — в перевозках пассажиров на международных линиях. Северная Америка— третий регион мира по объему оказываемых услуг. Основная их часть предоставляется США, которые являются среди стран лидером на мировом рынке услуг (16%). Оказываются преимущественно деловые услуги разного характера, от компьютерных и информационных до медицинских и строительных. К ним близок экспорт и таких услуг, как финансовые и образовательные. В сфере финансов Сев. Америка (США) соперничает с Зап. Европой, но все же существенно уступает по многим показателям. |
- 1.Предмет, методы исследования экономической географии, её место в системе наук.
- 2. Взаимодействие общества и географической среды. Международная экологическая безопасность на современном этапе.
- 3. Мир на рубеже 21 века: геополитические и геоэкономические реалии. Геополитические
- Геоэкономические
- 4.Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества
- 5. Топливные ресурсы
- 6. Металорудные ресурсы
- 7) Неметаллические руды (фосфориты, апатиты, калийная и поваренная соль, сера и др.). Особенности размещения и пути рационального использования.
- 8. Лесные ресурсы. Особенности размещения и пути рационального использования.
- 9. Водные ресурсы планеты.
- 10. Земельные и лесные ресурсы.
- 11.Динамика населения мира и основные особенности его расселения по планете
- 12.Население мира: численность, характер воспроизводства, половозрастная структура.
- 13. Миграция населения
- 14. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
- 15. (1)Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов. (2)Трудовые ресурсы мира и их размещение.(3) Проблема безработицы и создания новых рабочих мест
- 16).(1)Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.(2) Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства.
- 17. Мгрт
- 18. Отраслевая структура
- 19. Динамика отраслевой и организационной структуры промышленности мира
- 20. Эволюция теорий размещения промышленности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Теория индустриального общества Дадендорфа, постиндустриального – Белла, Тоффелера.
- 21. Роль индустриального сектора в мировой экономике и в экономике отдельных государств.
- 22. Топливно-энергетический комплекс мира, его структура, динамика развития и размещение.
- Структура топливно- энергетического комплекса.
- 23. Нефтяная промышленность
- 1.2. Основные тенденции развития мировой нефтяной промышлен ности:
- 24. Мировая газовая промышленность
- 2.2. Основные тенденции развития мировой газовой промышлен ности:
- 25. Угольная промышленность.
- 26. Электроэнергетика
- 29. Машиностроение как главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Структура машиностроения, региональные особенности производства машиностроительной продукции, свдиги в географии отрасли.
- Черная металлургия
- Машиностроение
- Лесная промышленность
- Легкая промышленность
- 30. География химической промышленности мира. Структура, сырьевая база, особенности современного размещения, мировая торговля продукцией.
- 31. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность мира: особенности современного размещения, динамика и перспективы развития.
- 32. География мировой легкой промышленности. Отраслевая и территориальная структуры мира.
- 33. Понятие сферы услуг, её структура, роль в мировой экономике, тенденция развития. Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.
- Структура сферы услуг.
- 34. Туризм как одна из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
- Признаки туризма
- Америка
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ват)
- 36. Международная торговля.
- 37. Транспорт как главная отрасль инфраструктуры мирового хозяйства. Понятие и размеры транспортной системы мира, изменения в мировом грузообороте, международные пассажирские сообщения.
- 38. Жд транспорт, его роль в международных и внутригосударственных перевозках грузов и пассажиров.
- 39.Автомобильный транспорт
- 40.Воздушный транспорт мира.
- 41. Морской транспорт
- 42. Внутренний водный транспорт
- 43. Контейнеризация мировой транспортной системы и «транспортные мосты»
- 44. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса мира. Особенности развития апк (агробизнес) в различных группах стран. «Зеленая революция» и её влияние на мировое сельское хозяйство.
- 45. География растениеводства мира. Размещение основных зерновых и технических культур.
- 46. География животноводства мира. Основные отрасли животноводства и особенности их размещения.
- 47. Продовольственная проблема - глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным оон, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли.
- 48. Факторы размещения производства в период нтр
- 49) Крупные экономико-географические регионы мира, общая характеристика региона и одной из стран (с.Америка-сша, л.Америка-Бразилия, Европа-фрг, снг-Россия, Азия-Китай, Африка-юар)
- Промышленность России.
- 50) Глобальные проблемы человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая отставание развивающихся стран и пути их решения.
- 51. Глобальная демографическая проблема как ключевая, её географические аспекты и пути решения.
- 53) Глобальная сырьевая проблема и пути её решения.
- 1. Понятие и причины сырьевой проблемы
- 2. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 3. Пути решения сложившейся проблемы
- 54) Концепция устойчивого развития
- 1. Устойчивое экономическое развитие
- 2. Устойчивое экологическое развитие
- 3. Устойчивое социальное развитие