logo search
Мировая экономика - билеты

Вопрос 2 Международная передача технологий

Международная передача технологии – межгосударственное перемещение научно-технических достижений и знаний на коммерческой или безвозмездной основе.

В большинстве стран новая технология защищается одним или несколькими правовыми инструментами:

Патент – свидетельство, выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю и удостоверяющее его монопольное право на использование этого изобретения. Обычно это право подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок действия патента обычно 15–20 лет, он действует только на территории страны, где был выдан. Для поддержания патента в силе законодательно требуется периодическая уплата весьма высоких патентных пошлин. Поэтому владелец патента зачастую предпочитает переуступить права на его использование стороне, готовой на его коммерческое использование.

Лицензия – разрешение владельца технологии заинтересованной стороне (лицензиату) использовать эту технологию в течение определенного времени и за определенную плату.

Копирайт – исключительное право автора литературного, аудио- или видеопроизведения на показ и воспроизведение своей работы.

Товарная марка – символ определенной организации, используемый для индивидуализации производителя товара, который может быть использован другими организациями без официального разрешения владельца. Это обычно рисунок, графическое изображение, сочетание букв, имя основателя или владельца. В случае экспорта товара товарная марка обычно регистрируется в странах экспорта.

Международная передача технологии может осуществляться в следующих формах:

Патентные соглашения – международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.

Лицензионные соглашения – международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию (прав пользования каким-либо предметом или прав совершать какие-либо действия).

Виды лицензий различают:

  1. по объекту:

б) по объему прав:

в) по степени открытости:

г) по способу распространения:

Специфика организации:

"Ноу-хау" – предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера.

Способы оплаты "ноу-хау":

Франчайзинг – торговля торговыми марками. Различают:

Билет №19