Признаки туризма
Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках:
-
туризм есть результат передвижения людей;
-
туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
-
путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
-
путешествие — являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту.
К специальным принципам международного туризма можно отнести такие, как:
-
свобода передвижения и свобода выбора местожительства в пределах каждого государства (ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 1948 года);
-
свобода передвижения и отсутствие дискриминации (ст. 1 Хартии туризма 1985 года)
-
уважение государственного суверенитета и др.
Индустрия туризма — многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Является одной из самых значительных отраслей экономики в мире, а для некоторых развивающихся стран - основной экономической отраслью (Кипр, Малайзия, Таиланд и др.).
Однако, дефинирование индустрии туризма как комплекса предприятий производственной и не производственной сферы, предоставляющие туристские услуги и производящие товары туристского спроса, является следствием отраслевого подхода. Поэтому стоит учитывать, что индустрия туризма представляет собой не только совокупность выше перечисленных предприятий, но является одной из форм освоения территории. Экономические факторы развития туризма На смену индустриальной эпохе, в которой основной ценностью было материальное благополучие, приходит постиндустриальная эпоха, где главной целью являются впечатления и ощущения. Немаловажными факторами, влияющими на развитие туризма стали развитие транспорта, связи, растущей мобильности, урбанизация, сокращение рабочего времени, рост общественного богатства.В этих условиях социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %. На мировом рынке туристский продукт лидирует наравне с нефтью. Ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Годовой доход от международного туризма ещё в 1995 году оценивался в 373 млрд долл. При этом совершено было 567 млн международных путешествий. Туризм обеспечивает работой 137 млн человек.[6]Быстрое усиление финансово-экономических позиций туристской отрасли привело к тому, что во многих странах мира туризм стал существенным фактором регионального развития. Органы территориального управления различных иерархических уровней, от графств и районов до федеральных властей, заботятся о развитии туризма и местностей, обладающих ценными рекреационными ресурсами. Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.Исходя из этого власти инициируют разработку стратегии туристской активности, совместно с бизнесом — разработку туристской инфраструктуры, создание национальных парков и рекреационных зон, привлечение инвестиций и рост числа визитов в регион.Согласно данным Всемирной туристской организации в 2007 году число только международных туристских поездок составило около 900 млн (в 2004 году — 766 млн.). В 2005 году на Европу пришлось 444 млн прибытий, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона — 156 млн, на Северную и Южную Америки — 133 млн, на прочие регионы — 75 млн. Туристский продукт окончательно превратился в экономическую категорию лишь в условиях массового туризма. Интенсивность туризма — показатель, дающий представление о том, какая часть населения страны (в процентах) ежегодно совершает хотя бы одну поездку. Когда интенсивность туризма выше 50 %, можно говорить, что в данной стране туризм имеет массовый характер. Туристский баланс страны — это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцам в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный (Таиланд, Швейцария), если отрицательное — пассивный (Германия, Россия). С экономической точки зрения привлекательность туризма как составной части услуг — в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте. Туристский бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В туристской индустрии динамика роста объёмов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направляется также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и процветания мира.Задача развития туризма требует решения множества сопутствующих задач, например развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, улучшение имиджа, развитие информационной инфраструктуры.
Европа
Европейские страны принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1989-1997 годах число туристов, прибывших в Европу, увеличилось до 350 млн человек, а денежные поступления от международного туризма возросли в 2 раза. Однако доля Европы в мировом туризме постепенно падает. Исследования национальной принадлежности туристов, путешествующих по континенту, показывают, что 90 % европейских туристов — это жители самих европейских стран. Немцы составляют 19 % от общего числа путешествующих, британцы — 10 %, французы — 7 %, датчане — 6 %.
Относительная потеря доминирующего положения Европы в туризме вызвана[8]:
-
старением туристического продукта южноевропейских стран (Греция и Италия);
-
высокие цены на туристические продукты в североевропейских странах (Великобритания, Швеция)
-
социально-экономические и этнические проблемы в восточноевропейских странах;
-
рост популярности стран Юго-Восточной Азии.
Туристические потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы (Франция, Испания, Италия). Такая концентрация — результат привычки к летнему пляжному отдыху. Великобритания известна образовательным туризмом, а Северная Европа (Скандинавия и Ирландия) специализируются на экологическом туризме.
- 1.Предмет, методы исследования экономической географии, её место в системе наук.
- 2. Взаимодействие общества и географической среды. Международная экологическая безопасность на современном этапе.
- 3. Мир на рубеже 21 века: геополитические и геоэкономические реалии. Геополитические
- Геоэкономические
- 4.Понятие природных ресурсов, их роль в жизни общества
- 5. Топливные ресурсы
- 6. Металорудные ресурсы
- 7) Неметаллические руды (фосфориты, апатиты, калийная и поваренная соль, сера и др.). Особенности размещения и пути рационального использования.
- 8. Лесные ресурсы. Особенности размещения и пути рационального использования.
- 9. Водные ресурсы планеты.
- 10. Земельные и лесные ресурсы.
- 11.Динамика населения мира и основные особенности его расселения по планете
- 12.Население мира: численность, характер воспроизводства, половозрастная структура.
- 13. Миграция населения
- 14. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
- 15. (1)Население как естественная основа формирования трудовых ресурсов. (2)Трудовые ресурсы мира и их размещение.(3) Проблема безработицы и создания новых рабочих мест
- 16).(1)Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.(2) Роль научно-технического прогресса в изменении отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства.
- 17. Мгрт
- 18. Отраслевая структура
- 19. Динамика отраслевой и организационной структуры промышленности мира
- 20. Эволюция теорий размещения промышленности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Теория индустриального общества Дадендорфа, постиндустриального – Белла, Тоффелера.
- 21. Роль индустриального сектора в мировой экономике и в экономике отдельных государств.
- 22. Топливно-энергетический комплекс мира, его структура, динамика развития и размещение.
- Структура топливно- энергетического комплекса.
- 23. Нефтяная промышленность
- 1.2. Основные тенденции развития мировой нефтяной промышлен ности:
- 24. Мировая газовая промышленность
- 2.2. Основные тенденции развития мировой газовой промышлен ности:
- 25. Угольная промышленность.
- 26. Электроэнергетика
- 29. Машиностроение как главная отрасль обрабатывающей промышленности мира. Структура машиностроения, региональные особенности производства машиностроительной продукции, свдиги в географии отрасли.
- Черная металлургия
- Машиностроение
- Лесная промышленность
- Легкая промышленность
- 30. География химической промышленности мира. Структура, сырьевая база, особенности современного размещения, мировая торговля продукцией.
- 31. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность мира: особенности современного размещения, динамика и перспективы развития.
- 32. География мировой легкой промышленности. Отраслевая и территориальная структуры мира.
- 33. Понятие сферы услуг, её структура, роль в мировой экономике, тенденция развития. Географический анализ сферы услуг на уровне стран и макрорегионов.
- Структура сферы услуг.
- 34. Туризм как одна из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами.
- Признаки туризма
- Америка
- Восточная Азия и Тихоокеанский регион (ват)
- 36. Международная торговля.
- 37. Транспорт как главная отрасль инфраструктуры мирового хозяйства. Понятие и размеры транспортной системы мира, изменения в мировом грузообороте, международные пассажирские сообщения.
- 38. Жд транспорт, его роль в международных и внутригосударственных перевозках грузов и пассажиров.
- 39.Автомобильный транспорт
- 40.Воздушный транспорт мира.
- 41. Морской транспорт
- 42. Внутренний водный транспорт
- 43. Контейнеризация мировой транспортной системы и «транспортные мосты»
- 44. Понятие, состав и структура агропромышленного комплекса мира. Особенности развития апк (агробизнес) в различных группах стран. «Зеленая революция» и её влияние на мировое сельское хозяйство.
- 45. География растениеводства мира. Размещение основных зерновых и технических культур.
- 46. География животноводства мира. Основные отрасли животноводства и особенности их размещения.
- 47. Продовольственная проблема - глобальная проблема, состоящая в нехватке калорийного и рационального питания, которым, по данным оон, обеспечена лишь 1/3 часть населения Земли.
- 48. Факторы размещения производства в период нтр
- 49) Крупные экономико-географические регионы мира, общая характеристика региона и одной из стран (с.Америка-сша, л.Америка-Бразилия, Европа-фрг, снг-Россия, Азия-Китай, Африка-юар)
- Промышленность России.
- 50) Глобальные проблемы человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая отставание развивающихся стран и пути их решения.
- 51. Глобальная демографическая проблема как ключевая, её географические аспекты и пути решения.
- 53) Глобальная сырьевая проблема и пути её решения.
- 1. Понятие и причины сырьевой проблемы
- 2. Топливно-сырьевая ситуация в современном мире
- 3. Пути решения сложившейся проблемы
- 54) Концепция устойчивого развития
- 1. Устойчивое экономическое развитие
- 2. Устойчивое экологическое развитие
- 3. Устойчивое социальное развитие