16.6.3. Перспективы экономической интеграции стран снг
Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырех степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определенного набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять - по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции.
Что касается Содружества Независимых Государств в целом, то здесь экономисты-международники разделились на два лагеря.
Одни утверждают, что у СНГ нет никаких перспектив. Трудно рассчитывать на улучшение процесса экономической интеграции стран СНГ в ближайшем будущем, поэтому странам-участницам следует переходить к нормальным двусторонним торгово-экономическим отношениям. В настоящее время действенная экономическая интеграция на постсоветском пространстве невозможна из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ.
Логика экономического и политического выживания должна толкать бывшие союзные республики навстречу друг к другу. Народы хотят, чтобы интеграция была действенной. Самой сложной проблемой для политической элиты является болезненное восприятие необходимости добровольного делегирования части суверенитета наднациональным структурам. Ведь любые межгосударственные союзы ведут к некоторому допустимому ограничению экономического и порой политического суверенитета интегрирующихся стран, поскольку каждая из них должна будет строить свою политику, исходя из интересов не только собственных, но и партнерских.
Отсюда неизбежен поиск компромиссов. Реинтеграция стран СНГ через сохранение политической независимости и этнической уникальности народов - самая разумная формула будущего СНГ.
Не урегулированы вопросы разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, что оказывает негативное влияние на развитие сотрудничества и исполнение заключённых соглашений. Существует ряд проблем, требующих решения на региональном уровне. К их числу относятся:
1. Недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества нормативно-правовой информацией.
2. Отсутствие данных о конъюнктуре рынков и ценах.
3. Отсутствие системы кредитования и страхования внешнеторговых операций.
Другие считают, что развитие Содружества в последние годы свидетельствует о том, что никто не отказывается от сотрудничества в целом, а центростремительных тенденций потенциально больше, чем центробежных, что тенденция к экономическому объединению стран СНГ в конце концов возобладает. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 90-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками.
Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль предпринимательских структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.
В предстоящий период экономическое сотрудничество России со странами СНГ будет развиваться на основе одобренной главами государств СНГ Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и утвержденного ими Плана основных мероприятий по её реализации.
Концепцией определено, что экономическое сотрудничество сегодня является приоритетом СНГ, необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.
В настоящее время осуществляется разработка проекта Стратегии экономического развития СНГ. Работа ведется в рамках межгосударственной Рабочей и экспертной групп государств-участников СНГ, возглавляемых представителями украинской стороны. Планируется завершить работу над Стратегией уже в этом году. Это должен быть системный, комплексный документ, направленный на успешное достижение целей экономического сотрудничества стран СНГ на долгосрочную перспективу, до 2020 года.
Основной целью в среднесрочной перспективе является формирование в рамках интеграционных объединений элементов общего (единого) экономического пространства, что, в свою очередь, предполагает создание более благоприятных условий (справедливой конкурентной среды) для деятельности российского бизнеса на этом направлении.
Одним из основных вопросов правового обеспечения интеграционных процессов в СНГ, помимо формирования нормативной правовой базы таможенного союза, является завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее её совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Организация этой работы предусмотрена одним из пунктов Плана по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной главами государств СНГ 5 октября 2007 г.
Принятие Конвенции по межтерриториальному сотрудничеству и создание Конгресса местных и региональных властей СНГ позволит обеспечить урегулирование юридических вопросов, возникающих в государственно-правовой практике межтерриториального сотрудничества, обоснованное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами представительной и исполнительной власти
Интеграционные процессы в СНГ определяются «разноформатным и разноскоростным характером, а также множеством интеграционных группировок». Необходимо усиление экономической интеграции, неизбежно приводящей при наличии заинтересованности и политической воли к созданию единого экономического пространства. Первые шаги для этого сделаны. Главами четверки - Белоруссии, Казахстана, Украины и России - подписано соглашение, согласно которому предполагается объединение таможенных территорий, на которых будут функционировать единые экономические механизмы, обеспечивающие свободное передвижение товаров, услуг, капитала и т.д. Будет проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежная, кредитная и валютно-финансовая политика и т.д. Вместе с тем, каждая страна имеет право сама определять степень своего участия в формировании единого экономического пространства. «Россия является ядром в экономической интеграции Содружества, - В связи с этим необходимо совершенствовать систему своего участия и управления интеграцией.
- Оглавление
- Тема 13. Мировой рынок капитала 3
- Тема 14. Платежный баланс 17
- Тема 15. Международная миграция рабочей силы 41
- Тема 16. Международная экономическая интеграция 55
- Тема 13. Мировой рынок капитала
- 13.1. Теории международной миграции капитала
- 13.2. Формы и последствия международной миграции капитала
- 13.3. Мировой рынок ссудных капиталов.
- 13.3.1. Еврорынок как звено мрск
- 13.3.2. Рынок еврокредитов.
- 13.4. Иностранные инвестиции в Россию
- Тема 14. Платежный баланс
- 14.1. Теоретические основы платежного баланса
- 14.1.1. Понятие платежного баланса
- 14.1.2. Структура платежного баланса
- 14.1.3. Факторы, влияющие на платежный баланс
- 14.2. Методы регулирования платежного баланса
- 14.2.1. Методы регулирования дефицитного платежного баланса
- 14.2.2. Методы регулирования профицитного (активного) платежного баланса
- 14.2.3. Методы балансирования платежных балансов
- 14.3. Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации
- Тема 15. Международная миграция рабочей силы
- 15.1. Международная трудовая миграция: причины и направления
- 15.2. Мировой рынок труда и его особенности в современных условиях
- 15.3. Регулирование международной трудовой миграции
- 15.4. Эмиграция из России
- Тема 16. Международная экономическая интеграция
- 16.1. Сущность международной экономической интеграции
- 16.1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции
- 16.1.2. Предпосылки международной экономической интеграции
- 16.1.3 Факторы развития международной экономической интеграции
- 16.1.4. Признаки интеграции
- 16.2. Объективные основы и этапы экономической интеграции
- 16.2.1. Этапы экономической интеграции
- 16.2.2. Преференциальные торговые соглашения
- 16.2.3. Зона свободной торговли
- 16.2.4. Таможенный союз
- 16.2.5. Общий рынок
- 16.2.6. Экономический союз
- 16.2.7. Политико-экономический союз
- 16.3. Теории международной экономической интеграции
- 16.4. Последствия международной экономической интеграции
- 16.5. Модели современных интеграционных процессов
- 16.6. Интеграционные процессы в снг
- 16.6.1 Интеграционные процессы и Россия
- 16.6.2. Состояние интеграционных процессов России и снг
- 16.6.3. Перспективы экономической интеграции стран снг