logo search
Мировая экономика - билеты

Вопрос 1 Перспективы развития снг

Говоря о дальнейшей судьбе Содружества, можно реально предста­вить три возможных варианта развития. Первый — оптимистический, связанный с дальнейшим укреплением СНГ, совершенствованием меха­низма реализации его решений, повышением их действенности. Что для этого нужно? Прежде всего нужна политическая воля руководства стран СНГ. Если она будет, можно доработать Устав СНГ, внести в него необ­ходимые коррективы, сделать более действенными решения уставных органов Содружества. Главное не затягивать этот процесс, хотя, с другой стороны, и спешка здесь также будет вредна. На саммитах глав госу­дарств СНГ, состоявшихся в последние годы, лидеры стран Содружества твердо высказались за такой путь развития.

Что касается России, то она стремится именно к такому развитию СНГ. Логика политического взаимодействия стран Европы, Америки, Азии, Африки подталкивает именно к такому развитию событий. Дан­ный сценарий отвечает потребностям всех без исключения стран Содру­жества. Особенно это касается сферы экономического, социального, гу­манитарного взаимодействия.

Второй вариант развития СНГ — оставить все, как есть. На этом пути СНГ не добьется больших успехов. Этот путь можно охарактеризо­вать так: аморфность решений, необязательность их исполнения, неоп­ределенность статуса Содружества.

Наконец, третий путь развития — пессимистический. Постепенно роль Содружества в процессах интеграции будет падать, оно превратится в чисто консультационный орган. Сотрудничество между новыми неза­висимыми государствами будет осуществляться в рамках узких интегра­ционных объединений типа ЕврАзЭС, ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Ук­раина, Азербайджан, Молдова) или Центрально-Азиатского сообщества. Несомненно, возрастет значение двустороннего сотрудничества, которое при любом из трех указанных сценариев будет играть важную роль.

Что касается России, то она предпочитает развитие СНГ по первому сценарию. Как отмечал Президент Российской Федерации В. В. Путин, «не только историческая близость, но и ясные практические соображе­ния диктуют необходимость активизации наших усилий в СНГ. Россия остается ядром интеграционных процессов в Содружестве. В период экономического подъема для России здесь открываются новые возмож­ности. Россия будет продолжать кропотливую работу по строительству Союзного государства, стимулировать дальнейшее развитие интеграци­онных процессов в целом»1.

Российская Федерация рассматривает пространство СНГ как сферу ее стратегических интересов. Она исходит из того, что и для государств Содружества Независимых Государств Россия является зоной их национальных интересов. При этом наша страна заинтересована в стабильности и экономическом прогрессе на пространстве СНГ.

Развитие сотрудничества со странами СНГ является главным внеш­неполитическим приоритетом России. Приоритетной для России остает­ся работа по углублению интеграции на пространстве Содружества, в том числе в рамках Единого экономического пространства, Евразийско­го экономического сообщества. Этот приоритет связан не в последнюю очередь с получением конкретных преимуществ на мировых рынках.