logo search
Олигополия_теории

1.4. Рынок Операторов сотовой связи

Рынок услуг сотовой связи за восемь лет, с 2000-го по 2008 год, пережил, наверное, одну из самых заметных трансформаций. Достаточно сказать, что число клиентов мобильных операторов вырастет за этот период в 40 раз. Столь же радикально меняется и политика операторов: если первые пять лет века они стремились снижать тарифы, отчаянно демпингуя при выходе на новые рынки, то уже начиная с 2006 года вынуждены начать борьбу за повышение дохода с одного абонента. Наконец, совершенно беспрецедентно выстраивались отношения этого рынка с иностранными инвесторами. Дав мощный толчок рынку в конце 1990-х и начале XXI века, спустя несколько лет большинство западных компаний покинули рынок: существенными игроками на нем сегодня являются лишь норвежский Telenor и весьма условно иностранный фонд IPOC, чьи русские корни ни у кого не вызывают сомнений .

По данным Госкомстата число сотовых телефонов в России превысило количество жителей. На фоне этого операторы сотовой связи проводили политику повышения числа своих абонентов, уменьшая стоимость услуг. Так с 1995г. Стоимость услуг сотовых операторов уменьшилась в 30 раз. В настоящий момент с середины 2004 года операторы начали использовать неценовые методы борьбы. Примером олигополии на региональном уровне при взаимодействии общенациональных и регеональных фирм может стать челябинский рынок сотовых операторов . Здесь на фоне общероссийских (Билайн, МТС, Мегафон) и мировых (Теле2), действует и внутриобластная U-tel.

Доли рынка услуг операторов сотовой связи Челябинской области:

Мобильные операторы уперлись в потолок: они больше не могут наращивать доходы за счет увеличения численности абонентов. Теперь главная задача сотовых операторов - научиться зарабатывать на каждом клиенте по максимуму. Судя по первым шагам, у наших компаний это получается - хотя выручка операторов в этом году будет расти медленнее, чем в прошлом, она все равно увеличится больше чем на 20%.

По количеству SIM-карт Россия обгоняет Германию и Францию. Дело в том, что у нас “симки” могут считаться работающими и через полгода после последнего звонка, тогда как в Западной Европе операторы списывают со счетов номера, молчащие больше трех месяцев.

Абонентская база мобильных операторов расти уже почти не будет: за пять лет они подключили практически всех, кого могли. “В IV квартале 2006 г. средний доход на абонента у крупнейших мобильных операторов колебался в пределах $8,5-8,9 в месяц. Расти есть куда: доля трат домашних хозяйств на мобильные услуги в России самая низкая из всех экономически развитых стран”, - поясняет Екатерина Генералова из МДМ-банка. Единственный способ нарастить доходы - заставить потребителя больше говорить. “В России доля неголосовых услуг в доходах компаний не превышает 12%. В странах Западной Европы эта доля колеблется на уровне 18%, - комментирует Руперт Вуд, главный аналитик Analysys. - Вряд ли стоит рассчитывать на то, что она начнет резко расти в России c появлением связи третьего поколения. Хотя бы потому, что для этого придется покупать новые дорогие телефоны”. Остается бороться за продолжительность разговоров. Первый шаг уже сделан: с мая крупнейшие сотовые операторы ввели новые кредитные тарифы. Теперь телефон не отключится, даже если деньги на нем закончатся. “Это важный психологический момент: люди не будут бояться, что у них закончатся средства на телефоне, и будут дольше говорить”, - прогнозирует Генералова.