logo search
UMK_Sovremennye_mezhdunarodnye_otnoshenia_2011_

Тема 5. Внешняя политика и региональные проблемы международных отношений.

Вопросы темы:

  1. Концепции внешней политики и теория и практика принятия внешнеполитических решений.

  2. Дипломатия и дипломатическая служба.

  3. Основные направления внешней политики России на современном этапе. Отношения России с ведущими странами мира и со странами СНГ.

  4. Основные направления внешнеполитической стратегии США на современном этапе.

  5. Система межгосударственных отношений в современной Европе.

  6. Международные отношения в Восточной и Южной Азии.

  7. Латинская Америка и Африка в современных международных отношениях.

  1. Концепции внешней политики и теория и практика принятия внешнеполитических решений.

Выделяют три основные модели формирования внешней политики (подход американского исследователя Г. Аллисона).

Первая модель – классическая, в которой внешняя политика представляется результатом сознательной, целенаправленной деятельности актора. Государство рассматривается как единое целое и отождествляется с одним человеком. Такое понимание верно по отношению к Древнему миру и Средневековью, а также такое понимание оправдано и в случаях с диктаторскими и тоталитарными режимами.

Вторая модель – представление о внешней политике как следствии комплекса организационных актов и процессов. Данная модель основана на понимании государства как института, состоящего из совокупности различных организационных структур и не являющегося чем-то однородным, монолитным. Проблемы международной политики государства имеют сложный, комплексный характер, и это требует их передачи в ведение отдельных организационных структур. Сама внешняя политика складывается из отдельных действий государства на международной арене. Ресурсы, используемые во внешней политике государством, находятся в ведении его отдельных подразделений (МИДа, Министерства обороны, Министерства финансов и т.д.).

Третья модель – бюрократическая - внешняя политика как результат политического торга ведомств и их лидеров. Эта теория исходит из того, что наблюдаемая внешняя политика государства всегда есть итог сложных отношений между ведомствами, участвующими в выработке, принятии и осуществлении внешнеполитического курса. Каждое такое ведомство подвергается лоббирования извне и действует в условиях межведомственных конфликтов, столкновения интересов, амбиций руководителей. Эти взаимодействия либо встроены в систему разделения властей (в демократиях), либо в систему придворных интриг (при авторитаризме или тоталитаризме). При принятии решения договаривающиеся стороны руководствуются не столько прагматическими соображениями, касающимися решения проблемы, сколько соображениями открытого или неявного политического или статусного торга в отношениях друг с другом. В итоге обычно принимается не абстрактно «лучшее» решение, такое, по которому может быть достигнут компромисс в политическом торге внутри принимающей решение группы.

В реальной действительности в процессе формирования и осуществления внешней политики любого государства, включая и Россию, можно увидеть элементы всех трех моделей, описанных Г. Аллисоном.

Поскольку международная политика представляет собой деятельность людей, весьма важно понимать мотивы, которыми они руководствуются. В политической психологии сформировалось несколько подходов к изучению процесса принятия внешнеполитических решений.

Исторически первыми стали исследования на основе методологии психоанализа и идеях З. Фрейда и его последователей. Один из основоположников американской политической науки Г. Лассуэл пытался через выявление патологических черт личности некоторых политических лидеров объяснить их поведение, причины принимавшихся ими решений во внутренней и внешней политике.

Представители другого направления американской политической психологии акцентировали внимание на личностных качествах политических лидеров и на условиях, в которых эти качества оказывают влияние на процесс принятия внешнеполитических решений. Они предполагали, что в определенных международно-политических ситуациях, особенно кризисных, личные качества государственных лидеров приобретают весьма важное значение. В рамках данного направления было выработано понятие операционального кода. В самом общем виде оно включает систему основных принципов, которыми руководствуются политические лидеры при определении внешнеполитической стратегии.

Третье направление в политической психологии было связано с применением необихевиористской методологии для моделирования личности политических деятелей, принимающих внешнеполитические решения. Примером использования бихевиористской формулы «стимул-реакция» для объяснения процесса принятия внешнеполитического решения могут быть некоторые работы авторитетного специалиста в области теории международных отношений Джеймса Розенау. В процессе принятия внешнеполитического решения он выделяет три фазы. Первая фаза связана с реакцией лидера на внешнеполитические вызовы и появлением у него стимула к воздействию на международную ситуацию. Вторя фаза – реализация решения. Третья фаза – ответная реакция объектов, подвергшихся воздействию на предшествующей фазе. Третья фаза показывает наличие обратных связей при принятии и осуществлении внешнеполитических решений.

В современных условиях процесс принятия внешнеполитических решений в большинстве случаев не связан с деятельностью отдельных лиц. Г. Лассуэл указывал, что этот процесс проходит несколько фаз. Первая – получение информации, вторая - выработка рекомендаций на основе анализа полученной информации, третья – формулирование конкретных предписаний, четвертая – вступление в силу предписаний, пятая – реализация решений, шестая – осуществляется оценка последствий реализованных действий, седьмая – подводятся итоги, что может стать исходным пунктом для принятия новых решений и начала нового цикла.

  1. Дипломатия и дипломатическая служба.

Внешняя политика тесным образом связана с дипломатией. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Дипломатические отношения представляют собой форму, внутри которой реализуются политические, экономические и иные отношения между государствами. Дипломатия – это официальная деятельность по представительству интересов государства и осуществлению его внешней политики мирными средствами, преимущественно путем переговоров.

В последнее десятилетие получила распространение неофициальная дипломатия. Так принято называть деятельность людей, не занимающих никаких постов в государственных структурах, но способных оказывать содействие в решении тех или иных внешнеполитических задач.

Выделяют и такие виды дипломатии, как двусторонняя, многосторонняя, дипломатия на высоком и высшем уровне. Двусторонняя дипломатия характеризуется взаимодействием представителей только двух государств. Если в дипломатических отношениях принимают участие представители более двух государств, то это уже многосторонняя дипломатия, например работа международных конференций и деятельность международных организаций. Если выполнение дипломатических функций берут на себя не профессиональные дипломаты, а главы государств – это дипломатия высшем уровне, если главы правительств или другие государственные руководители высокого ранга - дипломатия на высоком уровне.

С понятием дипломатии тесно связано понятие «дипломатической службы» - работа дипломатических кадров в центральном аппарате и за границей по выполнению дипломатическими средствами задач внешней политики государства. В состав дипломатических государственных органов входят: центральные органы внешних сношений, находящиеся на территории государства; зарубежные органы внешних сношений, расположенные за пределами данного государства, в других странах.

В России в структуру современного Министерства иностранных дел входит его руководящий состав – министр, его заместители и другие ответственные лица, составляющие коллегию МИД, а также территориальные департаменты, ответственные за поддержание отношений с отдельными странами и регионами мира. Существуют департаменты и управления функционального характера.

Основные задачи МИД РФ таковы: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; координация международных связей субъектов РФ; обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; обеспечение дипломатических отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями и др.

Из этих задач вытекают и основные функции МИД, среди которых такие: разработка проектов международных договоров РФ, ведение переговоров с представителями иностранных государств и международных организаций, реализация дипломатическими средствами усилий РФ по обеспечению всеобщего мира и безопасности и др.

Зарубежные органы внешних сношений подразделяются на временные и постоянные. К временным относятся делегации, выезжающие за границу для переговоров или участия в международных конференциях. К постоянным относятся дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях. Основные виды дипломатических представительств – посольства и миссии. Посольство возглавляет дипломат наивысшего ранга – чрезвычайный и полномочный посол, а миссии возглавляют дипломаты более низкого ранга – либо чрезвычайные и полномочные посланники, либо поверенные в делах.

К основным функциям и задачам посольств относятся: представительство собственного государства в стране пребывания; обеспечение национальных интересов и осуществление внешнеполитического курса государства в стране пребывания; сбор информации о положении дел в стране пребывания; содействие развитию всестороннего сотрудничества между государственными органами, частными физическими и юридическими лицами собственного государства и аналогичными органами и лицами страны пребывания. Эти задачи и функции реализует персонал посольства, который подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

Функционирование дипломатических представительств, посольств регламентируется нормами Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Прежде всего данная конвенция определяет иммунитеты и привилегии, которыми они пользуются. Иммунитеты – это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания. Объем и характер иммунитетов и привилегий для дипломатических представительств сводится: к неприкосновенности помещений представительства, к иммунитетам имущества и средств передвижения (от обыска, реквизиции, ареста); к освобождению от всех государственных налогов, сборов, пошлин и др. Дипломатическая почта – корреспонденция между дипломатическим представительством и центральными органами внешних сношений – не подлежит вскрытию или задержанию. Дипломатические курьеры – сотрудники внешнеполитических ведомств, доставляющие или сопровождающие дипломатическую почту - неприкосновенны и подлежат особой защите со стороны государства пребывания.

Для сотрудников дипломатического представительства действуют следующие личные иммунитеты и привилегии: неприкосновенность личности и жилища; полный иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий; фискальный иммунитет; таможенные привилегии и др.

Сотрудники представительств обязаны уважать законы страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела, не заниматься профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

3. Основные направления внешней политики России на современном этапе. Отношения России с ведущими странами мира и со странами СНГ.

28.06.2000 года президентом РФ Путиным В.В. была утверждена новая редакция Концепции внешней политики Российской Федерации. В этом документе дается оценка тенденций и закономерностей развития современного мира, формулируются цели и задачи внешнеполитической деятельности российского государства. В нем отмечается, ЧТО РФ проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Эта политика основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме, она максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений. Отличительной чертой внешней политики РФ является ее сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям.

В концепции констатируется, что современная Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества.

Среди приоритетов российской внешней политики на глобальном уровне называется сохранение и усиление регулирующей роли ООН в международных отношениях. Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. Россия считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов.

Внешняя политика России в международных экономических отношениях должна обеспечивать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Для этого необходимо: получать максимальный экономический эффект от участия РФ во внешнеэкономической специализации и международном разделении труда; минимизировать риски при дальнейшей интеграции России в мировую экономику; способствовать полноправному участию РФ в международных экономических организациях; содействовать привлечению иностранных инвестиций; проводить обслуживание российского внешнего долга в соответствиями с реальными возможностями страны.

В гуманитарной сфере приоритетной задачей была названа защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

Приоритетом внешней политики России в регионе будет добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами – участниками СНГ. Концепция отмечает разноскоростной и разноуровневый характер интеграции в рамках Содружества, исходя из чего Россия и будет определять параметры своих отношений с каждой из стран СНГ в отдельности. Важнейшее значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах – членах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области, в сфере безопасности, в борьбе с международным терроризмом. Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зон свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов.

Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой серьезный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.

В отношениях с США приоритетным направлением определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов.

Важное и все возрастающее значение во внешней политике РФ имеет Азия. Предполагается активизировать участие России в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеанского региона – форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональном форуме Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, Шанхайской организации сотрудничества. Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружеских отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжает поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.

Принципиальное значение имеет для России общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники конфликтов. Озабоченность РФ вызывает обстановка на Корейском полуострове, в связи с чем наша страна будет стремиться равноправно участвовать в решении корейской проблемы.

В концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношении со странами Ближнего и среднего Востока и отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.

Таким образом, внешняя политика РФ сохраняет свой глобальный характер. Среди ее приоритетов по-прежнему находятся отношения с большинством стран и регионов мира.

4. Основные направления внешнеполитической стратегии США на современном этапе

За внешнеполитическими установками и действиями США последних лет просматривается общее представление о возникающем современном миропорядке и роли в нем самих Соединенных Штатов, складывающееся под сильным воздействием концепции «однополярного мира» с оставшейся в нем «единственной сверхдержавой». Сердцевиной этого представления служит убеждение в том, что в современном мире Соединенным Штатам принадлежит уже не просто лидирующая, а центральная системообразующая роль. Это, прежде всего, относится к поддержанию международной безопасности и урегулированию конфликтов. Во-вторых, США взяли на себя роль главного архитектора и опекуна глобальной экономики. В-третьих, они считают себя гарантом мирных демократических перемен.

Таким образом, США, по мнению руководителей страны, не только определяют нормы поведения в мире, но и несут главную ответственность за обеспечение их соблюдения, совмещая функции законодателя, арбитра и «шерифа». Соответственно, весь мир делится на союзников, друзей, партнеров и не вписывающихся в Pax Americana «варваров» (применительно к современности это, с точки зрения Вашингтона преступные государства - Иран, Северная Корея, Ливия, Куба, хотя реальный список «врагов Америки» на этом не кончается). Поскольку считается, что своими режимами последние поставили себя вне закона «цивилизованного сообщества», то по отношению к ним оправданы самые жесткие меры воздействия.

«В последние годы, - говорит один из ведущих американских теоретиков внешней политики С. Хантингтон, - США пытались в одностороннем порядке добиваться следующих целей: заставлять другие страны принять американские нормы и практику в области прав человека; не дать другим странам обрести военный потенциал, ущемляющий американское превосходств в обычных вооружениях; применять американское законодательство на экстерриториальной основе против других стран; ранжировать страны по степени их приверженности американским стандартам в отношении прав человека, наркотиков, терроризма распространения ядерного оружия и ракетных технологий, а также религиозных свобод; принять санкции против стран, не соблюдающих эти стандарты... вмешиваться в локальные конфликты, не затрагивающие напрямую интересы США; вынуждать другие страны принимать социальные и экономические меры в интересах американской экономики; продвигать экспорт американских вооружений, одновременно препятствуя аналогичным усилиям других стран; устранить Генерального секретаря ООН и продиктовать кандидатуру его преемника; расширить НАТО за счет включения в нее Польши, Венгрии и Чехии; предпринять военные действия против Ирака и поддерживать жесткие экономические санкции против его режима; объявить ряд стран «преступными государствами» и исключить их из международных организаций за отказ подчиниться американским желаниям».

Основные средства принуждения в арсенале США - экономические санкции и военное вмешательство используются с нарастающей частотой. Кульминацией этой политики стало военное вмешательство США и НАТО в Косово и военная интервенция в Ирак совершенные в обход ООН и в нарушение основополагающих принципов международного права.

Среди основных направлений и задач внешней политики США выделяются следующие:

- оставаться на мировой арене державой № 1, стать бесспорным мировым гегемоном, следящим за порядком в остальном мире;

- вносить вклад в поддержание устраивающей США мировой стабильности отчасти с помощью механизмов ООН, при необходимости – без каких то ни было разрешений ООН;

- защищать жизнь и благополучие американских граждан в любой точке земного шара, в том числе с помощью военной интервенции;

- добиваться прекращения распространения ядерного оружия;

- поддерживать особые отношения с Великобританией, тесные партнерские отношения с Европейским союзом, расширять НАТО;

- поддерживать ровные отношения с Японией, как важным военным союзником в АТР;

- развивать деловое партнерство с Китаем;

- подходить к Латинской Америке как к сфере исключительного влияния США;

- защищать Израиль;

- обеспечивать беспрепятственный доступ к важнейшим источникам сырья за пределами США, особенно нефти;

- развивать взаимовыгодные дружественные отношения с «благопристойно ведущими себя» странами мира, включая Россию, но в то же время контролируя её;

- не дать возможности России консолидировать вокруг себя страны СНГ;

- определить транскавказский регион и значительную часть Средней Азии как сферу своего влияния.

Существенный вклад в реестр национальных интересов США внес в 1999 г. президент Б.Клинтон, который провозгласил право США по их усмотрению без санкций ООН, ОБСЕ осуществлять «гуманитарные интервенции» по всему миру с помощью военной силы. Эта доктрина Клинтона была дополнена в 2002 г. «доктриной Буша»: он провозгласил врагами США всех, кто отказывается солидаризироваться с политикой США и поддерживать их действия на мировой арене.

  1. Система межгосударственных отношений в современной Европе.

Окончание холодной войны, исчезновение блокового противостояния в Европе, объединение Германии, начало системной трансформации стран Центральной и Восточной Европы поставили европейские страны перед новыми вызовами.

9-10 декабря 1991 г. на встрече лидеров стран ЕС в Маастрихте (Нидерланды) был одобрен проект договора о Европейском союзе, подписанного министрами иностранных дел и финансов 7 февраля 1992 г. и вступившего в силу 1 ноября 1993 г. Договор предусматривает существенное углубление интеграции на ряде направлений:

- Европейское экономическое сообщество, учрежденное Римским договором 1957 г., преобразовано в Европейский союз. Заметно расширена сфера деятельности ЕС. Таможенный союз, общий рынок, общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика с 1999 г. были дополнены Европейским валютным союзом (ЕВС), согласованной политикой в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной сфере. Договором предусматривается введение института «гражданства ЕС», не отменяющего гражданства отдельных государств. Сформирован комитет по региональным вопросам. Расширены полномочия Европарламента.

- новым направлением деятельности ЕС стало осуществление совместной внешней политики и политики безопасности, развивающей опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающей согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.

- новым направлением стало сотрудничество в сфере внутренней политики. Речь идет, в частности, о согласовании политики стран ЕС по предоставлению политического убежища, регулированию иммиграционных процессов, борьбе с незаконным оборотом наркотиков и преступностью, о более тесном сотрудничестве полицейских служб.

Руководяще-координирующая роль в союзе отводилась единой системе органов: Совету министров ЕС, европейской Комиссии, европейскому суду юстиции и европейскому парламенту. Над ними возвышался Европейский совет. Рабочие органы Евросоюза строились как органы наднационального сотрудничества, а Европейский совет оставался институтом взаимодействия на межнациональной, межгосударственной основе. Он управлял интеграцией, формально говоря, оставаясь вне ее. 9 декабря 1993 г. была подписана декларация об упрочнении от ношений между ЕС и Российской Федерацией. Она стала первым шагом в установлении между Россией и европейскими странами  взаимоотношений, учитывающих роль общеевропейских институтов.

Европейский Союз сочетал в себе элементы конфедерации, федерации и даже унитарного государства. Три коллективных органа (комиссия, парламент и суд) были полностью независимы от национальных правительств стран-участниц. Вместе с тем, договор предусматривал возможность участия национальных государственных институтов в выработке решений Евросоюза практически на всех уровнях нормотворчества. При этом получалось, что исполнение решений, утвержденных главами государств ЕС в Европейском совете, было возложено на юридически неподконтрольные ему непосредственно органы.

В декабре 1995 г. в Мадриде Европейский совет принял решение о модификации Маастрихтского договора в свете меняющихся европейских реалий. 16-17 июня 1997 г. в Амстердаме Европейский совет утвердил измененный текст договора. Одним из наиболее важных новшеств, появившихся в Амстердамском договоре, было положение о постепенном включении Западноевропейского союза и приданных ему органов в общую систему институтов Евросоюза. Тем самым руководство Евросоюза переводило военно-политическое сотрудничество между западноевропейскими странами в сферу компетенции европейских интеграционных структур. На встрече в Амстердаме после подписания договора был одобрен ход подготовительных работ к введению единой европейской валюты – евро. В безналичный оборот она была введена в январе 1999 г., в наличной – в январе 2002 г.

Продвижения к более высоким уровням интеграции шло параллельно с проработкой вопроса о расширении Евросоюза. С одной стороны, включение восточноевропейских стран в ЕС означало увеличение его населения до полумиллиарда человек, что было выгодно. С другой – социально-экономические показатели стран-кандидатов на вступление в Евросоюз были низкими и не соответствовали нормативам ЕС. 16 июля 1997 г. европейская Комиссия назвала страны-кандидаты на вступление в союз. В первой группе претендентов значились Кипр, Польша, Словения, Эстония, Венгрия и Чехия. Группу «второй очереди» составили Латвия, Литва, Словакия и Мальта. В третью группу вошли Румыния и Болгария. 14 декабря 2002 г. в Копенгагене на очередном саммите Евросоюза было принято решение о принятии в ЕС десяти новых членов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии, с которыми с 2003 г. были начаты переговоры о подготовке договоров о вступлении. На этой же встрече рассматривался вопрос о принятии в ЕС Турции. В апреле 2003 г. на саммите Евросоюза в Афинах с десятью странами-кандидатами на вступление в ЕС были официально подписаны соответствующие соглашения.

  1. Международные отношения в Восточной и Южной Азии.

Ко второй половине 90-х годов восточноазиатская подсистема стала второй по значению после Европы подсистемой мира. Высокая динамика развития, в основе которой - опережающие темпы роста стран Восточной Азии, их успешный диалог между собой и с внерегиональными державами могут сделать Азиатско-тихоокеанский район основным центром мирового экономического и политического тяготения подобно тому, как таким центром в предшествующие эпохи была Европа. Восточная Азия - часть Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). В АТР действовуют несколько центров влияния - Китай, Япония, государства Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Россия. США хотя географически и не принадлежат к восточноазиатской подсистеме, но оказывают на нее огромное влияние.

Многополярность на уровне региона определяет подход стран Восточной Азии к оценке мировых тенденций. Китай является активным пропагандистом концепции формирования многополярной структуры международных отношений во всем мире.

В последние десятилетие произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. Благодаря реформе, начатой в 1978 г., китайская экономика вышла из кризиса. В стране была решена продовольственная проблема, а к началу 1990-х КНР стала одним из крупнейших мировых экспортеров. В стране осуществляются «очаговая модернизация» и индустриализация на современной технологической основе. По оценкам, Китай вышел на третье место в мире по объемам ВНП, уступая США и Японии.

Международные отношения в Восточной Азии характеризуются относительно высокой политической устойчивостью, в основе которой экономические успехи стран региона.

Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова. Южная Азия отделена от сопредельных географических регионов естественными границами. Геостратегическое положение стран Южной Азии отличается большим своеобразием: в центре - Индия, а остальные государства расположены по краям субконтинента. Только Индия имеет со всеми другими странами региона общую сухопутную или морскую границу. Геополитические реалии играют огромную роль для системы межгосударственных отношений в регионе.

На долю Индии приходится 73,4% территории Южной Азии, 76,5% населения региона и около 80% валового национального продукта, производимого здесь. Сходная ситуация существует и в военном отношении. Естественное доминирование одной страны предопределяет особенности региональной обстановки.

В Индии рассматривают проблему обеспечения безопасности страны в рамках всего Южноазиатского региона. Отсюда неизменное стремление защитить и упрочить доминирующие позиции Индии в Южной Азии. Страна категорически выступает против привлечения внешних сил, особенно государств глобального уровня, к решению региональных проблем. В Индии считают, что попытки найти решение спорных вопросов, возникающих в двусторонних отношениях, включив их в повестку дня международных форумов и привлекая внешние силы, лишь препятствуют мирному политическому урегулированию, укреплению региональной безопасности. Соседи Индии, напротив, обычно не видят угрозы безопасности извне.

Для устранения недоверия между государствами и народами региона, укрепления региональной безопасности важную роль должна играть Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК).

Основную роль в системе международных отношений в Южной Азии играют индииско-пакистанские отношения - и из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния. В них в сконцентрированном виде проявляется влияние практически всех негативных факторов. Наличие разных национальных интересов, политических систем и политических культур, религиозная гетерогенность дополняются геостратегическим фактором. Пакистан находится на стыке с мусульманским регионом, благодаря связям с которым может получать дополнительные экономические и военные возможности усиления своих позиций в противостоянии с Индией.

В целом регион Южной Азии становится крайне значимым для глобального уровня международных отношений.