5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития Место внешней торговли в экономике России
Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна. Доля России в мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.
Но если роль России в мировой торговле невелика, то для нее самой значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности рубля к доллару, составляет около 10%, делясь междудальним и ближним зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения.
- Лекция 19. Мировая торговля
- 1. Основные черты мировой торговли Содержание мировой торговли
- Основные этапы в развитии мировой торговли и ее динамика в современных условиях
- Структура и основные товаропотоки мировой торговли. Роль торговли услугами в международном обмене
- Ценообразование на мировом рынке товаров. Интернациональные издержки и мировые цены
- 2. Классические теории международной торговли
- Теория абсолютных преимуществ а. Смита
- Теория сравнительных преимуществ д. Рикардо
- Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина
- Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера— Олина— Самуэльсона)
- Парадокс Леонтьева
- 3. Стандартная модель международной торговли
- Основы стандартной модели
- Понятие условий торговли
- Выигрыш от внешней торговли
- 4. Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Теория специфических факторов производства
- Внешняя торговля на основе эффекта масштаба
- Торгуемые и неторгуемые товары и услуги
- Теорема Рыбчинского
- «Голландская болезнь»
- Теория конкурентных преимуществ страны Майкла Портера
- 5. Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития Место внешней торговли в экономике России
- Структура внешней торговли России
- Конкурентные преимущества и слабые стороны России
- Перспективы развития внешней торговли России
- Вопросы для самопроверки