logo search
главы все вместе!!!

Политика сша в Тихоокеанской Азии

Тихоокеанская Азия – понятие политическое, включающее в себя Восточную Азию и Океанию. Азиатско-тихоокеанский регион также является политическим понятием без строго определенных географических рамок: как правило, он включает в себя обширное образование, которое составляют страны-члены форума Азиатско-тихоокеанское сообщество (АТЭС), представляющие Восточную Азию, Австралию и Океанию, Северную и Южную Америки. Иногда в АТР включают Индию, и даже страны-члены ШОС, стоящие довольно далеко от Тихого океана.

В строго очерченных географических рамках АТР – это практически эквивалент Тихоокеанской Азии. К расширительному толкованию термина АТР, выходящему за географические пределы западной, азиатской, части Тихого океана, фактически привело желание Соединенных Штатов с самого начала образования форума АТЭС (1989 г.) поставить под свой контроль его деятельность. В результате туда сами вошли США и Канада, а затем Мексика, позже Чили и Перу. К первоначальному, более узкому понятию «АТР» страны западной части Тихого океана фактически вернулись в 2005 г. При формировании Восточноазиатского сообщества, где единственное географическое исключение было сделано для Индии.

Политика Вашингтона в Тихоокеанской Азии в своих основах остается достаточно стабильной, долгосрочной, базирующейся в ключевых моментах, касающихся национальных интересов США, на двухпартийном консенсусе.

Для Соединенных Штатов Тихоокеанская Азия – это экономически динамично развивающийся регион, где практически три десятилетия не было прямых военных конфликтов, где в настоящее время отношения между крупными державами лучше, чем когда бы то ни было, где большинство стран региона привержены развитию рыночной экономики и демократии. При этом в Вашингтоне считают, отмечая успехи азиатских стран, что их процветание в последние десятилетия стало возможным в рамках более широкого мирового порядка в сферах экономики и безопасности, поддерживаемого американским лидерством.

Тихоокеанская Азия остается важнейшим наряду с Европой, полем приложения экономической, политической, военной и «мягкой» силы Соединенных Штатов, которые и далее собираются: опираться здесь на передовое базирование своих вооруженных сил; двусторонние альянсы, прежде всего с Японией и Австралией, а также Южной Кореей; проводить политику, направленную на дальнейшее устранение и недопущение появления новых барьеров для американских товаров и инвестиций; поддерживать такие организации как АТЭС, АСЕАН или 6-ти сторонний формат переговоров по северокорейской проблеме – т.е. тех организаций и форумов, которые позволяют Вашингтону сохранять здесь свои лидирующие позиции1.

В качестве ведущей тихоокеанской державы Соединенные Штаты ставят себе в заслугу развитие открытой политической и экономической среды в регионе, которая помогает улаживать конфликты, способствует экономическому росту и появлению новых возможностей для развития, а все это, в конечном счете, по их мнению, способствует поддержанию региональной стабильности.

В долгосрочном плане Тихоокеанская Азия для Вашингтона – это также во многом район конкуренции за ресурсы, в том числе энергетические. Экономические позиции в регионе, двусторонние торгово-экономические связи с его крупнейшими государствами являются объектами пристального внимания Вашингтона.

Торгово-экономические отношения Соединенных Штатов со странами АТР получили в последние два-три десятилетия значительное развитие, превратившись в важный составной элемент мировой экономики. Особенно важны торгово-экономические обмены США с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией, рядом других стран западной части Тихого океана.

Для США, помимо взаимоотношений в рамках АТЭС или других региональных форумов и организаций, взаимодействие с крупнейшими государствами Восточной Азии уже давно имеют или приобрели относительно недавно самостоятельное значение. Естественно, что для Соединенных Штатов Китай и Япония являются важнейшими контрагентами в АТР. Соединенные Штаты в принципе заинтересованы в стабильных двусторонних отношениях между крупнейшими восточноазиатскими державами – Китаем и Японией2.

Администрация Дж. Буша-младшего с самого начала своей деятельности стала подчеркивать, что отношения с Японией являются главными для Вашингтона в Азии (особенно с учетом растущего соперничества в регионе с Китаем), как бы противопоставляя это ситуации, сложившейся во время правления Б. Клинтона. Речь шла об акцентированной попытке «вернуть» Японию на первое место в американской политике в АТР. Однако ход событий показал, что в связи со стремительным наращиваем Китаем своей экономической мощи (при всем отставании от США по многим качественным параметрам) это было легче декларировать, чем осуществить на практике: баланс значения Японии и Китая в региональной стратегии Вашингтона продолжал смещаться в пользу Пекина.

Политика Вашингтона в настоящее время четко отражается в статье «Тихоокеанское столетие Америки» государственного секретаря США Хиллари Клинтон в журнале Foreign Policy. В статье не только признается колоссальный экономический рост региона, переместивший центр тяжести мировой экономики в Азию, но и подчеркивается важность американского лидерства и доминирования на просторах Азиатско-Тихоокеанского региона. Задача использования динамичного роста Азии находится в центре американских экономических и стратегических интересов и является ключевой для президента Обамы. Свободные рынки Азии открывают Соединенным Штатам беспрецедентные возможности для инвестиций, торговли и доступ к передовым технологиям.(с. Хилари Клинтон) Нынешней задачей является построение цепи союзов и организаций по всему Тихому океану, которые будет неуклонно и последовательно следовать американским интересам и ценностям, так же как это было сделано в Атлантике.

Государственный секретарь США заявляет, что одним из самых ярких и сильных партнеров является Китай, который, как и множество других стран расцвел и преуспел, будучи частью открытой и правовой системы, которую Соединенные Штаты помогли построить и продолжают укреплять. И на сегодняшний день Китай представляет из себя самого сложного и важного партнера, с которым Соединенные Штаты имели дела. Этот факт призывает к аккуратному, постоянному и динамичному управлению, отношения США с Китаем основаны на реалистичном подходе, нацелены на результат и следуют общим принципам и интересам.

Одним из главных посланий Клинтон избирателям является сообщение о том, что Америка не возвращается домой, а осуществляет перегруппировку своих сил и изменение стратегии в пользу региона, который сулит ей процветание3.

В Китае двусмысленность программы, предложенной госсекретарем, не осталась незамеченной. Официальная печать отреагировала достаточно резко, не преминув заметить, что Азиатско-Тихоокеанский регион принадлежит всем народам данного региона. И даже если впереди ожидается "тихоокеанский век", это будет "тихоокеанский век" всех стран региона4.

Американское восприятие международной роли Китая и, соответственно, определение характера американо-китайских отношений постоянно эволюционирует в зависимости от складывающегося в Соединённых Штатах понимания стоящих перед страной проблем и задач по их решению в применении к двусторонним отношениям с азиатским гигантом и его роли в мире. Разные точки зрения на перспективы отношений с Китаем, на формулирование китайской политики Соединенных Штатов существуют в вашингтонской администрации, в Конгрессе, в деловых кругах и в среде многочисленного американского экспертного сообщества, прямо или косвенно следящего за Китаем.

Как правило, это является отражением борьбы двух линий в американской политике, неизбежно выливающейся в то или иное их сочетание, по вопросу о том какими должны быть отношения Вашингтона и Пекина в долгосрочном плане. Одна из этих линий нацелена на «сдерживание» Китая, прежде всего его растущей военной мощи, хотя и не только. Вторая – исходит из необходимости курса на вовлечение КНР в решение насущных мировых проблем, среди которых наиболее важной для Соединенных Штатов является участие Китая в поддержании безопасности в Восточной Азии, особенно в ее северной части. Другой важнейшей стороной линии на «вовлечение» является обеспечение выгодных для Соединенных Штатов условий в торгово-экономических связях с Китаем.