2. Экологическая политика
В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большими возможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них – экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.
Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающей среды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.
Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Им рассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.
Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта в необходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.
Эти проблемы не только ухудшают и без того неблагополучную ситуацию, но и ускоряют темпы загрязнения окружающей среды: многие современные показатели уже несопоставимы с аналогичными в предшествующие периоды. В XX в. уничтожена четверть всех обрабатываемых земель и более двух третей лесов. За последние 30 лет загрязнение воды увеличилось более чем в 10 раз, а производство возросло в 2,5 раза. Многие специалисты говорят и о проблеме загрязнения космоса, так как за последние годы в нем накопилось множество уже не нужных нам объектов, многие из которых нельзя возвратить на Землю – это может вызвать серьезные и непоправимые последствия.
При всем этом явном и быстром ухудшении экологических показателей расходы на охрану природы возросли всего в 3,5 раза, причем существует тенденция, при которой этот разрыв увеличивается еще больше.
Сотрудничество в экологической сфере предполагает взаимодействие стран, так как многие из них (развивающиеся и страны с переходной экономикой) не имеют достаточного количества средств для преодоления экологической угрозы. Естественно, большая часть вредных выбросов приходится на развитые страны, но, по прогнозам специалистов, «вклад» в этой области развивающихся стран к середине XXI в. увеличится с 28 % (на сегодняшний день) до 40 %.
В решении этой проблемы необходимо опираться на международный уровень. Еще в 1983 г. была создана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию в рамках Организации Объединенных Наций.
В 1992 г. проводилась конференция в Рио-де-Жанейро по развитию и окружающей среде. На ней была принята «Повестка дня на XXI век», которая содержала ряд положений. Главными из них являются: права людей на здоровье, охрану окружающей среды, соблюдение интересов будущих поколений, внесение изменений в технологии и методы производства и потребления.
Современные экологические проблемы носят и политический характер. Это относится прежде всего к сфере создания и проведения испытаний ядерного оружия. Сотрудничество в этой сфере требует особого внимания, хотя зачастую ограничения по использованию опасных веществ, ядерного оружия и прочее идут в разрез с национальными интересами той или иной страны.
Для решения экологических проблем не применимы рыночные методы, что относится и к другим глобальным проблемам. Для этого требуются административные и другие, косвенные меры. К первым относятся запреты, ограничения, установление определенных стандартов, обязанностей проводить экспертизы и т. д. К косвенным относятся: штрафы, платежи, специальные налоги и сборы, создание природоохранных фондов и др.
Настоящий период, характеризующийся обострением экологических проблем, возникновением катаклизмов, заставил многие страны объединить усилия. Существует ряд мер, которые необходимо предпринять для обеспечения экологической безопасности: осознание всей остроты экологической проблемы, разработка и осуществление последовательных мер в этом направлении, постоянный контроль за состоянием окружающей среды, привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства, обеспечение контроля за возведением экологически опасных объектов, экологическое воспитание населения и т. д.
Всем этим вопросам была посвящена конференция ООН в Киото в 1997 г., в которой приняло участие более 120 стран. Обсуждались меры по привлечению средств стран со всего мира, были установлены предельные уровни выбросов для каждой страны (причем страны могут продавать свои квоты друг другу).
В 2000 г. состоялся форум в Гааге. На нем страны попытались устранить те недостатки, которые все же существуют в рамках квотирования, и устранить недостатки в программе по сокращению выбросов в атмосферу.
Как бы то ни было, страны всего мира понимают всю значимость экологической проблемы и стараются координировать свои действия в природоохранной сфере.
Государственная политика, проводимая с определенными целями, может значительно влиять на формирование конкурентных преимуществ различных стран. В последние десятилетия она все чаще осуществляется с помощью проведения активной экологической политики в рамках экономической стратегии наиболее развитых государств. Государство вынуждено вмешиваться в решение экологических проблем, потому что рыночные механизмы сами по себе пока что не могут учитывать экологические издержки в цене товаров. Это сфера, в которой фирмы не всегда получают немедленную прибыль, но выгоды для нации в целом значительно выше выгод, получаемых отдельными компаниями.
М. Портер считает, что экологическая политика не влияет отрицательно на конкурентоспособность государств, так как страны с наиболее строгим природоохранным законодательством лучше всех экономически развиты. Наоборот, экологическая политика способствует повышению конкурентоспособности государств, отраслей и отдельных фирм. Это доказывается и научными исследованиями, и практической деятельностью фирм. На уровне государств экологически ориентированная экономика способствует повышению конкурентоспособности нации в целом, так как улучшается среда обитания, повышается качество и увеличивается продолжительность жизни трудоспособного населения. Иногда отдельная компания не получает сразу же прибыли от вложений в охрану окружающей среды, но для всей страны такие преимущества более убедительны.
Развитые страны используют экологическое законодательство и экономические рычаги природоохранной политики для повышения конкурентных преимуществ фирм и в конечном счете государства в целом. С этой целью они стимулируют ранний спрос на экологически чистую продукцию, повышают информированность потребителей, проводят сбалансированную политику в отношении иностранных инвестиций, поощряют внедрения экологически чистых технологий и развивают новые экологические отрасли. При этом особенно важно принимать первыми по сравнению с другими странами строгие стандарты и нормы, постоянно их ужесточать и контролировать их выполнение. Это дает технологическое преимущество в конкурентной борьбе.
В некоторых отраслях экономики субъектами конкурентной борьбы являются фирмы, а не государства. Фирмы рассматривают экологически ориентированное производство как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Это может достигаться за счет следующих факторов:
1) экономия сырья и энергии ведет к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов;
2) большинство экологических проблем представляют собой дополнительные возможности для фирм, главной предпосылкой которых является постоянное совершенствование технологий; наибольшие конкурентные преимущества получают фирмы, ранее других осуществляющие капиталовложения в экологически чистые технологии.
В последнее время фирмы сами требуют от государства ужесточения законодательства для приобретения преимуществ над конкурентами. Эта тенденция распространяется не только на отдельные фирмы, но и страны.
- Н.С. Носова, н.И. Роньшина Международные экономические отношения: конспект лекций Лекция № 1. Основные понятия и проблемы международных экономических отношений
- 1. История мэо
- 2. Основы теории мэо
- 3. Международное разделение факторов производства
- 4. Значение мэо сегодня
- 5. Формы мэо и их участники
- 6. Экономическая глобализация
- 7. Участие России в мэо
- Лекция № 2. Международный обмен товарами и услугами и его регулирование. Внешнеторговая политика различных стран в конце XX в
- 1. Особенности развития, товарная структура и распределение международной торговли
- 2. Международная торговля услугами
- 3. Мировая электронная торговля
- 4. Средства импортной политики. Средства экспортной политики
- 5. Лизинг как способ содействия развитию внешнеэкономических связей
- 6. Особенности внешнеторговой политики различных стран
- Лекция № 3. Мировые рынки товаров, труда и капитала
- 1. Мировые рынки товаров
- 2. Международное движение капитала
- 1. По источникам происхождения капитал имеет следующее деление.
- 2. По характеру использования существует следующее подразделение.
- 3. По срокам имеет следующее деление.
- 4. По целям капиталовложения существует следующее подразделение.
- Лекция № 4. Конкурентоспособность государств на мировом рынке
- 1. «Конкурентный ромб» м. Портера
- 2. Экологическая политика
- 3. Стадии конкурентного развития стран
- 4. Мировая конкурентоспособность различных стран
- 5. Конкурентоспособность государств на микроуровне
- Лекция № 5. Международная кооперация производства
- 1. Тнк, роль и сферы деятельности тнк в современной мировой экономике
- 2. Операции тнк
- 3. Влияние тнк на мировую экономику и формирование современных мэо
- 4. Тнк и государство в 1990-е гг
- 5. Специфика и основные формы международного технологического обмена
- 6. Международный обмен технологией и права интеллектуальной собственности
- 7. Российские тнк за границей и иностранные тнк в России
- Лекция № 6. Международная миграция рабочей силы
- 1. Исторические предпосылки, причины и основные центры миграции
- 2. Положительные и отрицательные стороны миграции
- 3. Государственное регулирование миграционных потоков. Миграционная политика в рф
- Лекция № 7. Международная региональная экономическая интеграция
- 1. Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции
- 2. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции
- 3. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике
- 4. Содружество Независимых Государств: современная модель экономической интеграции и интересы России
- Лекция № 8. Валютно-финансовые инструменты и институты международных экономических отношений
- 1. Платежный баланс и его виды. Платежный баланс России и ее внешний долг
- 2. Валютный курс и его влияние на внешнюю торговлю. Факторы, его образующие
- 3. Организационно-правовой фундамент современной валютно-финансовой системы
- 4. Ямайская система. Реформирование мвф
- 5. Проблема стабильности постъямайской мировой финансовой архитектуры. Усиление связи национальной валютной системы России с мировой валютной системой
- Лекция № 9. Международные экономические организации и соглашения
- 1. Общие положения
- 2. Роль системы оон в развитии многостороннего регулирования мэо
- 3. Вто и другие организации и соглашения как инструмент многостороннего регулирования мэо
- 4. Участие России в структурах и механизмах многостороннего экономического сотрудничества
- Лекция № 10. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
- 1. Соотношение внутреннего и внешнего равновесия и макроэкономическая роль платежного баланса
- 2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- 3. Макроэкономическая роль валютного курса
- 4. Модель макроэкономического равновесия в открытой экономике