3.Теория «политического реализма» и ее объяснение международной системы.
Отцом-основателем теории политического реализма по праву считается профессор Чикагского университета Ганс Моргентау (1904– 1980). Наиболее известными представителями политического реализма в международных отношениях являются Раймон Арон, Джордж Кеннан, Эдуард Карр, Фредерик Шуман, Кеннет Томпсон. Данная парадигма сформировалась в первой половине XX века, хотя её истоки можно проследить ещё в работах Фукидида, Н.Макиавелли, Т.Гоббса. Основной импульс в своём развитии политический реализм получил в результате серьёзной критики различных утопических теорий в политике, которые игнорировали силовой характер международных отношений. Рассматривая человека в качестве эгоистичного существа, представители данной парадигмы обращаются в первую очередь к исследованию вещей, которые уже существуют в международных отношениях, а не тех, которые возможно появятся в будущем[6].
Основные положения политического реализма:
1.Главными участниками международных отношений являются государства. Государства — рациональные однородные политические организмы. Только государства обладают легитимным правом объявления и ведения войн, заключения международных договоров и т.д. Существо международной политики определяют в первую очередь крупные государства, которые могут поддерживать или нарушать международную стабильность. Они делают то, что могут, в то время как слабые государства — что им позволят. Поэтому великие державы могут жертвовать интересами малых государств.
2.Международные отношения носят анархический характер. Каждый руководствуется только своими интересами, поэтому основной стимул государств на международной арене — национальные интересы. Так как в международных отношениях отсутствует верховная власть, то в них господствует принцип «помоги себе сам».
3.В международных отношениях в условиях существования интересов у каждого из государств невозможно избежать конфликтных ситуаций. Поэтому в основе международных процессов лежит межгосударственный конфликт или его крайняя форма — война. Хотя представители политического реализма не исключают существования других видов международных процессов, все они носят, по их мнению, подчинённый характер по отношению к войне, а мир — это идеальная ситуация, имеющая временный характер. Международное же сотрудничество проявляются, прежде всего, в форме военных и военно-политических союзов. Самым эффективным средством обеспечения мира, согласно политическому реализму, является баланс сил, который возникает как из столкновения национальных интересов, так и из уважения прав друг друга, общности культур[7].
4.Так как в международных отношениях национальные интересы государств постоянно сталкиваются, то основной целью государств является обеспечение собственной безопасности. Главный ресурс её обеспечения — власть в самом широком смысле, главным признаком которой является способность контролировать поведение других участников международных отношений. Другие мотивы поведения государства на международной арене — повышение престижа государства и удовлетворение экономических интересов слоёв, имеющих политический вес в государстве[8].
5.Главным средством обеспечения безопасности государства является сила или угроза применения силы, которые являются основным материальным фактором, обеспечивающим политическую мощь государства. Анархический характер международных отношений невозможно преодолеть с помощью совершенствования норм международного права, которые наоборот должны поддерживать превосходство силы и иерархии.
6.Природу международных отношений нельзя изменить, можно лишь изменить конфигурацию политических сил
4.Теория неомарксизма в международных отношениях.
Представителей неомарксизма (Пол Баран, Пол Суизи, Самир Амин, Арджири Имманюель, Иммануил Валлерстайн и др.) - течения столь же неоднородного, как и транснационализм, также объединяет идея о целостности мирового сообщества и определенная утопичность в оценке его будущего. Вместе с тем исходным пунктом и основой их концептуальных построений выступает мысль о несимметричности взаимозависимости современ ного мира и более того - о реальной зависимости экономически слаборазвитых стран от индустриальных государств, об эксплуатации и ограблении первых последними. Основываясь на некоторых тезисах классического марксизма, неомарксисты представляют пространство международных отношений в виде глобальной империи, периферия которой остается под гнетом центра и после обретения ранее колониальными странами своей политической независимости. Это проявляется в неравенстве экономических обменов и неравномерном развитии. Так например, "центр", в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зависит в своем развитии от сырья и ресурсов "периферии". В свою очередь, страны периферии являются потребителями промышленной и иной продукции, производимой вне их. Тем самым они попадают в зависимость центра, становясь жертвами неравного экономического обмена, колебаний в мировых ценах на сырье и экономической помощи со стороны развитых государств. Поэтому, в конечном итоге, "экономический рост, основанный на интеграции в мировой рынок, есть развитие слаборазвитое". В семидесятые годы подобный подход к рассмотрению международных отношений стал для стран "третьего мира" основой идеи о необходимости установления нового мирового экономического порядка.
Под давлением этих стран, составляющих большинство стран - членов Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН в апреле 1974 года приняла соответствующую декларацию и программу действий, а в декабре того же года - Хартию об экономических правах и обязанностях государств.
- 1.Предмет курса «Мировая политика»
- 2.Характеристика вестфальской системы международных отношений.
- 3.Теория «политического реализма» и ее объяснение международной системы.
- 5.Либеральная и неолиберальная теория международных отношений.
- 6. Важнейшие подходы в мировой политической экономике.
- 7. Промышленный переворот и его влияния на международные отношения.
- 8. Влияние промышленного переворота на социальную структуру общества.
- 9. Информационная революция и ее влияние на формирование «новой экономики».
- 11. Проблемы, стоящие перед развивающимися государствами в процессе глобализации.
- 12. Проблема «дефицита демократического контроля» в современном мире.
- 14. Глобализация и современные отношения в современном мире.
- 16. Причины концентрации предприятий «новой экономики» в отдельных крупных городах.
- 18. Причины, способствующие увеличению влияния личности на современные международные отношения.
- 19. Причины интеграционных процессов в современном мире и их влияние на мировую политику.
- 20. Влияние технико-экономического уровня развития страны на вовлеченность страны в интеграционные процессы.
- 21) Глобальные проблемы современности: причины их появления во второй половине хх века
- 22) Демографический взрыв второй половины хх века: причины и следствия.
- 23) Экологические проблемы современности и их влияние на современные международные отношения.
- 24) Миграционные проблемы современности и их влияние на мировую систему.
- 25. Роль образования в современном мире и тенденции его развития.
- 26. Право и мораль в мировой политике.
- 28.Проблемы безопасности и контроля над вооружениями в современном мире