Раздел 1. Определения терминов «прогнозирование» и «планирование»
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности.1
Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня.
Всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной, и естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности.
На рисунке 1 представлена позиция неопределенности.
Рисунок 1. Позиция неопределенности2.
Представление о будущем может носить как научный, так и ненаучный характер. Ненаучное предвидение может быть обыденным, интуитивным и религиозным. Однако предвидение в сфере внешней политики должно быть научным.
Научное предвидение — это опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.3
В научном предвидении выделяют две основные формы:
— предсказание, где основополагающую роль играет описательный момент,
— предуказание, где указываются необходимые действия для достижения цели4.
В свою очередь, в качестве формы предсказания может выступать прогноз — научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления1. Процесс же разработки прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование – это специальные научные исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. 2
Практика управления социально-политическими процессами показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий. Поэтому в самом общем виде политическое прогнозирование можно определить как опережающее отражение политической действительности. Основная причина, побуждающая политического деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых политических решений на определенном отрезке времени.3
Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.4 В связи с этим различают внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.
В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики. В то же время здесь необходимо различать два аспекта. Один связан с прогнозными оценками конкретных политических событий, другой - охватывает деятельность политических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможности факторов развития.
Внешнеполитическое прогнозирование – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики.5
Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.
На основе прогностических методов оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношений, прежде всего, рассматриваются отношения государств, а затем - прочих участников международной жизни.
Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке, требуется иметь определенную типологию прогнозов. Она может строиться на различных критериях в зависимости от целей, задач, объектов, характера, периода упреждения, методов и т.д. Основополагающим является проблемно-целевой критерий: для чего разрабатывается прогноз? В связи с этим различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные.1
Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции.2Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?
Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования.3 Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
Среди других критериев классификации политического прогнозирования выделим следующие.
Так, в соответствии с периодом, на который рассчитано прогнозирование, различают следующие его виды:
оперативное (до месяца);
краткосрочное (от 1 месяца до 1 года);
среднесрочное (от 1 года до 5 лет);
долгосрочное (от 5 до 15 лет);
сверхдолгосрочное (более 15 лет).1
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность человека или организаций (совокупность процессов), связанных с постановкой целей (задач) и действий в будущем.2 Внешнеполитическое планирование очень часто базируется на результатах прогнозирования.
Отличия прогнозирования от планирования:
планирование носит директивный характер (план необходимо исполнять);
прогнозирование носит информационный (консультативный) характер;
чаще всего, объектом прогнозирования выступает государство и другие акторы международных отношений, объектом планирования является только деятельность самого государства;
прогнозирование может осуществляться на более длительный срок по сравнению с планированием, срок прогнозирования неограничен;
прогноз, по сравнению с планом, менее детализирован, его цель – дать общее представление о перспективах развития социально-экономической системы в будущем; часто для этого достаточно нескольких ключевых показателей, план же разрабатывается более детально.3