Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория эффекта масштаба
В начале 80-х гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер предложили еще одно объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба.
Торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства, объясняется специализацией стран на определенных товарах в силу не сравнительных преимуществ, а экономики масштаба, представляющей собой такое развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу.
Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным, что приводит к возникновению совершенной конкуренции.
Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остается прежним, а количество фирм, производящих его, сокращается. Внутренний эффект масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции (чистой монополии в экстремальном случае), при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечивать увеличение объема продаж за счет снижения цены.
Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, что международная торговля увеличивает размеры рынка сбыта. Когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастают, а цена единицы товара снижается.
Суть эффекта масштабности также заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.
Теория эффекта масштабности производства также не является универсальной, поскольку рассматривает лишь часть номенклатуры внешней торговли.
Необходимо также отметить, что реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению принципов совершенной конкуренции, поскольку она связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков. Они становятся либо олигополическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций (ТНК), что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципами сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самих фирм - ТНК.
- Экзаменационный билет № 1
- Вопрос 1 Мировая экономика. Субъекты мировой экономики. Этапы развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Международные валютно – финансовые организации (мвф, мбрр).
- Вопрос 1 Общая характеристика современного этапа развития мировой экономики.
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы.
- Вопрос 1 Общемировые глобальные проблемы.
- Вопрос 2 Место России в современной мировой экономике
- Вопрос 1 Прямые и портфельные инвестиции на мировом рынке капитала
- Вопрос 2 Кризис международной задолженности. Проблема внешнего долга России
- Факторы кризиса внешней задолженности
- Анализ внешней задолженности
- Билет № 5 Вопрос 1 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- 5.1.Международное движение капитала.
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт. Причины кризиса
- Билет № 6 Вопрос 1 Международное разделение труда. Показатели участия стран в мирохозяйственных связях
- Вопрос 2 Россия на мировом рынке капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование
- Вопрос 1 Теория абсолютного преимущества. Ограниченность теории а. Смита
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория конкурентных преимуществ
- Вопрос 2 Еврорынок
- Вопрос 1 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 2 Мировая валютная система. Критерии эффективного функционирования
- Валютная система и ее виды
- Вопрос 1 Группы стран в мировой экономике
- Вопрос 2 Международное регулирование мировой торговли: роль гатт/вто
- Вопрос 1 Теория относительного преимущества. Недостатки теории
- Вопрос 2 Международная миграция рабочей силы
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория жизненного цикла товара
- Вопрос 2 Валютная политика и ее формы
- Формы валютной политики
- Валютная интервенция
- Вопрос 1 Альтернативные теории международной торговли. Теория эффекта масштаба
- Вопрос 2 Валютный курс и факторы его определяющие
- Вопрос 1 Теорема Рыбчинского. Голландская болезнь
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Генуэзская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Международные компании на мировом рынке: мнк, тнк, тнб
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Бреттон-вудская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Общая характеристика мирового рынка
- Вопрос 2 Эволюция мировой валютной системы. Ямайская мвс. Причины кризиса
- Вопрос 1 Объективные основы и этапы экономической интеграции
- Вопрос 2 Движение факторов производства. Формы международного движения капитала
- Вопрос 1 Перспективы развития снг
- Вопрос 2 Международная передача технологий
- Вопрос 1 нафта: цель создания и промежуточные результаты
- Вопрос 2 Глобализация мирового хозяйства
- Вопрос 1 Интеграционные процессы в Латинской Америке и в атр
- Вопрос 2 Национальная валютная система. Основные элементы